Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение
1. Понятие налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Сущность и принципы налогообложения, стабильность и подвижность налогов
1.2 Элементы, виды и функции налогов
2. Проблемы современного налогообложения и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.
2.1 Сравнительный анализ налоговых законодательств зарубежных стран и Республики Казахстан
2.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Содержание
Введение
1. Понятие налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Сущность и принципы
1.2 Элементы, виды и функции налогов
2. Проблемы современного налогообложения и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.
2.1 Сравнительный анализ налоговых законодательств зарубежных стран и Республики Казахстан
2.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
На Западе
налоговые вопросы давно уже
занимают почетное место в финансовом
планировании предприятий. В условиях
высоких налоговых ставок неправильный
или недостаточный учет налогового
фактора может привести к весьма
неблагоприятным последствиям или
даже вызвать банкротство
Применение
налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения
взаимосвязи
Президент нашей страны Н. А. Назарбаев еще в 1998 году писал:
«…можем ли мы считать себя сильным государством, если нам не удается сполна получать налоги и пошлины, если мы своевременно не выплачиваем заработной платы и пенсий, если законы и указы зачастую не соблюдаются? Из-за этого постоянно терпят убытки сознательные налогоплательщики и честные владельцы предприятий, а так же наиболее уязвимые слои населения. Что же касается бессовестных руководителей предприятий и лиц, не платящих налоги, то они процветают.» / 5, с.33/
В связи с этим была разработана стратегия решения данных проблем, которая постепенно реализуется.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению, в западных странах накоплен огромный многолетний опыт. Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения, провозгласившей фундаментальные принципы налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту.
Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э.Сакса, Ж.Б. Сэя и др. Большой вклад внес американский профессор Лаффер, часть исследований которого используются в данной работе. Из более современных авторов, которые изучают вопросы налогообложения, известны такие как Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю , Линдвуд Т. Гейгер, Галкин В.Ю., Киперман Г.Я., Белялов А.З., Столяров В.Ф., Хасан-Бек Ц.М., Барулин С.В., Брызгалин А.В., ШараевС.Ю., Проскуров В.Г., Широков Е.С., Стеркин Ф.М., Ивлиева М.Ф., Пепеляев С.Г., Гутнов Е.В., Черник Д.Г., Раимбаев А. и другие.
Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно нашей налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским условиям.
Подытоживая все выше сказанное, не остается сомнений в актуальности данной темы и безусловной полезности данного исследования для специалистов в налоговой сфере.
Цель работы состоит в выявлении основных проблем налоговой системы, анализе состояния сбора корпоративного подоходного налога, выявлении основных противоречий в сложившейся на данном этапе системе и пути ее реформирования.
В первой главе работы изучен теоретический материал, раскрывающий понятия налоговой системы Республики Казахстан.
Во второй главе проанализированы статистические данные и данные выполнения плана поступления корпоративного подоходного налога, недоимки и раскрыты меры принудительного взыскания налогов. Материал представлен в таблицах.
В третьей главе рассмотрены проблемы современного налогообложения и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.
В заключении сделаны выводы по работе и приведен список использованной литературы.
1. Понятия налоговой системы Республики Казахстан
1.1 Сущность и принципы
Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Итак, налогообложение
— это система распределения
доходов между юридическими или
физическими лицами и государством,
а налоги представляют собой обязательные
платежи в бюджет, взимаемые государством
на основе закона с юридических и
физических лиц для удовлетворения
общественных потребностей. Налоги выражают
обязанности юридических и
Денежные
средства, вносимые в виде налогов,
не имеют целевого назначения. Они
поступают в бюджет и используются
на нужды государства. Государство
не предоставляет
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:
"1. Подданные
государства должны
2. Налог,
который обязан уплачивать
3. Каждый
налог должен взиматься в
4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства"./9, с.35/
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения многих стран получились таковы:
1. Уровень
налоговой ставки должен
2. Необходимо
прилагать все усилия, чтобы налогообложение
доходов носило однократный
3. Обязательность
уплаты налогов. Налоговая
4. Система
и процедура выплаты налогов
должны быть простыми, понятными
и удобными для
5. Налоговая
система должна быть гибкой
и легко адаптируемой к
6. Налоговая
система должна обеспечивать
перераспределение
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
Принципы налогообложения в Республике Казахстан
Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах:
1. Обязательности
уплаты налогов и других