Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:28, реферат
В ходе исследования были проанализированы отчеты об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2000 и 2001 гг., за первое полугодие 2002 г. по различным направлениям расходов, а также проведена оценка объемов и направлений финансовой помощи из федерального бюджета. Проведенный анализ был дополнен сведениями, полученными в результате некоторых ранее проведенных исследований.
С целью обеспечения сопоставимости сравнений большинство анализируемых показателей учитывалось не только в абсолютных размерах, но и было пересчитано на душу населения. Кроме этого для анализа были использованы такие показатели, как доля соответствующей статьи во всех расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, доля соответствующей статьи в собственных доходах (т. е. сумме налоговых и неналоговых доходов) консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, соотношение соответствующей статьи и валового регионального продукта (ВРП).
Введение
1. Общее состояние региональных бюджетов в России
2. Финансовая помощь субъектам Российской Федерации из федерального бюджета и расходы региональных бюджетов
3. Нерациональные расходы региональных бюджетов
4.Субсидии из региональных бюджетов в отрасли производственной сферы
5. Нерациональное расходование бюджетных средств в жилищно-коммунальном хозяйстве
6. Другие виды нерациональных расходов региональных бюджетов
7. Практика предоставления региональными властями налоговых льгот, гарантий и поручительств
8. Предложения по оптимизации расходов региональных бюджетов
Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Костромской
государственный
Кафедра
финансов и кредита
Реферат
по финансам
на тему:
«Направления
укрепления финансовой базы региональных
бюджетов»
Студентка: Шастина Анна Витальевна
Группа:
07-Бк-3а
Кострома
2010
Содержание:
Введение
1. Общее состояние региональных бюджетов в России
2. Финансовая помощь субъектам Российской Федерации из федерального бюджета и расходы региональных бюджетов
3. Нерациональные расходы региональных бюджетов
4.Субсидии из региональных бюджетов в отрасли производственной сферы
5. Нерациональное
расходование бюджетных
6. Другие виды нерациональных расходов региональных бюджетов
7. Практика предоставления
региональными властями
8. Предложения
по оптимизации расходов
Заключение
Введение
В последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в системе управления региональными и местными бюджетами, связанные как с изменением налогового и бюджетного законодательства, так и с изменениями экономической ситуации в стране. Кардинально были пересмотрены и принципы построения межбюджетных отношений. Общие направления дальнейшего совершенствования системы управления региональными финансами были закреплены в утвержденной в августе 2001 г. Правительством Российской Федерации «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».
Предложения
по дальнейшему развитию бюджетной
системы страны могут быть сведены
к нескольким направлениям, одно из
которых заключается в снижении
объемов профицита с
Между
тем, предварительный анализ ситуации,
сложившейся в различных
Исходя из этого, представляется целесообразным провести анализ нерациональных расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Именно этой теме и было посвящено настоящее исследование, проведенное специалистами Института реформирования общественных финансов и Центра исследования бюджетных отношений. Результаты исследования были использованы при подготовке материалов к докладу Экспертного института «Бремя государства и экономическая политика: либеральная модель».
В ходе исследования были проанализированы отчеты об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2000 и 2001 гг., за первое полугодие 2002 г. по различным направлениям расходов, а также проведена оценка объемов и направлений финансовой помощи из федерального бюджета. Проведенный анализ был дополнен сведениями, полученными в результате некоторых ранее проведенных исследований.
С
целью обеспечения
1. Общее состояние региональных бюджетов в России
В соответствии с Конституцией, Россия является федеративным государством. По уровню централизации налоговых доходов Россия примерно соответствует среднему для федеративных государств показателю. Россия находится только в начале реального формирования в стране бюджетного федерализма. Ключевым вопросом в этом отношении является необходимая степень децентрализации бюджетных доходов. В течение последнего десятилетия степень децентрализации бюджетной системы России испытывала разнонаправленные тенденции: уровень децентрализации налоговых доходов повышался аналогично тому, который сложился в Швейцарии, и снижался до состояния, имеющего место в Бразилии. При этом в период не очень хорошего функционирования экономической и политической систем (например, в 1993,1998 гг.) децентрализация возрастала, а в условиях стабильной работы экономики эта децентрализация снижалась.
В настоящее время управлением расходами региональных бюджетов занимаются преимущественно финансовые органы администраций (правительств) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Чаще всего финансовые органы озабочены необходимостью осуществить финансирование расходов, не обеспеченных доходной базой. Показатели повышения эффективности расходов, которыми отчитываются исполнители, в бюджетах не учитываются и в этом смысле не являются достоверными. Одной из основных проблем, мешающих вести работу по повышению эффективности расходования средств региональных и местных бюджетов, является недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе.
Нормативная база в недостаточной мере регулирует все этапы расходования денежных средств территориальных бюджетов; не имеется системы, стимулирующей и контролирующей работу органов государственной власти и местного самоуправления, а также отдельных служащих по проведению более рациональной политики в отношении бюджетных расходов.
Обзоры расходов региональных бюджетов на финансирование отдельных отраслей показали, что полномочия региональных бюджетов по финансированию общественных услуг размыты и определение их перечня в полном объеме не представляется возможным.
По экспертным оценкам, обеспечение полного финансирования текущих расходов региональных бюджетов может быть осуществлено за счет принятия комплексных мер, включающих сокращение издержек оказания бюджетных услуг, оптимизацию количества и изменение структуры оказываемых услуг, увеличение стоимости бюджетных услуг, оплачиваемых потребителями, ревизию и сокращение льгот, наведение порядка с их получением, сокращение несанкционированного пользования общественными услугами и т. п.
В условиях нехватки доходов продолжается привлечение заемных средств на финансирование текущих расходов региональных бюджетов, что в мировой практике считается неприемлемым.
Неэффективность расходования средств региональных бюджетов связана с существенными недостатками планирования расходов отраслей.
Имеющаяся сеть бюджетных учреждений, финансирующихся за счет средств территориальных бюджетов, в значительной своей части носит избыточный характер и не соответствует возможностям бюджетов по ее финансированию и спросу потребителей общественных услуг.
Недостаточно используемым механизмом повышения эффективности расходов бюджетных учреждений является лимитирование потребления ресурсов в натуральных показателях.
Пока редко применяется практика контрактации — найма органами государственной власти и местного самоуправления частных компаний для оказания населению услуг, ранее традиционно поставляемых организациями общественного сектора.
Еще
одним из резервов оптимизации расходов
региональных бюджетов является нормализация
процедур ведения бюджетными учреждениями
предпринимательской и иной деятельности,
приносящей доход.
2. Финансовая помощь субъектам Российской Федерации из федерального бюджета и расходы региональных бюджетов.
В результате последовательной реализации целого комплекса мер, направленных на формирование нового механизма межбюджетных отношений и его совершенствования, в 1999–2001 гг. был осуществлен переход к методике распределения трансфертов из федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР), основанной на сопоставлении реальной бюджетной обеспеченности регионов с использованием объективных оценок налогового потенциала регионов и их расходных потребностей. В последние годы при расчете трансфертов из федерального бюджета регионам вместо фактических расходов используются так называемые индексы бюджетных расходов, характеризующие, во сколько раз больше или меньше среднего по России уровня обходится в данном конкретном субъекте Российской Федерации производство одного и того же объема бюджетных услуг. Данный индекс рассчитывается для регионов по единой методике (формуле) на основе объективных параметров, позволяющих привести удельные бюджетные доходы регионов к сопоставимым условиям (прожиточный минимум, бюджетная обеспеченность, соотношение расчетных доходов и расходов и т. д.).
Фонд
финансовой поддержки регионов состоит
из двух частей, распределяемых по различным
принципам. Первая часть объемом 80%
фонда распределяется среди всех
субъектов Российской Федерации, чья
среднедушевая бюджетная
При обсуждении проектов федеральных бюджетов на 2001 и 2002 гг. шли многочисленные дискуссии о необходимости в той или иной степени учитывать межрегиональные различия, возникающие при финансировании бюджетных услуг. Исходя из этого, состав учтенных расходов ограничен основными социально значимыми расходами, «привязанными» к численности населения (потребителей бюджетных услуг), отражающими подавляющую часть межрегиональных различий и образующими базу для формирования в дальнейшем системы регионально дифференцированных минимальных государственных социальных стандартов.
В механизме формирования и расходования средств Фонда финансовой поддержки регионов за последние годы произошли значительные позитивные изменения. Этот компонент системы межбюджетных отношений в Российской Федерации в наименьшей степени требует дополнительного совершенствования.
Фонд регионального развития и Фонд развития региональных финансов были образованы в составе расходов федерального бюджета на 2000 и 2001 гг. Средства Фонда регионального развития, выполняющего функцию аккумуляции инвестиционной составляющей финансовой помощи регионам, направляются на финансирование федеральных программ развития регионов, а также на дополнительную финансовую помощь высокодотационным субъектам Российской Федерации. Фактически, данный Фонд должен в будущем стать альтернативной заменой получившей в середине 1990х годов практике финансирования инвестиционных проектов через федеральные целевые программы, в том числе программы социально-экономического развития регионов.
Наконец, в федеральном бюджете на 2002 г. создан Фонд реформирования региональных финансов, средства которого распределяются между субъектами Федерации, проводящими реформы в сфере управления региональными бюджетами, на конкурсной основе. В этом отношении данный фонд играет роль «стимулирующей составляющей» финансовой помощи, направляемой из федерального бюджета в регионы.
В составе федеральных бюджетов на 2001 и 2002 гг. был создан специальный Фонд компенсаций, средства которого в виде субвенций направляются на финансирование ряда «федеральных мандатов». Перечисления осуществляются всем без исключения субъектам Федерации пропорционально численности соответствующих категорий граждан (с учетом регионального коэффициента).
Информация о работе Направление укрепления финансовой базы региональных бюджетов