Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение
1. Понятие налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Сущность и принципы налогообложения, стабильность и подвижность налогов
1.2 Элементы, виды и функции налогов
2. Проблемы современного налогообложения и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.
2.1 Сравнительный анализ налоговых законодательств зарубежных стран и Республики Казахстан
2.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
2. Определенности.
3. Справедливости налогообложения.
4. Единства налоговой системы.
5. Гласности налогового законодательства.
Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим Кодексом.
1. Принцип обязательности налогообложения
Налогоплательщик
обязан исполнять налоговые
2. Принцип определенности налогообложения
Налоги
и другие обязательные платежи в
бюджет Республики Казахстан должны
быть определенными. Определенность налогообложения
означает возможность установления
в налоговом законодательстве всех
оснований и порядка
3. Принцип справедливости налогообложения
Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.
4. Принцип единства налоговой системы
Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков.
5. Принцип
гласности налогового
Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях./3, с.5/
Налогам присуща одновременно стабильность
и подвижность. Чем стабильнее система
налогообложения, тем увереннее
чувствует себя предприниматель: он
может заранее и достаточно точно
рассчитать, каков будет эффект осуществления
того или иного хозяйственного решения,
проведенной сделки, финансовой операции.
Неопределенность — враг предпринимательства.
Предпринимательская
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность
налогов означает относительную
неизменность в течение ряда лет
основных принципов системы
1.2 Элементы, виды и функции налога
Налоговая
система базируется на соответствующих
законодательных актах
Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги./8, с.84/
Налоговым законом на 2000 год были определены следующие виды налогов, сборов и других обязательных платежей в Республике Казахстан:
1. Действующие в Республике
Казахстан налоги, сборы и другие
обязательные платежи
2. Налоги, действующие на
территории Республики
Прямые
налоги трудно перенести на потребителя.
Из них легче всего дело обстоит
с налогами на землю и на другую
недвижимость: они включаются в арендную
и квартирную плату, цену сельскохозяйственной
продукции. Косвенные налоги переносятся
на конечного потребителя в
Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды)./8, с.91/
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют следующие важнейшие функции:
Во всех
государствах, при всех общественных
формациях налоги в первую очередь
выполняли фискальную функцию —
изъятие части доходов
Налогам
принадлежит решающая роль в формировании
доходной части государственного бюджета.
Но не это главное. Государственный
бюджет можно сформировать и без
них. Важную роль играет функция, без
которой в экономике, базирующейся
на товарно-денежных отношениях, нельзя
обойтись — регулирующая. Рыночная
экономика в развитых странах
— это регулируемая экономика. Представить
себе эффективно функционирующую рыночную
экономику, не регулируемую государством,
невозможно. Иное дело — как она
регулируется, какими способами, в каких
формах. Здесь возможны варианты, но
каковы бы ни были эти формы и
методы, центральное место в самой
системе регулирования
Социальная или
Последняя
функция налогов —
Указанное
разграничение функций