Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:48, курсовая работа
Налоги являются важным экономическим рычагом, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи¬нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок не¬правильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред¬приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налого¬вым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расши¬рения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Налоговая система :принципы построения ,функции ,структура. …...5
2. Налоги ,их виды и их регулирующая роль.……………………………20
3. Характеристика системы налогообложения РБ, её эффективность и направления совершенствования…………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………………………….30
Заключение
Налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Они не только являются основной формой доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших регуляторов в экономике, политике, социальной сфере.
Во все времена налоговые инструменты активно применялись для обеспечения эффективного использования природных ресурсов, регулирования экономических и других процессов в жизни общества. В теории налогообложения выделяется, как правило, несколько функций налогов: распределительная, фискальная, стимулирующая и контрольная.
Общеизвестно, что главной отличительной особенностью системного налогообложения развитых стран является его тесная взаимосвязь со структурой экономики, реально складывающимися экономическими пропорциями, а также ориентация на цели экономического развития. Такой подход лежит в основе выработки экономической политики, в том числе и в области налогообложения.
Поэтому при разработке налоговой политики необходимо ясно сознавать ее целевую направленность. Либо мы ставим во главу угла кратковременное увеличение притока денег в казну посредством усиления налогового давления, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции.
Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С одной стороны, рост налоговых поступлений в доходах бюджета создает реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные процессы. Правительство получает денежные средства для ускорения процессов разгосударствления и приватизации, стимулирования роста объемов производства и его реструктурирования и т.д.
С другой стороны, рост налогового бремени имеет отрицательные последствия, которые проявляются непосредственно, воздействуя на экономические мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя общие, макроэкономические условия воспроизводства.
Необходимо отметить, что изменение микро- и макроэкономической ситуации может быть предопределено использованием конкретного вида налогообложения. Так, повышение ставки налога на прибыль сопровождается снижением: нормы прироста капитала, что может отразиться на размерах капиталовложений, совокупного предложения; налога на потребление - сокращением потребления, включая импортные товары, что отразится на распределении ресурсов; налога на экспорт - уменьшением спроса на внешних рынках и притока иностранной валюты в страну, если эти изменения повлияли на цены экспортной продукции, снижением заинтересованности отечественных предпринимателей в производстве данной продукции, а возможно, и сокращением внутреннего предложения.
Практика также свидетельствует, что попытка правительств за счет высокого налогообложения решить проблему наполнения бюджета даже в условиях развитого рынка приносит успех в ограниченном промежутке времени. Действительно, вначале рост ставок сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет (тем более в условиях роста инфляции). Но в дальнейшем большой налоговый процесс обусловливает спад деловой активности, свертывание производства, усиление инфляционных тенденций, снижение совокупного спроса и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения страны.
Список использованных источников
1. Абрамчук С. Налогообложение бюджетных организаций в 2003 году // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2003. №2. С42-49.
2. Адаменкова С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах: Теория, практика, комментарии. Мн.: ЕГУ, 2002. 395с.
3. Березин М.Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов // Финансы и кредит. 2003. №19. С.76-86.
4. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. Мн.: Белпринт, 1999. 543с.
5. Грисимова Е. Н. Налогооблажение: Учебное пособие СПб., 2000.
6. Егоров В.А. Перечень налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в бюджет Республики Беларусь и внебюджетные фонды в 2004 году (по состоянию на 1 января 2004 г.) // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь . 2004. №3. С.105-111.
7. Жбанков М.Н. О влиянии налогов на уровень цен // Экономика. Финансы. Управление. 2003. №3. С.66-73.
8. Каштанова Е.Г. Налоговая политика и макроэкономическое равновесие в период экономических реформ (на примере Республики Беларусь) : Автореф. Дис. Конд. Экон. Наук Мн. 1996
9. Заяц Н.Е. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит . - 2004. № 1. С.28-30.
10. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учеб. Мн.: БГЭУ, 2002. 220с.
11. Клементьев М.И. Актуальные вопросы регулирования налогообложения в ЕС // Аудитор. 2003. №2. С.57-62.
12. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь: Общая часть / А.Б. Дробыш, Л.Н. Добрынин., Е.А. Панасюк; Под общ. ред. О.А. Левковича, Л.И. Липень. Мн.: Дикта, 2003. 287с.
13. Кучинский В. "Может ли налоговая система похоронить экономику? Может" // Национальная экономическая газета. 2003. 30 мая (№39-40).- С.1;4.
14. Льготы по налогам и неналоговым платежам, установленные законами Республики Беларусь // Главный бухгалтер. 2002. №32. С.13-18.
15. Малинин А.С. Формирование государством конкурентной среды в экономике // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2003. №11. С.9-16.
16. Маньковский И.А. Налоговое право Республики Беларусь: С учетом положений Налогового кодекса РБ от 19 дек. 2002г. Мн.: Молодежное, 2003. 114с.
17. Масинкевич Н. Налоговое бремя в 2003 году: есть новые тенденции // Национальная экономическая газета. 2003. 16 сентября (№71). С.6
18. Местные налоги: по-прежнему есть поле для творчества // Национальная экономическая газета. 2003. 5 декабря (№94). С.13.
19. Стасенко В.А. Налоговая политика и создание оптимальной налоговой системы Республики Беларусь Мн.,1996
20. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и др.; Под общ. ред. В.А. Гюрджан. Мн.: Светоч, 2002. 256с.
21. Сумар К.А. Краткая характеристика основных налогов , взимаемых в бюдждет Республики Беларусь // Вестник Государственного налогового комитета Республики Беларусь 2001. №35
22. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-3 // www.ncpi.gov.by
3