Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой, сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение
3. Налоговая политика Российской Федерации
3.1. Основы налоговой системы
3.2. Налог на добавленную стоимость
3.3. Акцизы
3.4. Налоги на прибыль и доход предприятий
3.5. Внешнеторговые пошлины
3.6. Налог на доходы физических лиц
3.7. Налоги на имущество
3.8 Платежи за использование природных ресурсов
3.9. Прочие налоги, сборы и отчисления во внебюджетные фонды
4. Заключение:
4.1. Недостатки налоговой системы России
4.2. Пути оптимизации налоговой системы России
Список литературы
Приложения
Указанные соображения лежат в основе практического использования регулирующей функции налогов - целенаправленного государственного воздействия на экономику, ее отдельные сектора или отрасли посредством изменения доли налогового изъятия прибыли хозяйствующих субъектов. Успешность ее применения в развитых странах демонстрируют мероприятия по стимулированию экономического роста в условиях послевоенного восстановления и в условиях, ускорившихся во второй половине 20 в. темпах НТП и возросшей конкуренции на международных рынках. Поскольку механизм налогового воздействия на прибыль, получаемую отечественными хозяйствующими субъектам, и степень их деловой активности аналогичен, следует признать возможность практического применения регулирующей функции налогов для стимулирования экономического роста в переходной экономике России.
3. Налогообложение в России.
3.1. Основы налоговой системы.
Российская Федерация является страной с интенсивно развивающимся налоговым законодательством, но с утраченным опытом и неординарными условиями его использования. С 1992 года в России действует система финансовых взаимоотношений юридических и физических лиц с государством, основанная на законах о налогах. Они обязательны для всех независимо от отраслей специфики и организационно-правовой формы предприятий, вводят единые (по замыслу) правила конкуренции и равную финансовую зависимость перед государством. Налоговая система России является одной из самых “молодых” в мировой практике. При ее начальном формировании активно изучался опыт многих западных стран (особенно Германии, Канады, США, Швеции). Были введены прямые налоги: налог на прибыль, прогрессивный подоходный налог с физических лиц, платежи за использование природных ресурсов, налоги на имущество. В соответствии с рекомендациями налоговой теории, ставки налогообложения по налогу на прибыль были установлены на оптимальном уровне 35% налогооблагаемой прибыли. Относительно невысоки ставки подоходного налога с физических лиц (в бюджет 1996 г. изымается 9, 2% фонда оплаты труда). Пока еще достаточно умеренные платежи за использование природных ресурсов, доля которых в консолидированном бюджете на 1996 г. 2, 8%. Роль налогов на имущество в налоговой системе также пока незначительна - 6, 5% консолидированного бюджета в 1996 г. В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15%).
Косвенное налогообложение
внешне отражает западный опыт: в России
введены налоги на добавленную стоимость,
совокупность акцизов, посредством
которых государство
По Закону Российской
Федерации “Об основах
Налогоплательщик обязан:
- своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
- вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;
- представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
- выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
Налогоплательщик имеет право:
- пользоваться льготами по уплате налогов;
- знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц; и другие права.
Налоговая система России включает в себя три категории налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные.
Федеральные налоги устанавливаются Государственной Думой России и взимаются на всей ее территории. В их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них являются источниками формирования федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, налог на операции с ценными бумагами и таможенная пошлина. Два вида федеральных налогов - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и отчисления в дорожные фонды - служат источником формирования одноименных внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора, государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, - зачисляются в местные бюджеты. Два важнейших налога - налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц - служат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и местные бюджеты. Доля этих налогов, отчисляемая в соответствующий бюджет, устанавливается местными органами власти при утверждении этих бюджетов.
Ставки налогов республик, краев и областей, как правило,
определяются органами власти этих административно-
3.2. Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость применяется более чем в 40 странах рыночной экономики, хотя впервые он был введен относительно недавно - в 1954 г. во Франции. Он является косвенным налогом. Косвенные налоги, если так можно выразиться, учитывают социальную психологию, и в этом смысле они более предпочтительны, чем прямые налоги. Взимаемые непосредственно с доходов или с имуществ налогоплательщиков, прямые налоги с очевидностью демонстрируют любому из них, насколько его “обирает” государство. Именно в этом корни недовольства налогоплательщиков государством, их борьбы за уменьшение бремени налогов. В отличие от прямых налогов косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом налогоплательщика, поскольку устанавливаются в виде надбавок к цене или к тарифу, по которой производитель согласен производить и продавать товар. Производитель товара или услуги, облагаемых косвенным налогом, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от их реализации. Он выступает своеобразным сборщиком налога, представляющего собой, по сути, часть выручки. Разумеется, истинным налогоплательщиком является потребитель, приобретающий товар по цене, включающей косвенный налог. Если конечный потребитель не знает или лишь смутно представляет себе величину косвенного налога, то у него не возникает отрицательного восприятия действий государства по налогообложению. Налогом на добавленную стоимость облагается не все стоимость (цена) товара, а как следует из названия налога - лишь та ее часть, которая добавлена обработкой. Эта часть представляет собой цену товара (без налога на добавленную стоимость) за вычетом израсходованных на его производство покупных сырья, топлива, материалов, комплектующих изделий.
В статье 1 Закона “О налоге на добавленную стоимость” содержится четкое и однозначное определение этого налога: “Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения”. Достоинство налога на добавленную стоимость в том, что практически все предприятия платят его по одинаковым или почти одинаковым ставкам. Это позволяет в основном исключить искажения структуры спроса.
Основные отличительные черты НДС:
- в облагаемый оборот не включаются суммы ранее оплаченного плательщиком налога;
- облагаемый оборот
и налог учитываются и
- обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только та часть налога, которая соответствует стоимости, добавленной к цене закупок плательщиком;
- налогообложение построено на системе компенсации, когда предприниматель из всей суммы начисленного за определенный период налога вычитает суммы оплаченного им ранее налога, открыть выставленного поставщиками в своих счетах.
В статье 8 Закона “О налоге на добавленную стоимость” определен срок уплаты налога на добавленную стоимость за истекший месяц - не позднее 15-го числа следующего месяца. При этом Министерство финансов России получило право устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога. В случае, когда суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к отпущенным в производство материальным ценностям, превышают суммы налога, полученные за реализованные предприятием товары, возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей в бюджет или возмещается предприятию налоговыми инспекциями ежемесячно на основании представленных расчетов.
3.3. Акцизы.
В отличие от налога на добавленную стоимость акцизы государством применялись издавна. В настоящее время акцизы применяются почти во всех странах рыночной экономики. Они устанавливаются на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников доходов бюджета, а во-вторых средство ограничения потребления подакцизных товаров. Если бы цена товара не включала акциз, то производители могли бы продавать его по уменьшенной на величину акциза цене производства, включающей только издержки и прибыль. Потребление товара при такой цене было бы, как правило, больше. Поэтому акцизы устанавливаются прежде всего, на товары, потребление которых вредит здоровью, и по этой причине его желательно ограничить (водку, табак, пиво и др.), а кроме того, на товары, предложение которых недостаточно по сравнению со спросом. Как и налог на добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем. Однако если налогом на добавленную стоимость облагается лишь стоимость товара, добавленная обработкой, то акцизом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты. В соответствии с Законом “Об акцизах” (с учетом изменений и дополнений) налогообложению подлежит довольно широкий круг товаров: винно-водочные изделия, пиво, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), высококачественные изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, одежда из натуральной кожи и др. Право устанавливать ставки акциза передано законодателем Правительству Российской Федерации.
Ставки акцизов:
- спирт этиловый из
пищевого сырья, кроме
- водка 80, 0%
- ликеро-водочные изделия 75, 0%
- вина виноградные 46, 5%
- коньяк 55, 0%
- шампанское 47, 5%
- пиво 25, 0%
- табачные изделия:
производимые по разработкам предприятий с иностранными инвестициями и по лицензиям 50, 0%
сигареты 1 класса 50, 0%
сигареты 2 и 3 классов 25, 0%
сигареты 4 класса 14, 0%
папиросы 1 класса 20, 0%
- грузовые
автомобили грузоподъемностью
- легковые автомобили (кроме марки “Ока”) 35, 0%
- легковые автомобили марки “Ока” 25, 0%
- ювелирные изделия 20, 0%
- бриллианты 10, 0%
- меховые изделия
(кроме изделий детского
пальто, полупальто, жакеты, куртки, палантины, горжеты, косынки, пелерины 35, 0% головные уборы цельномеховые 20, 0%
воротники, манжеты, отделки 10, 0%
- изделия из хрусталя 20, 0%
- высококачественные изделия из хрусталя 45, 0%
- ковры и
ковровые изделия машинного
- одежда из натуральной кожи 35, 0%
Также существуют акцизы на нефть и газовый конденсат. Ставки акциза дифференцированы по нефтегазодобывающим предприятиям и составляют от 5 до 30% в отпускной цене на эти виды сырья.
Все акцизы, кроме акцизов от продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, зачисляются в бюджет. Предприятия-изготовители, реализующие легковые автомобили по рыночному фонду, производят уплату акцизов в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.
Порядок уплаты акцизов отличен от действующего для НДС. Акцизы на винно-водочные изделия должны вноситься в бюджет на третий день по их реализации. При этом днем реализации считается день поступления денежных средств за подакцизные товары на счет предприятия в банке, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу. Акцизы по другим видам продукции предприятия уплачивают ежеквартально в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
3.4. Налоги на прибыль и доход предприятий (организаций).
Информация о работе Налоговая система как инструмент регулирования экономики