Налоговая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение
1. Понятие налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Сущность и принципы налогообложения, стабильность и подвижность налогов
1.2 Элементы, виды и функции налогов
2. Проблемы современного налогообложения и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.
2.1 Сравнительный анализ налоговых законодательств зарубежных стран и Республики Казахстан
2.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 65.50 Кб (Скачать)

2. Определенности.

3. Справедливости  налогообложения.

4. Единства  налоговой системы.

5. Гласности  налогового законодательства.

Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могут противоречить  принципам налогообложения, установленным  настоящим Кодексом.

1. Принцип  обязательности налогообложения

Налогоплательщик  обязан исполнять налоговые обязательства  в соответствии с налоговым законодательством  в полном объеме и в установленные  сроки./3, с.4/

2. Принцип  определенности налогообложения

Налоги  и другие обязательные платежи в  бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения  означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых  обязательств налогоплательщика.

3. Принцип  справедливости налогообложения

Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным. Запрещается  предоставление налоговых льгот  индивидуального характера.

4. Принцип  единства налоговой системы

Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков.

5. Принцип  гласности налогового законодательства

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы  налогообложения, подлежат обязательному  опубликованию в официальных  изданиях./3, с.5/

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система  налогообложения, тем увереннее  чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно  рассчитать, каков будет эффект осуществления  того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень  риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры  прибавляется неустойчивость налоговой  системы, бесконечные изменения  ставок, условий налогообложения, а  тем более — самих принципов  налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения  в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой  прибыли уйдет в бюджет, а какая  достанется предпринимателю.

Стабильность  налоговой системы не означает, что  состав налогов, ставки, льготы, санкции  могут быть установлены раз и  навсегда. "Застывших" систем налогообложения  нет и быть не может. Любая система  налогообложения отражает характер общественного строя, состояние  экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения  к правительству — и все  это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и  иных условий налоговая система  перестает отвечать предъявляемым  к ней требованиям, вступает в  противоречие с объективными условиями  развития народного хозяйства. В  связи с этим в налоговую систему  в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые  изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности  налоговой системы достигается  тем, что в течение года никакие  изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность  налогов означает относительную  неизменность в течение ряда лет  основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов  и ставок, определяющих взаимоотношения  предпринимателей и предприятий  с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную  стоимость, акцизах, налоге на прибыль  и доходы. Многие же другие налоги и  сам состав системы налогообложения  могут и должны меняться вместе с  изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве./8, с.97/

 

 

 

 

 

 

1.2 Элементы, виды и функции налога

 

Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

  • объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
  • субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
  • источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;
  • ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
  • налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
  • срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  • правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога./8, с.58/

Налоги  бывают двух видов. Первый вид —  налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и  на фонд заработной платы и рабочую  силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные  налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и  другую недвижимость; налог на перевод  прибыли и капиталов за рубеж  и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги./8, с.84/

Налоговым законом на 2000 год были определены следующие виды налогов, сборов и  других обязательных платежей в Республике Казахстан:

1. Действующие в Республике  Казахстан налоги, сборы и другие  обязательные платежи поступают  в доходы соответствующих бюджетов  в порядке, определенном Законом  Республики Казахстан "О бюджетной  системе".

2. Налоги, действующие на  территории Республики Казахстан,  подразделяются на прямые и  косвенные. К косвенным налогам  относятся налог на добавленную  стоимость и акцизы. Другие налоги  относятся к прямым налогам.

Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем  меньшая часть налога перекладывается  на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане  эластичность предложения растет, и  на потребителя перекладывается  все большая часть косвенных  налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  — к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в  одинаковом процентном отношении к  объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные  налоги — это те налоги, бремя  которых сильнее давит на лиц  с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить  к росту абсолютной суммы поступлений  в бюджет при увеличении доходов  налогоплательщиков.

В зависимости  от использования налоги делятся  на общие и специфические. Общие  налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические  налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование  или отчисления на дорожные фонды)./8, с.91/

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют следующие важнейшие  функции:

  • фискальная (обеспечение доходов бюджетов)
  • регулировочная (создание общего налогового режима)
  • контрольная (координация и финансовый контроль деятельности с использованием государственными органами налоговых методов)
  • правовая (формирование системы норм налогового законодательства и его кодификация)
  • стимулирующая (регулирование через систему налоговых льгот санкций производственной и социальной активности).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию —  изъятие части доходов предприятий  и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той  части непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные  заведения и т. п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный  бюджет можно сформировать и без  них. Важную роль играет функция, без  которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах  — это регулируемая экономика. Представить  себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она  регулируется, какими способами, в каких  формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и  методы, центральное место в самой  системе регулирования принадлежит  налогам. Развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными  ставками, выделения из бюджета капитальных  вложений и дотаций и т. п. Центральное  место в этом комплексе экономических  методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная  функция налогов. Посредством налогов  в государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народнохозяйственных проблем, как  производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и  санкций государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа  рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим  или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения  полностью или частично. У нас  это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью  налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному.

Указанное разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно./9,с.51/

Информация о работе Налоговая система РК