Налоговые реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:23, реферат

Описание работы

Налоги, как и вся налоговая система, являются одним из главных инструментов управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Налоговые реформы...........................................................................................5
1.1 Налоговые реформы. Цель налоговой рефоры……………………………5
1.2 Налоговые поправки………………………………………………………...9
1.3 Виды налоговых реформ…………………………………………………....13
2. Налоги и налоговая система в РФ и развитых странах…………………….14
2.1 Проблемы налоговой системы РФ………………………………………….14
2.2 Налоговые реформы в развитых странах и в РФ…………………………17
2.3 Налоговая реформа Романовского М.В. и Врублевской О.В. ……………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по финансам.docx

— 45.60 Кб (Скачать)

    Помимо  создания соответствующей законодательной  базы, в основе повышения эффективности  налоговой системы лежат совершенствование  структуры налогов и создание налоговых органов всех уровней, оптимально обеспечивающих сбор.  

2.2 Налоговые реформы в развитых странах и в РФ

    Налоговые реформы развитых стран мира на протяжении XX века были направлены на повышение  эффективности налоговых систем, создание системы, обладающей свойствами, которые вытекают из классических принципов  налогообложения Адама Смита. Таких  свойств можно выделить пять:

  1. экономически эффективная налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов;
  2. административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении;
  3. гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия;
  4. политическая ответственность: налоговая система должна быть построена для убеждения людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии отражать их предпочтения;
  5. справедливость: налоговая система должна быть справедливой по отношению к различным индивидуумам.

    Итак, во многих развитых странах уже давно  стремятся создать налоговую  систему, соответствующую этим свойствам. К 80-м годам некоторых странах  уже оформились государственные  методики влияния на налоговые системы, причем заметную роль в этих методиках  играют компоненты формирования налоговых институтов, не структуры налогов, которым раньше уделялось много внимания. Практически одновременно в 80-х годах были проведены налоговые реформы в США (1986 г.), Канаде (1987 г.), Германии (1988 г.). После завершения структура прямых и косвенных налогов в сумме всех поступлений приняла вид (на 1989 год):

  Страна    Прямые  налоги, %   Косвенные налоги, %    
  CША    91,7   8,3
  Германия    53,2   46,8
  Франция   39,1   60,9
Великобритания    55,4   44,6
  Япония    74,2   25,8   

    Практически во всех развитых странах еще в  конце 80-х годов прямые налоги преобладают  над косвенными, причем такая тенденция  будет сохраняться и в будущем. А среди прямых налогов преобладают  подоходный налог с физических лиц  и корпоративный налог.

    Если  же сравнивать доли прямых и косвенных  налогов в сумме налоговых  поступлений в России, то получим  ситуацию, резко отличающуюся от мировых  тенденций, так как доля косвенных  налогов в значительной мере превышает  долю прямых. Причем в России такая  ситуация изменяется в сторону уменьшения доли прямых налогов. Но доля подоходного  налога с физических лиц мала, хотя в настоящее время появилась  тенденция к ее увеличению, что  связано с введением налоговой  декларации и улучшением учета доходов  с физических лиц благодаря присвоению ИНН налогоплательщикам-физическим лицам.  
 
 

    Год     Прямые  налоги, %     Косвенные налоги, %
    1995     27,9     60,1
    1996     21,4     73,7
    1997     20,4     72,0
    1998     15,7     80,5
    1999     15,3     67,7
    2000     12,9     69,2

    Налоговые реформы, проведенные в 80-х годах, почти во всех странах привели  к увеличению доли основных налогов  в ВВП. Особенно ярко эта тенденция  проявилась в росте доли в ВВП  подоходного налога: в США этот налог вырос с 8,43 до 10,1%, во Франции  – с 4,41 до 6,2%, в Японии – с 4,6 до 6,1%, в Германии – с 4,11 до 10,1%. Доля налога на прибыль и НДС тоже увеличилась.

    Налоговые реформы сопровождались совершенствованием налоговых институтов. В США был  введен новый налоговый кодекс взамен действовавшего с 1954 года кодекса доходов. Налоговая реформа 1986 года заменила сложно-прогрессивную шкалу подоходного  налога, состоявшую из 15 категорий налогов  по ставкам от 11 до 50%, шкалой, состоящей  из двух ставок, с одновременным  расширением базы налогообложения. Конгрессом США в 1988 году было принят специальный законодательный акт: “Биль о правах налогоплательщика”, - а также были приняты шаги по усилению контроля за Службой внутренних доходов.

    В ФРГ налоговая реформа сопровождалась введением закона, определившего  порядок взимания налогов и санкции  при невыполнении физическими и  юридическими лицами своих налоговых  обязательств.

    В России же проводимые изменения налогового института не всегда вели к положительным  результатам. Снижение налоговых ставок (НДС в 1993 году и налога на прибыль в 1994 году) и введение налоговых льгот не привело к увеличению объема инвестиций, росту экономической активности и снижению уклонения от налогов. В России не наблюдалось эффекта Лаффера, согласно которому объем налоговых поступлений должен был вырасти при снижении налоговых ставок. Это свидетельствует о наличии в переходной экономике более сложных взаимосвязей между налоговой политикой и экономической активностью.

    Введение  единой ставки подоходного налога имеет  целью увеличить базу налогообложения, используя опыт, накопленный в  ходе реформирования американской налоговой  системы в 1986 году. Ярко выраженный социальный аспект проводимой в России налоговой реформы, которая помимо снижения налоговых ставок предусматривает  различные льготы по налогообложению  для средств, направляемых на медицинские  расходы и образование, предполагает уменьшение уклонения от налогообложения  физических лиц.

    В России после долгих дискуссий о  налоге на добавленную стоимость  в принятой главе 21 НК РФ ставки налога сохранены на прежнем уровне: основная - 20 % и льготная – 10 %.    Присутствие во части второй НК РФ главы 21 "Налог на добавленную стоимость" и главы 22 "Акцизы" говорит о возрастании роли косвенных налогов. НДС занимает первое по доходности место в федеральном бюджете, акцизы прочно занимают место среди четырех основных источников бюджетных доходов.

    Налог на прибыль в соответствии с гл. 25 НК составляет теперь 24%, в то время  как раньше был 35%, а подоходный налог  был снижен до 13%, что позволило  увеличить поступления в бюджет на 50%.

    Такие данные говорят о том, что косвенные  налоги превалируют над прямыми  и в ближайшее время эта  ситуация не изменится, хотя в мире существует обратная тенденция. В то же время налогу на прибыль и подоходному  налогу отводится более скромная роль и их ставки понижаются. Но это  можно было бы объяснить не столько  тем, что им уделяется недостаточно внимания, сколько тем, что обложение по более высоким ставкам приведет к уклонению от уплаты этих налогов.  

2.3 Налоговая реформа Романовского М.В. и Врублевской О.В.

    Романовский М.В. и Врублевская О.В. считают, что  необходимо оздоровление государственного бюджета, которое нужно провести по трем направлениям:

    • увеличение доходной базы бюджета;

    • реструктуризация расходной части  бюджета;

    • упорядочение бюджетных процедур.

    Они подчеркивают, что проведение налоговой  реформы неизбежно, потому что для  добросовестных и не имеющих льгот  налогоплательщиков уровень налогов  чрезмерен, в то время как значительное число налогоплательщиков имеют  льготы или противозаконно уклоняются от налогов. Возможности наращивания  доходов бюджета за счет увеличения номинального налогового бремени исчерпаны, поэтому основной прирост доходов  бюджета предполагается получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и совершенствования  бюджетных процедур, а также за счет повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя, усиления значимости в доходах бюджета налогов  с физических лиц. Основным направлением налоговой политики должно стать  обеспечение приемлемых, как для  государства, гак и для участников рынка, фискальных условий деятельности. При этом основным приоритетом налоговой  реформы должно стать не только увеличение доходов бюджета, но и обеспечение  предпринимательской и деловой  активности для оживления производства.

    По  мнению Романовского М.В. и Врублевской  О.В., для выхода из бюджетного необходима налоговая реформа, включающая:

    - совершенствование налогового законодательства  с целью его упрощения, придания  налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения,  снижения налоговых ставок, обеспечение  нейтральности налогов по отношению  к некоторым категориям налогоплательщиков;

    - пересмотр и отмену налоговых  льгот; 

    - объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;

    - совершенствование норм и кодификацию правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства;

    - установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение “теневых” экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.

    - четкое установление налогов по различным уровням финансовой системы, прежде всего введение и строгий контроль закрытого перечня региональных и местных налогов (на федеральном уровне будут определены общие принципы установления этих налогов и предельные значения их ставок).

    Романовский М.В. и Врублевская О.В. убеждены, что для стабилизации налоговой  и бюджетной системы нужны  пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе  но налогу на прибыль, подоходному налогу, НДС. В необходимых случаях (и  частности, предприятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета.

    Налоговому  законодательству необходимо придать  большую четкость и “прозрачность”, не оставляющую места для неоднозначного толкования налоговых норм.

    Должны  быть предприняты меры по борьбе с  предоставлением незаконных льгот  и с ведением не отражаемой в бухгалтерском  учете хозяйственной деятельности путем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в “теневой” сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшорными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и “третьих лиц”.  
 
 
 

 

    

                                                Заключение

    В настоящее время налоговые реформы  завершены или все еще проводятся в целом ряде стран, при этом реформаторам в большинстве случаев удалось  добиться позитивных изменений как  в экономике, так и в социальной сфере.

    Можно обратить внимание на то, что в процессе анализа и выработки налоговой  политики на первый план все больше выходят международные факторы.

    Действительно, последние года реформы налогообложения  в ряде стран, входящих в состав различных  международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое  законодательство в соответствии с  некими общими требованиями. При этом сходство достигается как в части  правовых норм, определяющих состав налогов  и сборов, так и норм, регулирующих порядок их исчисления и уплаты.

Информация о работе Налоговые реформы