Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:17, дипломная работа
в первой главе “Теоретические основы построения налоговой политики” прежде всего мною были рассмотрены концептуальные подходы к построению налоговой политики, а именно: понятие налога и экономическая сущность налогообложения, функции налогообложения, в разумном соотношении которых заложена эффективность применяемой налоговой политики, и принципы, определяющие роль налоговой системы, и тем самым основополагающие при разработке налоговой политики.
Лишь затем, на основе вышеизложенного, была рассмотрена сущность налоговой политики, ее цели и задачи.
Во второй главе “Налоговая политика на современном этапе. Пути ее совершенствования ” была предпринята попытка разобраться в действующей налоговой политике, выделить ее основные направления и пути реформирования.
Введение._____________________________________________________c. 4.
ГЛАВА 1. Налоговая политика и ее теоретические основы. ________c. 9.
§1.1. Концептуальные подходы построения налоговой политики.___c. 9.
1.1.1. Понятие налога и экономическая сущность налогообложения. _____________________________________________c. 9.
1.1.2. Функции налогов.__________________________________ c. 12.
1.1.3. Принципы налогов. ________________________________c. 15.
§1.2. Сущность, цели и принципы налоговой политики. __________c. 18.
ГЛАВА 2.Налоговая политика ПМР на современном этапе. Пути ее совершенствования. __________________________________________c. 22.
§2.1. Характерные особенности действующей налоговой политики. Существующие проблемы. ____________________________________c. 22.
§2.2. Объективные предпосылки реформирования налоговой политики и основные направления реформы. ____________________________c. 33.
§2.3. Реформирование структуры налоговой системы “эволюционным путем”. ______________________________________________________c. 40.
2.3.1. Налог на прибыль. _________________________________c. 40.
2.3.2. Подоходный налог. _________________________________c. 46.
2.3.3. Налог на добавленную стоимость. ____________________c. 48.
2.3.4. Акцизы. ___________________________________________c. 50.
2.3.5. Земельный налог. Налог на имущество юридических лиц. Налог на имущество физических лиц. __________________________c. 52.
2.3.6. Налоги, связанные с ВЭД. Таможенные пошлины. ____c. 54.
2.3.7. Перспективные налоги. ____________________________c. 57.
§2.4. Реформирование местных налоговых систем. ______________c. 61.
§2.5. Реформирование налогового администрирования. __________c. 62.
§2.6. Правовые основы реформирования. Налоговый кодекс. _____c. 67.
Заключение. ______________________________________________c. 70.
Список использованной литературы. ________________________c. 74.
Для того, чтобы добиться этой цели необходима коренная реорганизация всей системы Государственной налоговой службы. Должна быть разработана соответствующая концепция, в которой должен быть учтен не только собственный опыт, но и все то, что накоплено многолетней мировой практикой налоговой деятельности.
Можно выделить следующие задачи реорганизации налоговой службы:
1. Сосредоточение усилий профессионалов налоговиков на тех сферах экономической деятельности, где особенно велики резервы увеличения налоговых поступлений.
2. Создание принципиально новых технологий налоговой деятельности, основанных на применении компьютерных сетей и баз данных. Целесообразно было бы принять меры по присвоению юридическим лицам и гражданам регистрационных налоговых номеров в единой информационной системе для контроля за движением денежных средств со стороны налоговых органов (российский идентификационный номер налогоплательщика) [№25,с.74].
Решение этой задачи обеспечит не только точный учет, регистрацию налогоплательщиков и постоянный контроль за уплатой налогов. Возникает возможность одновременно обеспечить доступ налогоплательщиков к справочной информации по вопросам налогообложения, а в перспективе - перейти к компьютерной технологии подачи деклараций и внесения налоговых платежей.
3. Качественное совершенствование методики налоговой деятельности. предусматривается оперативное формирование рабочих групп специалистов для проведения комплексных налоговых проверок.
При этом особое внимание должно быть уделено работе с нарушителями налоговой дисциплины. Необходима специальная служба для серьезного изучения методов уклонения от уплаты налогов и принятия соответствующих контрмер.
Помимо этого, интересным представляется еще одно “новшество” - организация работы “участковых” налоговых инспекторов, которые будут знать своих налогоплательщиков “в лицо”. Полагается, что при условии их достаточного количества и соответствующей квалификации они могли бы решить ряд проблем[№19,с.74].
4. заключается в подготовке и реализации государственной программы пропаганды и культуры налогового воспитания.
Основные цели этой программы:
В связи с этим представляется целесообразным следующие изменения организационной структуры Госналогслужбы:
Таким образом, предполагается придать ГНС статус структуры, ответственной за обеспечение общедоступной, полной, оперативной и достаточной для осуществления нормальной хозяйственной деятельности информации, наделяя ее при этом соответствующими ресурсами и правами. Налоговой службе следует предоставить большие полномочия не только в административной сфере, но и возможности обеспечения уголовной ответственности при совершении налоговых преступлений.
Также очень важна консолидация усилий налоговых, финансовых, правоохранительных органов власти и управления в вопросах, касающихся сбора налогов: возникает необходимость тесного взаимодействия в целях учета налогоплательщиков и объектов налогообложения[№53,с.74].
При этом следует отметить, что весьма слабо обеспеченна функция взаимодействия налоговых инспекций и налоговых милиций. Видится целесообразным выделение налоговой милиции из структуры МВД и придания ей статуса самостоятельного органа, наделения ее собственным следственным аппаратом, спецназом и необходимыми полномочиями, что как предполагается, значительно пополнит доходную часть бюджета, а также уменьшит количество уклонений от уплаты налогов.
В
совокупности все вышеперечисленные организационные
меры, как я полагаю, позволят значительно
повысить эффективность работы налоговой
службы.
§2.5.Правовые основы реформирования.
Налоговый кодекс.
Переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночным отношениям означал глобальную перестройку не только всех отраслей экономики, но и формирования совершенно иной законодательной базы для регулирования этих активно нарождающихся отношений. Стихийное образование огромного количества самостоятельных субъектов потребовало стремительного принятия основополагающих законов. Однако отсутствие наработанного опыта в создании законодательства, отвечающего требованиям рыночной экономики, в то время когда принимались основополагающие нормативные документы, позже ярко проявилось в необходимости их многократных редакций.
В итоге, действующее законодательство характеризуется неясностью в формулировках, нечеткостью разъяснений, многие понятия и термины не наполнены содержанием. Недостаточный уровень юридической проработки, сложность нормативно правового оформления содержания налоговой системы серьезно затрудняет понимание налогового законодательства, а следовательно, и практическое его применение. Более того, такое положение ведет к размыванию правовой основы налоговых отношений, вносит элементы неопределенности в правоприменительную практику, создает у налогоплательщика состояние неуверенности в правильном и полном учете нормативного материала.
Решение данной проблемы заключается в разработке и принятии Налогового кодекса - систематизированного законодательного акта, призванного обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. Налоговый кодекс должен являться документом прямого действия, в состоянии быть основой регулирования бюджетно-налоговых отношений.
Таким образом, Налоговый кодекс должен заменить Закон “Об основах налоговой системы ПМР” и стать основным законодательным актом, регулирующем проблемы налогообложения юридических лиц и граждан. Он призван установить принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены республиканских налогов, сборов и пошлин, принципы установления местных налогов, сборов и пошлин и других обязательных платежей.
Налоговый кодекс должен четко определить правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Налоговому кодексу предстоит разработать основные положения по объекту налогообложения, исполнение налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц ГНС. Практически, идет речь о формировании новой отрасли права - налогового права с глубокой проработкой всех его элементов, с учетом мирового и накопленного за последние годы опыта, а также специфических особенностей развития национальной экономики[№51,с.74].
Адекватный условиям выживания предприятий и граждан, Налоговый кодекс будет способствовать решению острых экономических и социальных проблем, стоящих перед обществом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Потенциально, налоговая политика призвана смягчать негативные явления присущие рыночной экономики. Являясь ключевым звеном экономической политики, представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.
В то же время, действующие на данный момент направления налоговой политики отличаются бессистемностью, отсутствием научного подкрепления и излишней фискальностью. Так, в бюджетной политике в 1999г. акцент на увеличение доходной части был сделан не за счет мер по легализации предпринимательской инициативы, а за счет роста налогового бремени и ужесточения налогового администрирования. Однако собираемость налогов не удалось увеличить путем административного давления, т.к. не были сформированы действенные экономические стимулы честно платить налоги, не проводились мероприятия по сокращению бартерных операций и вытеснению денежных суррогатов.
Изменения в налоговой системе России необходимы. Они должны быть последовательными и предсказуемыми. Их главными направлениями должны стать:
* снижение общего уровня налогообложения при резком расширении налоговой базы;
* сокращение количества налогов и упрощение системы налогообложения;
* усиление налоговой дисциплины;
* систематизация и кодификация налогового законодательства.
Возможности увеличения доходов бюджета за счет выведения значительной части экономики из "тени" трудно переоценить. Во многом вследствие высокого уровня налогов доля поступлений от нового частного сектора непропорционально низка относительно их реальных (а не официально показываемых) доходов. Для достижения этой цели нужны меры с одной стороны, контрольно-карательного характера (по ужесточению сбора налогов, пресечению контрабанды и "теневых" торговых и финансовых операций и др.), с другой - в направлении рационализации налогового законодательства. Справиться с задачей легализации "теневой" экономики только мерами карательного характера невозможно, для этого надо создать у людей и фирм желание платить налоги - то есть получать легальные высокие доходы. В целом в ходе налоговой реформы необходим переход от выполнения налогами преимущественно фискальных функций к преимущественно стимулирующим.
Необходимость этих изменений понятна почти всем. Действительный вопрос состоит в умении Правительства найти баланс между объективно противоречащими друг другу фискальными и стимулирующими функциями налогов.
Я предлагаю иную концепцию налоговой реформы.
Во-первых, Правительством должна быть разработана среднесрочная (3-5 лет) программа налоговой реформы, которую было бы целесообразно включить в Налоговый кодекс в целях максимального обеспечения рационального соотношения между стабильностью налоговой системы и необходимостью ее существенных изменений.
Во-вторых, необходимо определить конкретные цели налоговой реформы, имея в виду создание модели налоговой системы, которую государство обязуется сформировать через 3-5 лет. Мои предложения:
Информация о работе Налоговая политика и пути ее совершенствования