Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа
Налоги – основной источник формирования доходов государства,
важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)
муниципальных образований.
Введение......................................................................... 2
Глава 1. Понятие налогов в экономике государства
1.1. Понятие и сущность налогов......................................................... 4
1.2. Виды и функции налогов............................................................... 8
Глава 2. Действующая налоговая система и принципы ее построения
2.1. Принципы построения налоговой системы................................ 15
2.2. Правовое значение объекта налогообложения.......................... 22
Глава 3. Роль налогов в жизни общества и государства..... 25
Заключение............................................................................ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................. 30
место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному.
Последняя функция дестимулирующая функция — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли.
Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный
характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость
2) акцизы
3) налог на доходы физических лиц
4) налог на прибыль организаций
5) налог на добычу полезных ископаемых
6) водный налог
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций
2) налог на игорный бизнес
3) транспортный налог
К местным налогам относятся:
1) земельный налог
2) налог на имущество физических лиц
Налоги - основной источник средств, поступающих в государственную казну. Налогам свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т.п.). Налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.
Объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество юридических и физических лиц; операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законом. Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы. Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории.
По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй - налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.
Вместе с тем для настоящего времени характерно появление в России группы налогов, общих для юридических и физических лиц. Это земельный налог, транспортный налог. Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.
В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования.
Целевым является, в частности, транспортный налог, средства от сбора которого идут на ремонт дорог соответствующего региона.
В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.
Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.
Исторически прямые налоги (дань) - наиболее ранняя форма налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, земельный налог, налог с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто и сколько платит в казну.
В настоящее время Россия переходит к активному использованию косвенных налогов.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, т. е. по существу он является сборщиком косвенного налога, а покупатель - его плательщиком. Косвенные налоги действуют в форме акцизов, налога на добавленную стоимость. Косвенное налогообложение отличается своей замаскированностью.
Косвенные налоги находят широкое применение. Чем объясняется предпочтение, отдаваемое такой форме налогообложения? Прежде всего, это наиболее удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику, стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям, возможности регулирования потребления, при этом - быстрого реагирования на экономические процессы.
Экономисты и политики считают, что косвенные налоги несправедливы, поскольку, чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.
Глава 2. Действующая налоговая система и принципы ее построения
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов.
Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения.
Налоговая система – совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях; это важный элемент экономики служащий стимулирующим или угнетающим фактором деятельности коммерческого предприятия. Национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Одни из них определяют фундамент налоговых отношений вне зависимости от пространства и времени. Другие определяют условия построения и функционирования в конкретной стране и в конкретных исторических условиях. В связи с этим комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничиваются на две подсистемы:
1)Классические, или общенациональные, принципы. Они как бы
идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на их основе использования, то ее можно считать оптимальной.
2)Организационно – экономические, или ее внутринациональные, принципы.
На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития.
Экономические принципы, сформулированные А. Смитом, в настоящее время именуются несколько иначе и могут быть охарактеризованы следующим образом:
принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый должен
принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов
налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов,
если ставка составляет до 50%, и впадении поступлений, если ставка более
50%. Данная концепция получила признание в 70-80-е гг. ХХ века. Данный принцип нашел свое отражение в Налоговом кодексе РФ, что выражается в некотором снижении налоговых платежей большинства организаций и появлению дополнительных льгот по налогообложению организации занимающихся производством и реализацией отечественной продукции;
принцип учета интересов налогоплательщиков основан на двух принципах
А. Смита: принципе определенности и принципе удобства. Первый принцип гласит, что сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику. Второй подразумевает то, что налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика. Пунктом 7 статьи 3 НК предусмотрено также, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика; принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налогов. Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, т.е. таких видов налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений. Такие налоги только запутывают и усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль, отвлекая работников и электронные системы учета от действительно серьезных налогов. Причем суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание в несколько раз.
Важное место в системе принципов занимают и юридические принципы
построения налоговой системы12. Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения. Можно сформулировать пять основных юридических принципов налогообложения:
принцип равного налогового бремени (нейтральности). Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборов основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Согласно данному принципу не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных критериев;