Налоги как цена услуг государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

В работе речь пойдет о налогах, как цене услуг государства: о роли налогов в формировании доходов государства, о стандартах государственных услуг оказываемых налоговыми органами, о налогах как об основном инструменте государственного регулирования экономики. Целью данной работы является предметное и подробное рассмотрение, какую роль играют налоги в развитии государства. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в рассмотрении сущности, видов и функции налогов, раскрытии механизмов функционирования налоговой системы, действующей в России в настоящее время и в других странах.
Предметом исследования являются налоги как плата «цивилизованного общества» т.к. налоговая система, сложившаяся в нашей стране налагает особый отпечаток на всю жизнь народа и пути решения проблем связанных с взиманием налогов.

Содержание

Введение...............................................................................................................................
Глава 1. Основные положения теории налога
1.1 Возникновение налога и эволюция налогообложения.................................
1.2 Экономическая сущность понятия налог......................................................
1.3 Классификация налогов....................................................................................
Глава 2. Функции налогов. Роль налогов в развитии государства
2.1 Функции налогов и основные принципы налогообложения......................
2.2 Налоги, как основной инструмент государственного регулирования экономики
Глава3. Налоги, как цена услуг государства
3.1 Роль налогов в формировании доходов государства............................................
3.2 Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами..........
Заключение...............................................................................................................................
Список использованной литературы...................................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

      Можно условно выделить три такие системы:

- экономические  принципы налогообложения;

- юридические  принципы налогообложения (принципы  налогового права);

- организационные  принципы налоговой системы.

      Кроме того, в рамках каждой из указанных  систем необходимо выделять как общие  принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом, так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например, принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов и т.д.

      Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование  о природе и причинах богатства народов».

      Под правовыми принципами понимаются руководящие  положения права, исходные направления, его основные начала, определяющие сущность всей системы, отрасли или  института права.                                                                                                                               Правовые принципы организации системы налогообложения, используемые в международной практике, можно сформулировать следующим образом:

1. Юридическое  равенство перед законом всех  хозяйствующих субъектов и граждан. Налоговый нейтралитет.

2. Налоговые  преференции подлежат обязательному  утверждению в законе.

3. Гарантированность  стабильности и последовательности  налоговой политики.

4. Налоговая  прозрачность (компания не может  скрывать доходы акционеров и служить им налоговым убежищем).

5. Запрещение  обратной силы налогового закона (действие налогов во времени).

6. Функционирование  института ответственности основывается  на презумпции виновности налогоплательщика  при условии гибкого налогового воздействия на нарушителей налоговых законов.

7. Ориентация  преимущественно на прогрессивные  формы налогообложения.

8. Антидискреционность  решений налоговых администраций.

9. Соразмерность  распределяемых налоговых поступлений  по звеньям бюджетной системы с величиной расходов, ежегодно утверждаемой текущим финансовым законодательством.

10. Приоритет  финансовых общественно необходимых  целей.

      К организационным принципам налоговой  системы относятся положения, в  соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие:

1. принцип единства;

2. принцип подвижности;

3. принцип стабильности;

4. принцип множественности  налогов;

5. принцип исчерпывающего  перечня налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Налоги, как основной  инструмент государственного регулирования экономики

      В настоящее время теория налогов  как важнейшая составляющая экономической  науки в России начала возрождаться.

      Исходя  из теории налогов и функции налогов, определяется налоговая политика государства. На практике можно выделить три основные формы налоговой политики. Они встречаются не в чистом виде, а в определенных соотношениях друг с другом.

      Во-первых, это выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тот случай, когда  государство стремится методом высоких налогов на подоходную часть бюджета и обеспечить превышение доходов над расходами. Подобная политика, как убедительно показал А. Лаффер, чаще всего не достигает поставленных целей. Вместе с тем она имеет и еще более серьезные последствия. Происходит замедление расширенного воспроизводства или вообще возврат к простому воспроизводству. Население оказывает пассивное сопротивление данному курсу, и начинается массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогообложения приводит в свою очередь к росту теневой экономики.

      В подобной ситуации мы имеем дело с  преувеличением роли фискальной функции  налогов по сравнению с остальными функциями.

      Во-вторых, это налоговая политика экономического развития. При этом государство стремится  всемерно снижать налоги, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. На первый взгляд может показаться, что именно к такой политике следует стремиться. Однако она может иметь не менее тяжкие последствия, а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки средств у правительства, снижение, уровня жизни работников бюджетных организаций, включая врачей, учителей и т.д.

      Третьей формой следует признать оптимальную  налоговую политику. Вот ее проведение требует детального научного анализа и осмысления экономической ситуации, прогнозирования последствий любых налоговых изменений, комплексности принятия решений. Для успеха налоговой политики необходимо исследовать прошлое, знать опыт зарубежных развитых стран, применять его, не слепо копируя, а соотнося со специфическими особенностями национальной экономики.

      При проведении налоговой политики могут  разойтись фискальные интересы государственных  органов и налогоплательщиков. Как  достичь гармонизации интересов? Налоговая  политика должна учитывать как интересы бюджета, так и интересы, широких масс населения. Примирить их вполне возможно. Все заинтересованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии расширенного воспроизводства на основе передовых технологий. Вопрос - в оптимальных соотношениях финансирования народнохозяйственных отраслей, в «прозрачности» доходов и расходов бюджета.

      Сформулируем, что представляет собой рыночная система хозяйства. Рыночная экономика-это  система организации хозяйства  страны, основана на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности; на средства производства, экономической свободе граждан как собственников своей рабочей силы их конкуренции в сфере производства и обращения товаров и услуг.

      В рыночной экономике функционируют  и активно взаимодействуют друг с другом три основных специфических рынка:

-рынок товаров  и услуг, или товарный рынок;

-рынок труда  и рынок финансовых ресурсов, включающий в себя рынок ценных  бумаг. 

      Цену  на рынке формирует соотношение  спроса и предложения. На рынке труда ценой является заработная плата наемного работника.

      Юридические лица (хозяйствующие субъекты) выступают  в одно и то же время в качестве потребителей и производителей - на товарном рынке, эмитентов и инвесторов - на финансовом рынке, работодателей - на рынке труда. Граждане выступают в качестве продавцов своей рабочей силы на рынке труда (трудоспособная часть населения), потребителей - на товарном рынке, инвесторов - на финансовом рынке.

      Рыночные  модели разных стран значительно  отличаются друг от друга. Можно выделить две основные модели рыночной экономики: либеральная модель и модель социально ориентированного рынка.

      Либеральная модель основана на незначительном вмешательстве  государства в хозяйственную  жизнь и социальные процессы. Действует минимум предприятий государственного сектора, обеспечивается максимальная свобода хозяйствующим субъектам, государство принимает минимальное участие в решении социальных проблем, заботясь о беднейших слоях населения, регулирование носит монетарный характер и ограничивается преимущественно макроэкономикой. Либеральная модель действует в США, Канаде, близки к ней системы Англии и Франции.

      Надо  отметить, что многое из сказанного о либеральной модели относится  скорее к Прошлому из перечисленных  стран. В настоящее время они двигаются в сторону второй модели.

      Социально ориентированная модель отличается более высокой степенью государственного регулирования экономики. Здесь  значителен государственный сектор, предпринимательская деятельность подвержена регламентации, государство гарантирует определенный уровень удовлетворения потребностей населения (а не только его низших слоев) в жилье, услугах здравоохранения, образования и культуры, заботиться о занятости трудоспособной его части. Подобная модель функционирует в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции, Норвегии. Близка к ней и система Японии.

      Вполне  понятно, что либеральная и социально  ориентированная модели рынка требуют  наличия у государства различных  финансовых ресурсов. И налоги в  странах со второй моделью, конечно, должны быть выше. Так что понятие «высокие» или «низкие» налоги - это не абсолютное, а относительное представление. Величина налогов должна соответствовать поставленным государством перед собой задачами.

  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Налоги, как цена услуг государства

3.1 Роль налогов в  формировании доходов  государства

      Основным  финансовым ресурсом государства являются налоги, эффективное управление которыми можно считать основой государственного управления вообще. И если признать, что государство существует для обеспечения благоденствия его граждан, то государственная власть может выбрать одну из двух стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя высокую ответственность за благоденствие его граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане сами должны заботиться о своем благоденствии, не уповая на поддержку государства. Разные государства по-разному строят свою финансовую систему.

      Так одни считают возможным изымать  в виде налогов (включая все виды налогов и обязательных платежей, в том числе и взносы по соцстраху) до 50% всех доходов общества исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц. Другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% от ВВП.

      Среди первых в основном богатые страны, с уровнем среднедушевых валовых  доходов 25-30 тыс. дол. и налоговые  изъятия составляют в них весьма значительные суммы: в Дании-17 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии - около 15 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-33%), в Норвегии-14 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11-12 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП соответственно- 40%, 45%. 46.5%, 47%).

      В странах, занимающих последние места  по уравнению среднедушевых доходов, размеры налоговых изъятий удерживаются на существенно более низком уровне: в Южной Корее - лишь 2,5 тыс. дол. приходится на душу населения (доля налогов в ВВП-22%), в Турции - приблизительно 600 дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-22%), в Мексике - менее 500 дол. (доля налогов в ВВП-16%).

      Таким образом, осуществляемая Правительством ПМР налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего за счет усиления налогового бремени предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета. Однако такие меры могут принести успех только в очень ограниченном временном промежутке (и лишь в условиях развитого рынка). В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. В этих условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товара. В результате цена производителя (включающая в себя его издержки, налоги и минимальную прибыль, оставшуюся после уплаты налогов) нередко превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение же продажной цены ставит производителя на банкротства. В результате мы имеем падение производства, но и вообще к тому, чтобы им заниматься. Происходит совершенно неоправданный перелив капитала в сферу посредничества и торговли. Кроме того, как показывает практика, следствием увеличения ставок и массы, изымаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций.

      В то же время государство стремится  максимально пополнить казну, оно  всеми доступными для него способами, в том числе и с помощью силовых методов, стремиться получить от налогоплательщика все, что положено по закону. Со своей стороны налогоплательщик пытается защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил интереса к предпринимательству. Так опыт стран, имеющих многовековую налоговую историю, говорит, что налогами может изыматься не более 40% доходов налогоплательщика. У нас же, как показывают расчеты, если честно платить все установленные законом налоги по установленным в этих законах правилам, то это далеко превышает ту границу, за пределами которой теряется всякий смысл предпринимательской деятельности. Вот и вынуждены налогоплательщики искать пути минимизации своих платежей: кто в пределах правил, используя имеющиеся в законах возможности, кто, скрывая свою деятельность или часть своих доходов и имущества. 
 
 
 
 

Информация о работе Налоги как цена услуг государства