Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование состава, структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. рассмотреть понятие и сущность налогов, а также федерального бюджета;
2. изучить понятие налоговых доходов бюджета и рассмотреть их состав и структуру;
3. изучить динамику налоговых доходов федерального бюджета.
Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.
Введение
Теоретические аспекты формирования налоговых доходов федерального бюджета
1.1 Понятие налогов и их сущность
1.2 Налоговые доходы федерального бюджета
Оценка состояния доходной части федерального бюджета
2.1 Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета
2.2 Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета
2.3 Зарубежный опыт формирования налоговых доходов федерального бюджета и применение его в России (на примере США)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Налоговым периодом признается календарный месяц. Ставки НДПИ установлены ст.342 НК РФ по видам ПИ в процентах от их стоимости, а по газу горючему природному – в твёрдой сумме с единицы измерения его количества (1000 м3). Существует нулевая ставка НДПИ, по которой облагаются нормативные потери ПИ при добыче, связанные с применяемыми технологиями разработки месторождений.
Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками являются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства на территории РФ или получающих доходы от источников в РФ. Объект налогообложения – прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли) или доходы, полученные от источников в РФ), полученная налогоплательщиками.
Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год. Налоговая база по налогу на прибыль представляет собой денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. При определении налоговой базы прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговая ставка для российских организаций равна 20%, из которых 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% - в региональный. Прибыль, полученная ЦБ РФ от основной деятельности облагается ставкой налога 0%. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:
По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:
Единый
социальный налог (ЕСН),
действовавший до 1.01.2010г. и замененный
страховыми взносами,носил целевой характер,
поскольку был предназначен для мобилизации
средств на реализацию права граждан на
государственное пенсионное и социальное
обеспечение и медицинскую помощь. Налогоплательщиками
являлись работодатели, производящие
выплаты наемным работникам. Объект налогообложения
– выплаты и другие вознаграждения, начисляемые
в пользу физ. лиц по трудовым и гражданско-правовым
договорам, для налогоплательщиков-
Общая величина налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, при величине налоговой базы до 280 000 руб. определена в размере 26%.
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физ. лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Объектами налогообложения и соответствующей налоговой базой:
Ст.
333 НК РФ определяет водные
объекты, не подлежащие
Налоговый период по водному налогу – квартал. Налоговые ставки установлены по бассейнам рек, озер, морей в руб. за 1000 м3 воды, забранной из поверхностных или подземных водных объектов.
Налогоплательщиками сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов являются организации и физ. лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов на территории РФ. Объектом обложения признается их изъятие из среды обитания. Налоговая база по объектам животного мира определяется в натуральном размере за одно животное, по объектам водных биоресурсов – в тоннах. Налоговая ставка рассчитывается по каждому виду объекта животного и водного мира, изъятого из среды его обитания.
Государственная пошлина – обязательный платеж в государственный бюджет, взимаемый за совершение юридически значимых для налогоплательщиков действий. К таким действиям относятся:
Структура доходов федерального бюджета РФ представлена на рисунке 2.1, где налоговые доходы являются основными и составляют в среднем больше 50%. За период 2006-2010гг и январь – февраль 2011г. доля налоговых доходов снизилась на 4,3% по сравнению с 2006г. за счет постепенного увеличения неналоговых доходов. Наибольший объем налоговых доходов приходится на 2006г. и составляет 61,2%.
Рисунок
2.1 - Структура доходов федерального бюджета
РФ за период 2006-2010гг, 2011г. (янв. - фев.), %
В таблице 2.1 приведены данные, характеризующие структуру налоговых доходов. Основную долю доходов федерального бюджета РФ составляют косвенные налоги - налог на добавленную стоимость, акцизы. В сумме эти два налога составляют в среднем 51,2% налоговых доходов федерального бюджета. Наибольший доход обеспечивает налог на добавленную стоимость. Причем на протяжении 2006-2010гг. в структуре налоговых доходов он вырос на 14,8%. В 2006г. его доля составила 42%, а в 2010г. – 56,8% от общего доходов. Доля акцизов составляет в среднем 3%.
Таблица 2.1 - Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за период 2006-2010гг, 2011(янв.-фев.), %
Виды налоговых доходов | 2006г | 2007г | 2008г | 2009г | 2010г | 2011г | Сред. значение |
Налог на прибыль, доходы | 14,2 | 13,8 | 14,5 | 5,0 | 5,8 | 2,0 | 10,7 |
Налоги и взносы на соц. нужды | 8,8 | 8,7 | 9,7 | 13,1 | - | - | 10,1 |
НДС | 42,0 | 48,8 | 40,7 | 52,6 | 56,8 | 56,2 | 48,2 |
Акцизы | 3,1 | 2,9 | 3,1 | 2,6 | 3,3 | 4,5 | 3,0 |
НДПИ | 30,4 | 24,2 | 30,7 | 25,2 | 31,3 | 35,5 | 28,4 |
Водный налог | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,3 |
Сборы
за пользование объектами |
0,2 | 0,1 | 0,03 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,1 |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции | 0,1 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,7 | 0,3 |
Госпошлина и сборы | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,8 | 1,4 | 1,0 | 0,9 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 0,2 | 0,1 | 0,02 | 0,02 | 0,8 | 0,0004 | 0.2 |
Второе
место в структуре доходов
занимает налог на добычу полезных ископаемых,
средняя доля которого составляет 28,4%.
Затем следует налог на прибыль организаций
– 10,7%. После 2008г. его доля значительно
снизилась за счет уменьшения налоговой
ставки с 24% до 20%. Доля налогов и взносов
на соц. нужды, действовавшие до 1.01.2010г.,
за период 2006-2009гг постепенно увеличилась
на 4,3% и составляла в среднем 10,1%. Остальные
налоги занимают наименьшую долю в структуре
налоговых доходов и вместе составляют
1,7%.
2.2
Анализ динамики
налоговых доходов
федерального бюджета
Анализируя данные налоговых поступлений в федеральный бюджет таблицы 2.2, можно отметить, что наибольшая сумма доходов приходилась на 2008г. и составила 5 232,7 млрд. руб. В соответствии с рисунком 2.2 положительная динамика поступлений наблюдается за весь анализируемый период, за исключением 2009г., в котором сумма доходов составила 3 896,5 млрд. руб., что на 25,5% по сравнению с 2008г.
Таблица 2.2 – Динамика налоговых доходов федерального бюджета за период 2006-2011гг.
Год | Сумма, млрд. руб. | Темп прироста, в % к предыдущ. году | Темп прироста, в % к 2006г. |
2006г. | 3 595,7 | - | - |
2007г. | 4 633,7 | 28,9 | 28,9 |
2008г. | 5 232,7 | 12,9 | 45,5 |
2009г. | 3 896,5 | -25,5 | 8,4 |
2010г. | 4 401,9 | 13,0 | 22,4 |
2011г. | 797,5 | - | - |
Таким образом,
объем налоговых поступлений
за период 2006-2010гг. увеличился на 22,4% по
сравнению с 2006г.
Рисунок
2.2 - Динамика налоговых доходов федерального
бюджета за 2006-2011гг, млрд руб.
Данные таблицы 2.3 показывают, что доходы, поступающие от НДС, имеют отрицательную динамику в 2008-2009гг. и составляют 2 132,2 млрд. руб. и 2050,0 млрд. руб. соответственно. В 2010г. наблюдается прирост доходов на 25,5% по сравнению с 2009г.
Таблица 2.4. – Динамика доходов от уплаты НДС, зачисляемого в федеральный бюджет за период 2006-2011гг.
Год | Сумма, млрд. руб. | Темп прироста, в % к предыдущ.году | Темп прироста, в % к 2006г. |
2006г. | 1 510,9 | - | - |
2007г. | 2 261,5 | 49,7 | 49,7 |
2008г. | 2 132,2 | -5,7 | 41,1 |
2009г. | 2 050,0 | -3,9 | 35,7 |
2010г. | 2 498,3 | 21,9 | 65,3 |
2011г. | 448,3 | - | - |
Поступления в федеральный бюджет от уплаты акцизов постоянно увеличиваются на протяжении 2006-2010гг. (рисунок 2.3), и за весь период их прирост по сравнению с 2006г. составил 30,3%(Приложение 1). Однако в 2009г. наблюдалось снижение доходов на 8,1% по сравнению с 2006г., и в федеральный бюджет поступило 101,5 млрд. руб. В дальнейшем объем доходов по акцизам будет увеличиваться за счет увеличения налоговых ставок по всем подакцизным товарам.
Рисунок
2.3 – Динамика доходов от уплаты
акцизов, зачисляемых в федеральный бюджет
за период 2006-2010гг, млрд руб.
В соответствии с таблицей 2.5 доходы от НДПИ в целом за 2006-2010гг. увеличились на 25,8% по сравнению с 2006г. и составили в 2010г. 1 376,6 млрд. руб. Однако в 2009г. наблюдается значительное снижение доходов от НДПИ на 38,8% по сравнению с 2008г.
Динамика
поступлений налога на прибыль организаций
в федеральный бюджет с 2006г. по 2008г.
является положительной и в 2008г.
доходы от налога на прибыль составили
761,1 млрд. руб. и выросли на 49,3% по сравнению
с 2006г. (таблица 2.6).
Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета РФ