Налоговая система Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются важным экономическим рычагом, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи¬нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок не¬правильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред¬приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налого¬вым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расши¬рения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Налоговая система :принципы построения ,функции ,структура. …...5
2. Налоги ,их виды и их регулирующая роль.……………………………20
3. Характеристика системы налогообложения РБ, её эффективность и направления совершенствования…………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Налоговая система 676767Беларуси.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Нормы Кодекса, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Кодексом. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты».

По налогам могут устанавливаться в законодательном порядке определенные льготы в различных формах, к числу которых относятся:

введение налогооблагаемого минимума — освобождение от налога части его объекта;

установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

понижение ставок налога, уменьшение его оклада;

предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);

изъятие из налогообложения части объекта налога;

вычет из налогового платежа за расчетный период;

освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.

В зависимости от сферы применения различают следующие налоговые льготы:

общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;

специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков.

Именно они используются государством для регулирования рыночной экономики.

При этом важно предвидеть экономические последствия введения этих льгот и оперативно реагировать на изменения, совершенствуя механизм налогообложения и в первую очередь — налоговые льготы. В любом случае льготы, предоставленные определенным сферам хозяйства, определенным категориям плательщиков, должны обеспечивать им ускоренное развитие.

Государство использует налоговые льготы как один из главных налоговых инструментов регулирования экономики. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Обычно льготное обложение прибыли, доходов предусматривается в период спада производства. Так, развитые страны в период экономического кризиса середины 70-х гг. ввели очень важную налоговую льготу при обложении прибыли - инвестиционный налоговый кредит с целью расширения инвестиций. В период подъема, наоборот, скидки сокращаются, чтобы замедлить рост производства.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий Республики Беларусь направлены на стимулирование: финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство; малых форм предпринимательства; занятости инвалидов и пенсионеров; благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.

Льготный режим налогообложения воздействует на отраслевую структуру производства, развитие приоритетных отраслей экономики. Приоритетными для Республики Беларусь являются:

развитие агропромышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с его обслуживанием;

внедрение механизма структурной инвестиционной политики, ориентированной на использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей и производств;

обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;

структурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса;

развитие предпринимательства и бизнеса;

привлечение иностранных инвестиций для развития новых технологий, способствующих экономическому росту.

Налоговые льготы должны содействовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны. Такой налоговый режим может временно распространяться на свободные экономические зоны. Есть необходимость увеличить налоговые льготы для отраслей, функционирующих в экономически отсталых районах республики.

Для современной Беларуси важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития экономики [16, с. 42].

Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы.

1. Классические, или межнациональные принципы. Они и идеальны, и, если налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной.

2. Организационно-экономические, или внутринациональные принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества [18, с. 56].

С развитием национальных экономик меняются и системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем, национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы [22, с. 31].

Первая группа включает всеобщие, или функциональные принципы, которые, так или иначе используются в налоговых системах всех стран. Это и есть подсистема межнациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства:

1) принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно тем доходам, которые они получают под покровительством этого правительства. Данное правило называют еще принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения;

2) принцип определенности гласит, что точные суммы, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;

3) принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика, то есть государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода;

4) принцип экономности означает необходимость сокращения издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными [18, с. 57].

Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс требований (принципов), предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:

- принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;

- однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;

- стабильность налоговой системы в течение длительного периода времени;

- оптимальность налоговых изъятий, то есть обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц [12, с. 33].

Вторая сфера принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством [16, с. 43].

Что касается налоговой системы Республики Беларусь, то в ней имеются характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве [12, с. 34].

В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; не допускается вводить налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств, или затруднять законную деятельность налогоплательщиков; не допускается устанавливать дополнительные налоги или повышенные либо дифференцированные ставки налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица [18, с. 59].

Перечисленные принципы налогообложения были учтены при формировании налоговой системы Беларуси, адекватной рыночным преобразованиям. В течение последних лет серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип определенности: вносимые изменения утверждались законодательными актами задним числом [16, с. 44].

Требует рассмотрения еще один принцип построения налоговой системы – стимулирование развитие хозяйствующих субъектов. Необходимость выделения такого принципа обусловлена склонностью государства возлагать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты. Она не учитывает эффективности работы предприятия (налоги с оборота и есть результат такой склонности), что порождает незаинтересованность государства в эффективной работе хозяйствующих субъектов. Выполнение данного принципа будет обеспечиваться стремлением установить прямую пропорциональную зависимость между суммой налоговых отчислений и получаемым доходом (прибылью). Это позволит предприятиям легче перенести кризисные ситуации, связанные с временным отсутствием прибыли, а государству ― пристальнее заботиться об эффективности работы хозяйствующих субъектов, а не об объемах производства.

Построение налоговой системы с учетом принципа существования стимула для государства в повышении эффективности работы хозяйствующих субъектов позволит избежать необоснованного налогообложения издержек предприятия [16, с. 67].

Налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, целям и экономической политике.

При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.[19, с. 36]

В налогообложении действует три способа взимания налогов, касающиеся учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный, административный у источника образования объекта [16, с. 47].

Применяют следующие методы уплаты налога:

наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;

безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;

расчет гербовыми марками, то есть с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ вступает в законную силу [18, с. 65].

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на расширение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, (финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ  научно-технических, экономических и др.).[32,с.17]

Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную, контрольную, распределительную и стимулирующую функции.

Фискальная функция реализуется посредством изъятия части доходов населения, предприятий для выполнения доходов бюджета, вторая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивов к труду, экономическое расходование ресурсов, расширение и техническое перевооружение производства.

. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "процесса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Налог - это сложная система отношений, включающая ' ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов. Хотя структура налогов различна и  количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными элементами закона о налоге. Элементы налогообложения первой (обязательной) группы:

-объект;

-налоговая база;

-налоговый период;

-ставка;

-порядок исчисления

-сроки уплаты налога.

Во вторую группу входят факультативные элементы:

-порядок удержания и возврата неправильно удержанных (сумм налога);

-ответственность за правонарушения;

-налоговые льготы.

Третью группу составляют дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога:

-предмет налога;

-масштаб налога;

-единица налога;

-источник налога;

-налоговый оклад;

-получатель налога.

Отсутствие хотя бы одного элемента может значительно затруднить или усложнить налоговое производство.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета.

Информация о работе Налоговая система Беларуси