Налоговая система как инструмент регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой, сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение
3. Налоговая политика Российской Федерации
3.1. Основы налоговой системы
3.2. Налог на добавленную стоимость
3.3. Акцизы
3.4. Налоги на прибыль и доход предприятий
3.5. Внешнеторговые пошлины
3.6. Налог на доходы физических лиц
3.7. Налоги на имущество
3.8 Платежи за использование природных ресурсов
3.9. Прочие налоги, сборы и отчисления во внебюджетные фонды
4. Заключение:
4.1. Недостатки налоговой системы России
4.2. Пути оптимизации налоговой системы России
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Социальная функция, т.е. поддержание социальной справедливости и социального равновесия в целях  выравнивания доходов между отдельными социальными и доходными группами. Налоги играют важную роль в социальной жизни страны. О них говорят в общественном транспорте, на заседаниях парламентов, правлений компаний и пр. Их обещают снизить в ходе предвыборных кампаний и обычно повышают после выборов. Нет, наверное, людей или групп населения, которые были бы удовлетворены уровнем налогообложения их доходов.

Стимулирующая функция  – содействие развитию отдельных  структурных элементов экономики  в целях повышения экономической  эффективности производства.

Так же можно выделить еще одну, пятую функцию налогов, контрольную. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

С учетом выше сказанного можно сделать вывод о том, что перечисленные функции налогов показывают, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений.

1.4. Теоретические основы построения налоговой системы

Налоговая система —  совокупность налогов (сборов), принципов  их установления, а также форм и  методов налогового контроля и ответственности  за нарушение налогового законодательства. Цель налоговой системы — аккумулирование денежных средств в руках государства для выполнения им общественно полезных функций.

Под налогом (сбором, пошлиной) понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня государственной власти (или внебюджетный фонд) установленной суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законодательством страны. Налоговая система представляет собой совокупность налогов (сборов и других платежей), а также форм и методов их изъятия.

Объектами налогообложения  выступают доходы (прибыль), стоимость  товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательством.

Методы налогового регулирования экономики связаны с законодательным введением налогов и сборов, установлением ставок налогообложения, предоставлением налоговых льгот.

Основные понятия налоговой  системы:

  • налоговые платежи, взимаемые с налогоплательщиков (налоги, сборы, пошлины);
  • объекты налогообложения (продукция, работа, доходы, имущество и пр.);
  • субъекты налогообложения (налогоплательщики).

При установлении налогов  возникает необходимость оперирования такими понятиями, как налоговое  бремя, налоговая база, налоговые льготы.

Налоговое бремя — величина налоговой суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, проводимой в тот или иной момент времени, а также уровнем доходов.

Величина налогового бремени в развитых странах мира составляет (0-33% от объема ВВП. Она имеет тенденцию к снижению с 46% в 1985 г. до 36% в 1990 г. В России величина налогового бремени разными специалистами оценивается по-разному. В независимых оценках она составляет 70%, хотя по официальным статистическим данным не превышает уровня развитых стран и составляет 25—27%.

Налоговая база — сумма, с которой взимаются налоги (в случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом). Налогооблагаемый доход (прибыль) есть разница между объемом полученного дохода и величиной налоговых льгот.

Налоговая ставка — та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога. Обычно ведут речь о минимальных, максимальных и средних налоговых ставках.

Налоговые льготы — основной инструмент оперативного использования налоговой системы в целях государственного регулирования экономики. Как правило, они устанавливаются законодательно. В России имеют место следующие виды налоговых льгот:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет налоговой базы (налоговый вычет);
  • налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).

Теоретические основы налоговой системы устанавливаются налоговым законодательством государства.

1.5. Виды налоговых систем

Основное различие в  налоговых системах состоит в  способах налогообложения прибыли  корпораций.

A. Классическая система  двойного налогообложения, когда  налогом облагается как прибыль корпораций, так и дивиденды, полученные физическими лицами, владельцами акций. Эта система характерна для таких стран, как Бельгия, Нидерланды, Люксембург, США, Швеция, Швейцария, Россия.

Б. Система полного  освобождения распределяемой прибыли корпораций от корпоративного налога (Греция, Норвегия) или же освобождения акционеров от обложения получаемых ими доходов по акциям (Австралия, Новая Зеландия, Италия, Финляндия).

B. Система снижения  налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия, Япония) или же частично освобождается от обложения (Испания, Исландия).

Г. Система снижения налогообложения  на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды (Дания, Канада, Япония), либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров, т.е. действует так называемый налоговый кредит (Великобритания, Ирландия, Франция).

Из сказанного можно  сделать следующие выводы. Все  налоговые системы развитых государств, помимо фискальной функции наполнения бюджета, выполняют функции регулирования  экономического и социального развития. При всей множественности налогообложения правительства развитых государств стремятся к оптимизации налогов.

Таким образом, налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса

 

2. Налоги  как инструмент государственного регулирования экономики

2.1 Налоги - инструмент государственного регулирования экономики

Налоговая политика в  настоящее время в большинстве  стран с развитой рыночной экономикой ориентируется в основном на теоретические  постулаты экономики предложения (ЭП). Экономика предложения - это  направление одной из школ современной экономической мысли, сутью которого является усиление в макроэкономической политике роста естественного уровня национального продукта за счет стимулирующей роли сокращения предельной доли налога. Это направление возникло в связи с кризисными явлениями, поразившими экономику ведущих промышленно развитых стран в конце 1970-х - начале 1980-х гг.

Такие проблемы экономики  как инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост "теневой" экономики и пр. данная теория предлагает решать путем радикального снижения предельных налоговых ставок.

Главный теоретический  постулат ЭП отражает “кривая Лаффера”. Она демонстрирует существующую взаимосвязь между налоговыми поступлениями государственного бюджета, налоговыми ставками и уровнем национального производства. Согласно разработкам Лаффера повышение ставок налогов выше определенного уровня будет способствовать сокращению налоговых поступлений бюджета за счет подрыва налоговой базы плательщиков, лишению их стимула к производственной деятельности. Другими отрицательное сальдо бюджета может быть реально использовано главным образом для уменьшения отрицательного воздействия высоких налогов на деловую активность, обеспечивающую улучшение экономической конъюнктуры. Было высказано предположение, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы в конечном счете отрицательно влияет на уровень инвестиций. А это, тем самым, может послужить главным тормозом для экономического роста, и следовательно, сокращения общего объема налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, усиление государственного регулирования в налоговой политике, которая ориентирована на низкие налоговые ставки положительно отразится на:

  • стимулах к труду и предпринимательской активности;
  • увеличении объема выпуска продукции, повышении производительности труда;

- увеличении потребления  вследствие увеличения необлагаемого  дохода;

- более эффективном  использовании государственного  бюджета, что приведет к увеличению  государственных доходов (за счет  роста национального дохода), ограничит  необходимость государственного вмешательства в благоприятные сектора экономики;

  • уровне цен и инфляции;
  • соотношении легальной и "теневой" экономики.

Таким образом, государственное  регулирование при помощи налогового механизма создает для экономики  страны широкие возможности для прогресса экономики и реализации макроэкономических целей правительства развитых стран.

Например, именно налоговая  система является одним из наиболее действенных   инструментов   государственного   стимулирования   научных исследований в промышленности. Если государственное финансирование научных исследований непосредственно влияет на направление вложения средств, то налоговые     мероприятия     косвенно     стимулируют     использование предпринимательского дохода на эти же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия для его движения. Государство помогает промышленности поддерживать себя.

2.2. Налоги как инструмент государственного воздействия на решения хозяйствующих субъектов.

К последней трети XVIII в. принято относить возникновение так называемого «классического представления» о роли налогов в экономике, которое в дальнейшем господствовало на протяжении более 200 лет. Его суть заключалась в том, что представители «классической» школы считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит уравновешивание путем передвижения редких ресурсов в дефицитные отрасли хозяйства. Роль налогов, таким образом, сводилась к их фискальной функции, а полемика велась в основном вокруг принципов взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия национального дохода, обусловленной потребностью государства в финансовых средствах. Так А. Смит полагал, что каждый человек лучше других знает свои интересы и вправе свободно им следовать. Подтверждением жизненности этих утверждений служили для него законы рынка: «... не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов», писал он.

Обобщая эту мысль, А. Смит считал, что человек, преследующий свои интересы «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». Таков смысл знаменитого образа «невидимой руки», направляющей человека к «цели, которая совсем и не входила в его намерения». Идея «невидимой руки» стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство в экономику со стороны государства, как правило, излишне и поэтому должно быть ограничено. Впрочем, сам А. Смит был далек от полного отрицания роли государства в экономике. Он подробно характеризовал его функции в таких сферах, как оборона, правосудие, образование, наконец, - в чеканке монет и том, что мы сегодня назвали бы инфрастуктурой рынка (транспортной, почтовой, установлением мер и весов и т.д.). А. Смит делил всякий труд на производительный и непроизводительный. Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот, считал он, представляют собой непроизводительных работников. Тем не менее, они являются слугами всего общества и, таким образом, должны содержаться на часть годового продукта остального населения (перераспределяемого через налоговую систему).

В условиях, когда роль государства в рыночной экономике  сводилась лишь к созданию и поддержанию  «правил игры», от налогов требовалось  лишь обеспечивать его средствами к  достижению указанных целей.

Однако с усложнением  экономических отношений в обществе, концентрацией капитала, действием объективных циклических процессов, возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, его влияния на процессы, происходящие в экономике, а также в корректировке  социально-экономических  границ  налогообложения.  В экономической науке появились новые взгляды на роль налоговой системы в экономике, связанные с осознанием в первой четверти 20 в. необходимости использования налоговой системы в качестве инструмента регулирования воспроизводственных процессов.

Информация о работе Налоговая система как инструмент регулирования экономики