Налоговые доходы федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование состава, структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. рассмотреть понятие и сущность налогов, а также федерального бюджета;
2. изучить понятие налоговых доходов бюджета и рассмотреть их состав и структуру;
3. изучить динамику налоговых доходов федерального бюджета.
Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты формирования налоговых доходов федерального бюджета

1.1 Понятие налогов и их сущность
1.2 Налоговые доходы федерального бюджета
Оценка состояния доходной части федерального бюджета

2.1 Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета
2.2 Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета
2.3 Зарубежный опыт формирования налоговых доходов федерального бюджета и применение его в России (на примере США)
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Налоговые доходы федерального бюджета РФ1.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     Налоговым периодом признается календарный месяц. Ставки НДПИ установлены ст.342 НК РФ по видам ПИ в процентах от их стоимости, а по газу горючему природному – в твёрдой сумме с единицы измерения его количества (1000 м3). Существует нулевая ставка НДПИ, по которой облагаются нормативные потери ПИ при добыче, связанные с применяемыми технологиями разработки месторождений.

     Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками являются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства на территории РФ или получающих доходы от источников в РФ. Объект налогообложения – прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли) или доходы, полученные от источников в РФ), полученная налогоплательщиками.

     Налоговый период по налогу на прибыль – календарный  год. Налоговая база по налогу на прибыль  представляет собой денежное выражение  прибыли, подлежащей налогообложению. При определении налоговой базы прибыль рассчитывается нарастающим  итогом с начала налогового периода.  

     Налоговая ставка для российских организаций  равна 20%, из которых 2% зачисляется в  федеральный бюджет и 18% - в региональный.  Прибыль, полученная ЦБ РФ от основной деятельности облагается ставкой налога 0%. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

  1. 10% - от использования, содержания и сдачи в аренду судов, самолетов и др. транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
  2. 20% - со всех остальных доходов, за исключением доходов по ценным бумагам.

     По  доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

  1. 9% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами РФ;
  2. 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, и наоборот.

     Единый  социальный налог (ЕСН), действовавший до 1.01.2010г. и замененный страховыми взносами,носил целевой характер, поскольку был предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налогоплательщиками являлись работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Объект налогообложения – выплаты и другие вознаграждения, начисляемые в пользу физ. лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, для налогоплательщиков-предпринимателей объектом налогообложения является их прибыль. Исходя из объекта, соответственно определяется и налоговая база. Налоговый период ЕСН был определен в календарный год.Размер ЕСН зависел не только от суммы выплачиваемого или получаемого дохода, но и от статуса налогоплательщика. Ставка ЕСН являлась регрессивной. Она снижалась при увеличении налоговой базы нарастающим итогом в двух интервалах: с 280 001 руб. до 600 000 руб. и свыше 600 000 руб.

Общая величина налоговой ставки для организаций  и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, при величине налоговой базы до 280 000 руб. определена в размере 26%.

     Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физ. лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Объектами налогообложения и соответствующей налоговой базой:

  • забор воды из водных объектов (налоговая база – объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период);
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (налоговая база – площадь предоставленного водного пространства);
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (налоговая база – количество произведенной за налоговый период электроэнергии);
  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях (налоговая база – произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период в тыс. м3, и расстояния сплава, выраженного в км, деленного на 100).

 Ст. 333 НК РФ определяет водные  объекты, не подлежащие налогообложению.

      Налоговый период по водному налогу – квартал. Налоговые ставки установлены по бассейнам рек, озер, морей в руб. за 1000 м3 воды, забранной из поверхностных или подземных водных объектов.

      Налогоплательщиками сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов являются организации и физ. лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов на территории РФ. Объектом обложения признается их изъятие из среды обитания. Налоговая база по объектам животного мира определяется в натуральном размере за одно животное, по объектам водных биоресурсов – в тоннах. Налоговая ставка рассчитывается по каждому виду объекта животного и водного мира, изъятого из среды его обитания.

      Государственная пошлина – обязательный платеж в государственный бюджет, взимаемый за совершение юридически значимых для налогоплательщиков действий. К таким действиям относятся:

  • прием и рассмотрение заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций;
  • совершение нотариальных действий гос. нотариусами или уполномоченными должностными лицами;
  • гос. регистрация актов гражданского состояния;
  • рассмотрение и выдача документов в связи с приобретением или выходом их гражданства РФ;
  • др. юридически значимые действия или выдача документов госорганами и пр. 

     Структура доходов федерального бюджета РФ представлена на рисунке 2.1, где налоговые  доходы являются основными и составляют в среднем больше 50%.  За период 2006-2010гг и январь – февраль 2011г. доля налоговых доходов снизилась на 4,3% по сравнению с 2006г. за счет постепенного увеличения неналоговых доходов. Наибольший объем налоговых доходов приходится на 2006г. и составляет 61,2%. 

      

     Рисунок 2.1 - Структура доходов федерального бюджета РФ за период 2006-2010гг, 2011г. (янв. - фев.), % 

     В таблице 2.1 приведены данные, характеризующие  структуру налоговых доходов. Основную долю доходов федерального бюджета  РФ составляют косвенные налоги - налог  на добавленную стоимость, акцизы. В  сумме эти два налога составляют в среднем 51,2% налоговых доходов федерального бюджета. Наибольший доход обеспечивает налог на добавленную стоимость. Причем на протяжении 2006-2010гг. в структуре налоговых доходов он вырос на 14,8%. В 2006г. его доля составила 42%, а в 2010г.  – 56,8% от общего доходов. Доля акцизов составляет в среднем 3%.

Таблица 2.1 - Структура налоговых доходов  федерального бюджета РФ за период 2006-2010гг, 2011(янв.-фев.), %

     
Виды  налоговых доходов 2006г 2007г 2008г 2009г 2010г 2011г Сред. значение
Налог на прибыль, доходы 14,2 13,8 14,5 5,0 5,8 2,0 10,7
Налоги  и взносы на соц. нужды 8,8 8,7 9,7 13,1 - - 10,1
НДС 42,0 48,8 40,7 52,6 56,8 56,2 48,2
Акцизы 3,1 2,9 3,1 2,6 3,3 4,5 3,0
НДПИ 30,4 24,2 30,7 25,2 31,3 35,5 28,4
Водный  налог 0,4 0,3 0,2 0,2 0,1 0,2 0,3
Сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов 0,2 0,1 0,03 0,01 0,01 0,01 0,1
Регулярные  платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции 0,1 0,3 0,4 0,4 0,6 0,7 0,3
Госпошлина  и сборы 0,7 0,6 0,6 0,8 1,4 1,0 0,9
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,2 0,1 0,02 0,02 0,8 0,0004  
0.2
 

     Второе  место в структуре доходов  занимает налог на добычу полезных ископаемых, средняя доля которого составляет 28,4%. Затем следует налог на прибыль организаций – 10,7%. После 2008г. его доля значительно снизилась за счет уменьшения налоговой ставки с 24% до 20%.  Доля налогов и взносов на соц. нужды, действовавшие до 1.01.2010г., за период 2006-2009гг постепенно увеличилась на 4,3% и составляла в среднем 10,1%. Остальные налоги занимают наименьшую долю в структуре налоговых доходов и вместе составляют 1,7%. 

     2.2   Анализ динамики  налоговых доходов  федерального бюджета 

     Анализируя  данные налоговых поступлений в  федеральный бюджет таблицы 2.2, можно  отметить, что наибольшая сумма доходов  приходилась на 2008г. и составила 5 232,7 млрд. руб. В соответствии с рисунком 2.2 положительная динамика поступлений наблюдается за весь анализируемый период, за исключением 2009г., в котором сумма доходов составила 3 896,5 млрд. руб., что на 25,5%  по сравнению с 2008г.

Таблица 2.2 – Динамика налоговых доходов  федерального бюджета за период 2006-2011гг.

Год Сумма, млрд. руб. Темп прироста, в % к предыдущ. году Темп прироста, в % к 2006г.
2006г. 3 595,7 - -
2007г. 4 633,7 28,9 28,9
2008г. 5 232,7 12,9 45,5
2009г. 3 896,5 -25,5 8,4
2010г. 4 401,9 13,0 22,4
2011г. 797,5 - -
 
 
 
 
 

Таким образом, объем налоговых поступлений  за период 2006-2010гг. увеличился на 22,4% по сравнению с 2006г.     
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.2 - Динамика налоговых доходов федерального бюджета за 2006-2011гг, млрд руб. 

     Данные  таблицы 2.3 показывают, что доходы, поступающие от НДС, имеют отрицательную динамику в 2008-2009гг. и составляют 2 132,2 млрд. руб. и 2050,0 млрд. руб. соответственно. В 2010г. наблюдается прирост доходов на 25,5% по сравнению с 2009г.

Таблица 2.4. – Динамика доходов от уплаты НДС, зачисляемого в федеральный бюджет за период 2006-2011гг.

Год Сумма, млрд. руб. Темп прироста, в % к предыдущ.году Темп прироста, в % к 2006г.
2006г. 1 510,9 - -
2007г. 2 261,5 49,7 49,7
2008г. 2 132,2 -5,7 41,1
2009г. 2 050,0 -3,9 35,7
2010г. 2 498,3 21,9 65,3
2011г. 448,3 - -
 

     Поступления в федеральный бюджет от уплаты акцизов  постоянно увеличиваются на протяжении 2006-2010гг. (рисунок 2.3), и за весь период их прирост по сравнению с 2006г. составил 30,3%(Приложение 1). Однако в 2009г. наблюдалось снижение доходов на 8,1% по сравнению с 2006г., и в федеральный бюджет поступило 101,5 млрд. руб. В дальнейшем объем доходов по акцизам будет увеличиваться за счет увеличения налоговых ставок по всем подакцизным товарам.

       
 
 
 
 

     Рисунок 2.3 – Динамика доходов от уплаты акцизов, зачисляемых в федеральный бюджет за период 2006-2010гг, млрд руб. 

     В соответствии с таблицей 2.5 доходы от НДПИ в целом за 2006-2010гг. увеличились  на 25,8% по сравнению с 2006г. и составили  в 2010г. 1 376,6 млрд. руб. Однако в 2009г. наблюдается значительное снижение доходов от НДПИ на 38,8% по сравнению с 2008г.

     Динамика  поступлений налога на прибыль организаций  в федеральный бюджет с 2006г. по 2008г. является положительной и в 2008г. доходы от налога на прибыль составили 761,1 млрд. руб. и выросли на 49,3% по сравнению с 2006г. (таблица 2.6). 

Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета РФ