Налоговая система Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются важным экономическим рычагом, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи¬нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок не¬правильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред¬приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налого¬вым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расши¬рения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Налоговая система :принципы построения ,функции ,структура. …...5
2. Налоги ,их виды и их регулирующая роль.……………………………20
3. Характеристика системы налогообложения РБ, её эффективность и направления совершенствования…………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Налоговая система 676767Беларуси.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Налоги и займы - два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависят ее платежеспособность и положение в мировом сообществе.

Налоги - важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны.

Неналоговые источники бюджета:

-реализация государственных запасов;

-внешнеэкономическая деятельность;

-продажа государственной собственности;

-федеральная собственность,

Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть.

Роль налогов определяется показателями удельных весов:

-налоговых поступлений;

-отдельной группы налогов в общей сумме доходов государственного бюджета и в общей сумме налоговых поступлений, конкретного налога в общей сумме доходов государственного бюджета и в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета. Место и роль налогов в финансовой системе государства определяют также и другие показатели — степень собираемости налогов, степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего назначения.

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налоги ,их виды и их регулирующая роль

 

Классификация налогов  это группировка налогов по различным признакам. Она вносит значительный вклад в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе для налогоплательщиков вводятся классификационные кодификаторы и идентификационные номера.

Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства.

По характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги  это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные [12, с. 26].

Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности, независимо от финансового положения налогоплательщика.

Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода.

Косвенные налоги  это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К таким налогам относятся акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог с продаж и др. Косвенные налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины [33, c. 42].

Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и НДС. Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенные стадии воспроизводства, например, налог с продаж. Монопольные (фискальные) налоги – вид налогов, реализация которых является монополией государства. Например, реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т.д. Таможенные пошлины – косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу (при внешнеэкономической деятельности). Они имеют самую сложную структуру [2, c.26].

По источникам уплаты налоги можно классифицировать следующим образом:

платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг (отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; акцизы);

платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг (отчисления в фонд социальной защиты населения; платежи на землю; налог за пользование природными ресурсами в пределах лимита (экологический налог); отчисления в инновационный фонд);

платежи, уплачиваемые из прибыли (налог на недвижимость; налог на доходы; налог на прибыль; налог на приобретение транспортных средств; транспортный сбор; местные налоги и сборы).

Существуют и другие основания деления налогов на виды, например, по периодичности уплаты (регулярные и разовые), по методу налогообложения (равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные) и т.д. В принципе в качестве критерия деления налогов на виды можно взять любой системный признак налога [13, с. 37].

Таким образом, хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать процессы потребления и накопления.

Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяется государственным строем и политикой, проводимой властью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика системы налогообложения Республики Беларусь,её эффективность и направления совершенствования

 

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога  конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Принятый перечень налогов и некоторые методики исчисления имели формальные признаки налогообложения рыночного типа. Однако ее логику и внутреннее содержание определяли потребности сложившегося соотношения доходов и расходов государственного бюджета. В дальнейшем налоговая система постоянно корректировалась: изменялись состав налогов и сборов, порядок расчета.

Недостатки налоговой системы РБ касаются состава и структуры налогов, степени равномерности распределения налогового пресса. Асимметричность налогового обложения проявляется в неравномерном обложении налогами (например, многократное налогообложение оплаты труда), в наличии многочисленных и неупорядоченных льгот, которые ведут к злоупотреблениям и уклонениям (насчитывается более 30 видов льгот для юридических лиц по НДС и налогу на прибыль и доход предприятий).

Количество налогов, сборов и отчислений приближается к тридцати. Попытка устранить недостатки налоговой системы носили косметический характер и не дали значительных результатов, не упростили процедуру исчисления налогов и не снизили уровень налогообложения. Поэтому в области налогового регулирования предстоит серьёзная реформа. В соответствии с Основными положениями “Программы социально-экономического развития РБ на 2001-2005 гг.” реформа коснётся не только всей системы налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса РБ, унифицированного с Налоговым кодексом РФ и направленного на создание единого правого пространства и равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования Беларуси и России. Цель реформы – реальное повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, снизить налоговое давление на экономику, темпы производства, инвестиции и экспорт.

Также важным является снижение налогового бремени на фонд заработной платы. Неоспоримым является факт чрезмерно высокой налоговой нагрузки на фонд заработной платы, что не способствует полной его легализации. Естественно, что в такой ситуации у многих субъектов хозяйствования возникает соблазн, если не полностью, то хотя бы частично, скрыть от налогообложения фонд заработной платы. В результате в бюджет и в, теперь уже бюджетный, Фонд социальной защиты населения недопоступают значительные суммы денежных средств, ограничивая тем самым развитие социальной сферы.

По состоянию на 1 января 2004 года действующие в Республике Беларусь налоги и другие обязательные платежи в бюджет в зависимости от выполняемых функций и источника уплаты могут быть объединены в 9 укрупненных групп. [6, стр. 105-109]

                  Налоги и сборы, включаемые юридическими лицами в выручку от реализации товаров.

                  Налоги на прибыль и доходы.

                  Налоги, сборы и отчисления, относимые юридическими лицами на себестоимость.

                  Сборы, относимые юридическими лицами на финансовые результаты:

                  Налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами за счет средств, остающихся в их распоряжении.

                  Налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.

                  Упрощенная система налогообложения, в которую входят.

                  Другие налоги и сборы.

                  Платежи во внебюджетные фонды.

Необходимо отметить, что в 1992 году налоговая система формировалась в условиях нарастающего экономического кризиса, который обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Уровень налоговой нагрузки на экономику снизился по сравнению с 1992 годом, но все равно остается достаточно высоким.

Отчасти такой уровень налоговой нагрузки на экономику объясняется тем, что налоговые поступления являются основным источником доходов бюджета Республики Беларусь. В 2000 году они составляли 76,5 % доходов консолидированного бюджета, в 2002 – 72,5 %. [2, стр. 111]. А если сюда добавить доходы целевых бюджетных фондов, то и вовсе получается более 90 %. В тоже время в развитых странах основу доходов бюджета также составляют налоги, однако, уровень налоговой нагрузки на экономику в большинстве из них ниже.

В 2004 году налоговая система республики не претерпела существенных изменений как по количеству налогов, так и в части методологии их исчисления. В русле решения задачи по поэтапному снижению налоговой нагрузки, поставленной Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, была снижена ставка по НДС с 20 до 18%, а также совокупная ставка по оборотным налогам с 4,5 до 4,25%. Чтобы не допустить потерь бюджета от снижения фискального давления по косвенным налогам была отменена пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 15%, пересмотрены и отменены некоторые неэффективные концептуальные налоговые льготы, ужесточены подходы по предоставлению налоговых преференций в индивидуальном порядке.

В результате за 2004 год величина налогового бремени на экономику республики без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения составила 29,4% и по сравнению с 2003 годом практически не изменилась   [5, ст.38].

На фоне укрепления позиций прямых налогов в структуре налоговой нагрузки несколько ослабла роль косвенных налогов, доля которых в ВВП в 2004 году составила 17,9 процента и относительно 2003 года сократилась на 0,6 процентных пункта. Основной причиной такого структурного сдвига стало снижение ставок по НДС и оборотным налогам.

Традиционно наиболее стабильной группой налогов с позиций роли в формировании доходов бюджета являются смешанные налоги, которые включают ресурсные платежи и отчисления от фонда оплаты труда. В частности, в 2004 году доля данной группы налогов в ВВП составила 2,4% и по сравнению с прошлым годом практически не изменилась.

         Все вышеизложенное свидетельствует о том, что налоговая система и налоговое законодательство не достигли своего совершенства. На сегодняшний день актуальность совершенствования налоговой сферы неоспорима. Налоговая нагрузка на экономику остается высокой, в структуре налогов преобладает косвенное налогообложение, эластичность налоговой системы снижается, налоговая система оказывает угнетающее воздействие на реальный сектор экономики.

Тем не менее, наблюдаются и положительные тенденции. К настоящему времени в республике создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, центральным звеном которой является принятый в 2002 году Налоговый кодекс Республики Беларусь. Несмотря на объемность этой базы, она позволяет плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств. Также положительным является тот факт, что в 2004 году были снижены ставки отдельных налогов: НДС с 20 до 18 %; сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием  ремонтом жилищного фонда, уплачиваемые единым платежом с 2,5 до 1.15 %, целевые сборы в местные бюджеты с 5 до 4 % и другие. Хотя в тоже время были повышены ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог, уплачиваемые единым платежом с 2 до 3 %, налоги на услуги, уплачиваемые в местные бюджеты с 5 до 10 %. [6, стр. 105-109]

Информация о работе Налоговая система Беларуси