Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой, сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение
3. Налоговая политика Российской Федерации
3.1. Основы налоговой системы
3.2. Налог на добавленную стоимость
3.3. Акцизы
3.4. Налоги на прибыль и доход предприятий
3.5. Внешнеторговые пошлины
3.6. Налог на доходы физических лиц
3.7. Налоги на имущество
3.8 Платежи за использование природных ресурсов
3.9. Прочие налоги, сборы и отчисления во внебюджетные фонды
4. Заключение:
4.1. Недостатки налоговой системы России
4.2. Пути оптимизации налоговой системы России
Список литературы
Приложения
Кафедра Финансов
Учебная дисциплина: Финансы
Тема курсовой работы:
Налоговая система как
Ф.И.О. студента: Николаев М.Е.
Номер группы: ФКО-02
Наименование специальности: Финансы и Кредит
Номер зачетной книжки: 102641
Дата регистрации
Дата регистрации институтом: «___»______________20__г.
Дата регистрации кафедрой: «___»______________20__г.
Проверила: Третьякова Ольга Владимировна
2011
Содержание
Введение
3. Налоговая политика Российской Федерации
3.1. Основы налоговой системы
3.2. Налог на добавленную стоимость
3.3. Акцизы
3.4. Налоги на прибыль и доход предприятий
3.5. Внешнеторговые пошлины
3.6. Налог на доходы физических лиц
3.7. Налоги на имущество
3.8 Платежи за использование природных ресурсов
3.9. Прочие налоги, сборы и отчисления во внебюджетные фонды
4. Заключение:
4.1. Недостатки налоговой системы России
4.2. Пути оптимизации налоговой системы России
Список литературы
Приложения
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой, сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Правильное применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к рыночным, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот.
1. Социально–экономическая сущность налогов
Налогообложение является
одной из важнейших проблем
Издавна ученые-экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения, но все они находили общие черты:
Исторически налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства. Социально-экономическая сущность налогов, функции и их роль определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства.
Налоги - это одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества. В немецком языке налоги рассматривались как помощь граждан государству, и сегодня сохранилось их название – stauer (поддержка). В Великобритании некоторые налоги до сих пор называются duty – долг, обязанность. Во Франции термин - import означает принудительный платеж. В русском языке государственные сборы называли подати, т.е. принудительный платеж.
Первое упоминание о налогах относится к IV в. до н.э. В условиях господства натурального хозяйства налоги выступали в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям свободного населения (позже крепостных крестьян), а также дани с покоренных народов. По мере развития товарно-денежных отношений налог приобретает денежную форму. В период политической раздробленности налоги в форме различных поборов становятся доходами крупных землевладельцев – феодалов, а с образованием централизованного государства – казны государства.
Одним из первых денежных
налогов был
В эпоху первоначального накопления капитала формируются национальный рынок и централизованное государство, что положило начало финансовой и денежно – кредитной системам. Налоги становятся, с одной стороны, средством эксплуатации мелких производителей и крестьянства, превращая их в наемных работников, а с другой стороны, через систему перераспределения национального дохода (налоги – расходы) обеспечивают концентрацию капитала у предпринимателей – промышленников и торговцев – купцов. Этому способствовал также откуп налогов, т.е. передача права сбора налогов частным лицам с предварительной их оплатой государству.
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. Оно выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную), требующую средств. В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывались доменами – доходами от недвижимости, главным образом земли, находящиеся в собственности главы государства – короля, императора, монарх, и регалиями – доходами от монопольного права на занятие определенной хозяйственной деятельностью.
По мере развития товарно-денежных
отношений государственная
Кроме налогов у государства по существу нет иных методов мобилизации средств. Оно может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате остается главный доход государства – налоги.
От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Почти все методы воздействия государства на развитие экономики прямо или косвенно включают и налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений.
Возможности использования налогов в качестве инструмента регулирования вытекают из самой их природы, сущности и функций. Практическое содержание налогового регулирования предопределено именно регулирующей функцией налога.
Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения ВВП и национального дохода страны, воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Налоговое регулирование призвано активно, влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.
"Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".
Экономическая
категория выражает общественные отношения
между людьми при кругообороте капитала,
т. е. одну из сторон производственных
отношений. Отсюда вытекает, что экономическая
категория тесно связана с
движением стоимости
Участвуя в мобилизации стоимости СОП и НД для казны, налоги возникают и функционируют не на всех фазах движения, а только на второй фазе – распределения, а точнее перераспределения, и значит входят в систему производственных отношений, хотя в ограниченных пределах.
Функционируя в фазе распределения, налоги отражают определенную сторону объективной экономической деятельности, т.е. выступают своеобразной экономической категорией. Через распределение они тесно связаны с общим процессом производства стоимости СОП и НД. Глубокое и всестороннее познание налогов как экономической категории раскрывает их сущность: внутренние устойчивые свойства, независимо от видов взаимосвязи со всей совокупностью общественных отношений; закономерности развития и отличительные формы правления. Экономическая категория налогов, таким образом, выражает такие реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия стоимости СОП и НД в денежной форме в пользу изменяющихся социальных групп, стоящих в данный момент у власти.
Финансовая
категория налогов имеет
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоги – не только экономическая категория, но и финансовая. Так как процесс перераспределения стоимости СОП и НД в денежной форме, т.е. мобилизация ее с помощью налоговых методов и использование через систему государственных расходов, представляет собой всю совокупность финансовых отношений. Налоги, а точнее налоговые отношения, выступают частью этих финансовых отношений на макроуровне.
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Можно выделить четыре важнейшие функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная, стимулирующая. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи две функции: фискальная и регулирующая. Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Фискальная функция (фиск - государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства. Именно фискальная функция обусловливает реальные возможности для перераспределения части стоимости НД в пользу определенных групп общества. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает. Рост объема производства, научно–технический прогресс создают реальные возможности для увеличения национального дохода, а следовательно, и финансовых ресурсов государства главным образом за счет налоговых поступлений.
Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, т.е. обусловливает регулирующую функцию налогов.
Регулирующая функция означает, что налоги активно участвуя в пере - распределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость в регулировании экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями, предполагающими свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время ответственности за результаты производства. Регулирующая функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи.
Информация о работе Налоговая система как инструмент регулирования экономики