Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:17, дипломная работа
в первой главе “Теоретические основы построения налоговой политики” прежде всего мною были рассмотрены концептуальные подходы к построению налоговой политики, а именно: понятие налога и экономическая сущность налогообложения, функции налогообложения, в разумном соотношении которых заложена эффективность применяемой налоговой политики, и принципы, определяющие роль налоговой системы, и тем самым основополагающие при разработке налоговой политики.
Лишь затем, на основе вышеизложенного, была рассмотрена сущность налоговой политики, ее цели и задачи.
Во второй главе “Налоговая политика на современном этапе. Пути ее совершенствования ” была предпринята попытка разобраться в действующей налоговой политике, выделить ее основные направления и пути реформирования.
Введение._____________________________________________________c. 4.
ГЛАВА 1. Налоговая политика и ее теоретические основы. ________c. 9.
§1.1. Концептуальные подходы построения налоговой политики.___c. 9.
1.1.1. Понятие налога и экономическая сущность налогообложения. _____________________________________________c. 9.
1.1.2. Функции налогов.__________________________________ c. 12.
1.1.3. Принципы налогов. ________________________________c. 15.
§1.2. Сущность, цели и принципы налоговой политики. __________c. 18.
ГЛАВА 2.Налоговая политика ПМР на современном этапе. Пути ее совершенствования. __________________________________________c. 22.
§2.1. Характерные особенности действующей налоговой политики. Существующие проблемы. ____________________________________c. 22.
§2.2. Объективные предпосылки реформирования налоговой политики и основные направления реформы. ____________________________c. 33.
§2.3. Реформирование структуры налоговой системы “эволюционным путем”. ______________________________________________________c. 40.
2.3.1. Налог на прибыль. _________________________________c. 40.
2.3.2. Подоходный налог. _________________________________c. 46.
2.3.3. Налог на добавленную стоимость. ____________________c. 48.
2.3.4. Акцизы. ___________________________________________c. 50.
2.3.5. Земельный налог. Налог на имущество юридических лиц. Налог на имущество физических лиц. __________________________c. 52.
2.3.6. Налоги, связанные с ВЭД. Таможенные пошлины. ____c. 54.
2.3.7. Перспективные налоги. ____________________________c. 57.
§2.4. Реформирование местных налоговых систем. ______________c. 61.
§2.5. Реформирование налогового администрирования. __________c. 62.
§2.6. Правовые основы реформирования. Налоговый кодекс. _____c. 67.
Заключение. ______________________________________________c. 70.
Список использованной литературы. ________________________c. 74.
Действительно, являясь, с одной стороны, наиболее собираемым, с другой стороны, НДС отличается массой недостатков. Так, cтавки НДС в нашей республике заметно превышают ставки НДС и ставки сходных налогов многих западных стран. Кроме того, фискальные соображения распространили НДС в ПМР не только на все стадии производства и обращения, но и на операции, которые за рубежом не считаются объектом обложения (денежные сделки и т.п.). Многие предприятия столкнулись с такой ситуацией, что этот налог «вымывает» у них все оборотные средства. Они оказались не в состоянии финансировать свое производство. Они оказались не в состоянии финансировать свое производство.
На данном этапе полагается, что нужно отработать его механизм, имея в виду прежде всего установление оптимального процента налоговых изъятий, в пределах 12-15%. При этом компенсировать недополученные доходы по НДС предполагается следующим образом:
-ввести налог с продаж на розничный товарооборот с предельной ставкой 3% при реализации товаров и услуг и 5 % при реализации алкоголя, с последующим направлением сумм платежей по данному налогу на социальные нужды малообеспеченных групп населения;
-ввести налог на вмененный доход, который явится большим подспорьем для бюджета, так как берется авансом еще до начала какой-либо финансовой деятельности.
Кроме того, предлагается:
-в целях уменьшения доли импорта во внешнеторговом обороте, увеличения конкурентоспособности товаров, производимых в ПМР, освободить местных производителей товаров народного потребления от налога на добавленную стоимость при реализации продукции в ПМР;
-снизить ставку НДС при экспорте готовой продукции в Российскую Федерацию с целью освоения потерянных в результате финансового кризиса в этой стране рынков сбыта;
-не взимать с организаций-экспортеров налог на добавленную стоимость с сумм авансовых платежей, получаемых ими в счет оплаты последующих экспортных поставок продукции с производственным циклом более шести месяцев;
-относить на расчеты с бюджетом налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам, при освобожденном экспорте продукции[№8,с.74].
2.3.4.Акцизы.
Акцизы выступают в качестве одного из основных источников налоговых поступлений в бюджет (1997г.- 6,6%,1998г.- 7,3%, 1999г. - 5,1%). И хотя их величина уменьшилась за счет падения производства подакцизной продукции и роста задолженности, введение ввозного акциза привело к существенному увеличению удельного веса акцизов в общем сборе налогов. Так, в 1997г. их совокупная доля составила 12,6% государственного бюджета, в1998 г - 33,7 %, 1999г. - 26,8%(ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).
Акцизы представляют собой одноступенчатый налог на определенный круг товаров, устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции. Порядок взимания акцизов, унифицированный по товарам отечественного и импортного производства, и суммы акцизов устанавливаются Правительством, что мотивируется необходимостью оперативного реагирования на ситуацию.
Полагается, что акцизы должны нести существенную часть налогового бремени, пока растущее благосостояние не позволит переложить большую часть налогового бремени на подоходный налог. Считается, что в этот период предпочтительней, чтобы относительно небольшое число налогов собиралось с относительно небольшого числа плательщиков; акцизы на импортные товары должны быть равны акцизам на аналогичную отечественную продукцию, с тем, чтобы не поощрять неэффективное внутреннее производство (защищать отечественную промышленность целесообразней с помощью таможенных пошлин). Предлагаемые акцизы помогут стране проводить меры в области охраны здоровья и окружающей среды путем обложения алкогольных напитков и табачных изделий, транспортных средств и моторного топлива. Помимо этого предполагается, что акцизами должны облагаться товары и услуги, используемые главным образом состоятельными слоями населения, что обеспечит справедливость налоговой системы[№18,с.74].
Таким образом, акцизы играют двоякую роль: во-первых, это средство ограничения подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров[№54,с.74].
Сегодня планируется привести в соответствие ставки акцизного сбора на производимую и импортируемую в ПМР продукцию с целью защиты отечественного производителя. Помимо этого, в рамках 2000 года предлагается установить порядок взимания акцизов по алкогольной продукции равными долями между организациями-производителями или импортерами и организациями оптовой торговли;
Акцизный налог обладает большими потенциальными возможностями. Проблема в том, что существует практика уклонения налогоплательщиков от уплаты акциза. Так, большие суммы налога республика теряет в случае использования подакцизной продукции для производства товаров, не облагаемых акцизами. Основные уклонения от уплаты налога происходят при контрабандном ввозе табака и алкоголя на территорию ПМР, при нелегальном производстве алкоголя в республике. Принятие жестких мер по пресечению подобной практики приведет к значительному увеличению поступлений в бюджет[№8,с.74].
Необходимо
приближение к европейским меркам количества
подакцизных товаров и механизма взимания
акцизов.
§2.3.5.Земельный налог. Налог на имущество юридических лиц.
Налог на имущество физических лиц.
Цены введения платы за землю является стимулирование рационального природопользования и освоения земель, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах и так далее.
Сегодня поступления в бюджет, обеспеченные земельным налогом, относительно невелики в в сравнении с его реальной значимостью. Однако, земельный налог может занять подобающее ему место только после принятия Земельного Кодекса и упорядочения всего блока отношений, связанных с приобретением в собственность, передачей в аренду и долгосрочным использованием земли. Необходима разработка Земельного Кадастра, который позволит определить доходность земли, без которой невозможно установить налоги, позволяющие и бюджет обеспечить постоянными поступлениями, и создать нормальные условия хозяйствования.
В рамках 2000 года предполагается:
-повысить ставки земельного налога и ввести повышенную плату за неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земельные ресурсы с целевым направлением средств на поддержку для добросовестных сельхозпроизводителей и землепользователей;
-предоставить право органам местного самоуправления повышать ставки земельного налога, но не более чем в10 раз, в отношении земельных участков городской, поселковой застройки, предоставленных для индивидуального, жилищного (дачного) строительства, на которых в течении более чем двух лет с момента выделения этого участка не были возведены объекта недвижимости (здания и сооружения) и (или) права на возведенные объекты недвижимости не были зарегистрированы в установленном порядке.
. Данные меры будут способствовать рациональному использованию земли, что в будущем скажется на увеличении доходной части местных бюджетов в виде возросших поступления от налога на имущество физических лиц.
В отношении налога на имущество юридических лиц сужена база налогообложения. Из объекта налога исключены запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Кроме того, снижен предельный размер возможной корректировки ставки налога на коэффициент использования производственных мощностей до 30%.
Было бы целесообразно предусмотреть прогрессивное налогообложение находящихся в личном пользовании особо престижной недвижимости, крупных земельных участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того, находятся они во владении физического или юридического лица. Вместо неэффективного контроля над доходами государства должно переходить к обложению налогами отдельных видов расходов, само наличие которых свидетельствует об успешной хозяйственной деятельности. Теневая экономика должна облагаться подобными налогами автоматически, т.е. по наличию определенных объектов налогообложения[№8,с.74].
Видится
целесообразным вместо целого комплекса
имущественных налогов: налога на землю,
налога на имущество юридических лиц и
налога на имущество физических лиц - введение
единого налога на недвижимость для юридических
и физических лиц. Подробнее на нем я остановлюсь
позднее.
2.3.6.Налоги, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Таможенные пошлины.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, НДС, акцизы и прочие налоги и сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы и количество поступающего товара ( количественные ограничения, лицензии и т.д.).
Налоговая политика государства в области налогов, cборов и пошлин, связанных с внешнеэкономической деятельностью, должна быть четко увязана с поставленными перед последней целями. Поэтому, в области налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью (доля которых в бюджете 1997г. составила 15.0%, в 1998 г. - 7,5%, в 1999г. - 3.0%)(ПРИЛОЖЕНИЕ №1), необходимо будет и в дальнейшем проводить политику, направленную на упрощение процедуры регистрации договоров и контрактов, ужесточенный контроль экспорта и импорта социально-значимых для республики товаров, создание благоприятных условий для стимулирования экспорта и частичной компенсации потери конкурентоспособности товаров, производимых в ПМР.
Кроме того, предлагается:
-пересмотреть сроки репатриации валютной выручки с дифференциацией по группам товаров;
-предоставить право при реализации товара на постоянной основе в другие страны пополнять обороты товара на сумму частичной репатриации.
Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Такое их положение определяет многообразие форм, в которых они выступают, и объем задач, выполняемых ими для государственного регулирования внешней торговли. В зависимости от того, накладываются ли они на экспортируемый, импортируемый или проходящий транзитом товар, они называются соответственно экспортными, импортными или транзитными.
Импортные пошлины являются, как правило, главным средством национального протекционизма. В начале своего существования они обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, сегодня же их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. Так, если в США еще в конце 19 столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Что касается ПМР, то роль импортных таможенных пошлин как фискального средства усиливается.
Реже используются экспортные пошлины. Их цель - получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке. В развитых капиталистических странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование[№15,с.74].
Таким образом, в отношении ПМР на период 2000 года можно отметить следующее:
Использование импортных тарифов следует рассматривать не столько в качестве источника пополнения доходов бюджета, сколько в качестве механизма стимулирования внутреннего производства и защиты отечественного производителя аналогичной продукции.
На рассматриваемый период, в области таможенной деятельности, осуществлено распространение таможенного тарифа на товары, производимые в странах СНГ и импортируемые на территорию ПМР. С одной стороны это было предпринято для защиты местного рынка и, следовательно, косвенного поддержания отечественных товаропроизводителей, с другой стороны не было учтено, что ПМР имеет чрезвычайно ограниченный потребительский рынок и в результате дополнительного налогообложения при импорте были утеряны определенные льготные условия для привлечения предпринимателей по оптовой торговле и привлекательность реэкспорта, результатом которого было привлечение в ПМР дополнительных валютных средств.
Наиболее льготный режим должен устанавливаться применительно к ввозу технико-экономических изделий, принципиально важных для развития отечественного производства, но в ПМР не выпускаемых (или выпускаемых в недостаточном количестве). Максимально же жесткий, с исключительно высокими таможенными пошлинами, режим - по отношению к импорту предметов роскоши и повышенного комфорта. Нельзя допускать таможенной уравниловки и по отношению к ввозимым предметам массового потребления: послабления возможны лишь по тем их категориям, потребление которых трудно сжимается ввиду их особой необходимости для населения и отсутствия или дефицитности их производства в республике.
Информация о работе Налоговая политика и пути ее совершенствования