Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 04:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение значения, места и роли налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Республики Казахстан.
В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:
-ознакомление с теоретическими основами налога на добавленную стоимость (плательщики, объект обложения, порядок исчисления и уплаты);
-исследование проблем функционирования и развития НДС в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ...........................................................................................................4
1.1. Сущность налога на добавленную стоимость................................................4
1.2. Значение и роль НДС в налоговой системе....................................................7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ И МЕСТА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН....11
2.1. Порядок исчисления и уплаты НДС..............................................................11
2.2. Анализ поступления НДС в государственный бюджет Республики
Казахстан.................................................................................................................18
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................30
Погашение сумм налогов, по которым изменены сроки уплаты в соответствии с настоящей статьей, в течение трехмесячного периода налоговые органы производят методом взаимозачетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость по реализованным товарам (работам, услугам).
На сумму непогашенной задолженности начисляется пеня с первого дня после истечения указанного трехмесячного периода.
В
случае реализации товаров без промышленной
переработки налог на добавленную
стоимость исчисляется в
Налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета в порядке, установленном настоящей статьей, по импорту следующих товаров:
1) оборудования;
2) сельскохозяйственной техники;
3) грузового подвижного состава автомобильного транспорта;
3-1) вертолетов и самолетов;
3-2) локомотивов железнодорожных и вагонов;
3-3) морских судов;
4) запасных частей;
5) пестициды (ядохимикаты).
Перечень указанных товаров и порядок его формирования определяются Правительством Республики Казахстан.
При этом в данный перечень включаются товары, производство которых отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан.
Положения пункта 1 статьи 248 НК РК применяются в отношении товаров, ввозимых плательщиком налога на добавленную стоимость для собственных производственных нужд.
Плательщик
налога на добавленную стоимость
представляет в таможенный орган
копию свидетельства о
Обязательство заполняется в трех экземплярах по форме, установленной уполномоченным государственным органом.
На основании обязательства выпуск товаров в свободное обращение производится без фактической уплаты налога на добавленную стоимость при условии уплаты в установленном порядке таможенных платежей, а по подакцизным товарам - и акцизов.
Сумма налога на добавленную стоимость, указанная в обязательстве, отражается в декларации по налогу на добавленную стоимость как начисленная сумма налога с одновременным отнесением ее в зачет в соответствии со статьей 235 Налогового Кодекса.
Дальнейшее использование товаров, указанных в пункте 1 статьи 246 НК РК, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом.
В случае экспорта товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату, учитывается наличие договора (контракта) по внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции, а также импортной грузовой таможенной декларации по товарам, поставленным плательщику налога на добавленную стоимость покупателем экспортированных товаров по внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции.
При определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с настоящей статьей, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта, представленные по форме и в порядке, которые утверждены уполномоченным государственным органом по согласованию с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
Ответственность
за сведения, подтверждающие факт вывоза
товаров с таможенной территории
Республики Казахстан в режиме экспорта,
несет таможенный орган.
2.2.
Анализ поступления
НДС в государственный
бюджет Республики
Казахстан
Крупнейшим среди косвенных налогов, используемых в Казахстане, является налог на добавленную стоимость. Он введен в 1992г. и вместе с акцизным сбором количественно заменил ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации ужен не мог существовать, поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость. Однако взимание НДС в 1992г. отразило существенный недостаток вновь введенной налоговой системы – слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающих возможность многократного обложения одних и тех же объектов. В будущем, совершенствуя систему косвенного налогообложения, следует осторожно обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются акцизы, устанавливаемые на отдельные группы товаров. Их введение в 1992г. было обусловлено отменой налога с оборота.
Исполнение республиканского бюджета за 2005 год по НДС составило 94,1%. При этом, исполнение по НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан, и за нерезидента составило 69,5%, или при плане 71,4 млрд. тенге фактически поступило 49,6 млрд. тенге.
Таблица 1 – Поступление НДС в бюджет (тыс.тг.)
Поступления | 2005г | 2006 |
Налог на добавленную стоимость | 187779399 | 197658312 |
Налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан | 56116497 | 57896421 |
Налог на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, происходящие и импортируемые с территории Российской Федерации | 75930127 | 78562645 |
Налог на добавленную стоимость за нерезидента | 8500626 | 8659242 |
Налог на добавленную стоимость на товары, происходящие и импортируемые с территории Российской Федерации | 45194145 | 46895349 |
Налог на добавленную стоимость, доначисленный в результате проведения независимой экспертизы таможенной стоимости товаров, импортируемых в Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, происходящие и импортируемые из России | 1291542 | 136894659 |
Налог на добавленную стоимость, доначисленный в результате проведения независимой экспертизы таможенной стоимости товаров, происходящих и импортируемых с территории Российской Федерации | 746462 | 768935 |
Основной причиной неисполнения является возмещение НДС экспортерам, согласно представленным заявлениям на возврат НДС. В целом по республике в 2005 году возмещено НДС по нулевой ставке в сумме 90,9 млрд. тенге, или на 29,4 млрд. тенге больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Анализируя данные таблицы 3 можно сказать следующие. На 1 января 2006 года сумма НДС, подлежащая возмещению из республиканского бюджета составляла, 95,3 млрд.тенге и по сравнению с началом 2005 года возросла на 39,8%. Темпы роста возмещения по НДС, как отмечают Счетный комитет, опережают темпы роста поступлений НДС. В 2005 году, по сравнению с 2004 годом рост поступлений НДС составил 7,5%, а сумма возмещения НДС- 47,8 %. Сумма возмещения экспортерам увеличилась с 61,5 млрд. тенге или 40,8% от суммы поступлений НДС на произведенные товары, оказанные услуги на территории РК и НДС за нерезидента в 2004 году до 90,9 млрд.тенге или 56,1% в 2005 году, соответственно. Кроме того, Счетным комитетом установлено, что в отчете Ф.1-Н "О суммах поступлений налогов и платежей в бюджет" не были отражены средства в сумме 13,2 млрд.тенге., возмещенные дипломатическим и приравненным к ним представительствам, по приобретенным за счет средств грантов товарам и услугам, по заключенным контрактам. В результате, из республиканского бюджета в 2005 году было возмещено НДС на общую сумму 104,1 млрд.тенге, или 64,3% от суммы поступлений НДС, а не 90,9 млрд.тенге, как отражено в отчете Правительства РК.
Несмотря на осуществляемые меры по совершенствованию бюджетно-налогового законодательства и усилению налогового администрирования, многие проблемы до сих пор не решены.
В республике нормативно-методическое обеспечение возврата НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, осуществляется не на должном уровне и не обеспечивает в отдельных случаях своевременное и обоснованное возмещение НДС. Не разработаны и не утверждены порядок назначения проверки поставщика-плательщика НДС и методика возмещения НДС по услугам международных перевозок. В результате отсутствия данной методики по состоянию на 1 апреля 2006 года в Налоговом комитете города Астаны находятся заявления, представленные АО "НК "Казахстан темір жолы" на возврат НДС на сумму 13,2 млрд.тенге. Таким образом, неисполнение требований налогового законодательства, а именно - принятие методики в случае разового возмещения указанной суммы, по мнению Счетного комитета, может привести к увеличению нагрузки на республиканский бюджет.
Принятие совместного приказа, утвердившего Правила взаимодействия органов налоговой службы, прокуратуры, таможенных органов и органов финансовой полиции по противодействию неправомерному возврату налога на добавленную стоимость при проведении налоговых проверок по оборотам, облагаемых по нулевой ставке в таможенном режиме экспорта товаров, усилив контроль в вопросах предотвращения необоснованного возврата НДС, одновременно создало условия затягивания процедуры возврата НДС. Это обстоятельство приводит к систематическим нарушениям налогового законодательства по сроку возврата НДС. Так, например, по причине отсутствия заключений указанных в совместном приказе органов по проверке ЗАО "НИК Казатомпром", по истечении 5 месяцев возврат НДС из бюджета в размере 1,1 млрд.тенге все еще не произведен.
Так, контролем Счетного комитета также установлено, что в налоговом комитете г.Алматы в 2004 году доля своевременно проверенных зарегистрированных заявлений, по которым возвращен НДС, составила 37% от их общего числа, а в 2005 году - только 17,0 процента. В 2005 году по Актюбинской области с нарушением сроков возврата были возмещены НДС по 30 заявлениям плательщиков на сумму 6,7 млрд.тенге.
В отдельных случаях не выполняются нормы пункта 1 Статьи 252 Налогового кодекса, согласно которой возврат НДС должен проводиться в течение 60 рабочих дней, в то время как фактические сроки возврата достигают 180 и более дней. В результате с каждым годом увеличиваются суммы возмещения НДС на начало следующего финансового года.
В результате отсутствия качественного мониторинга в течение года происходит неравномерное возмещение сумм НДС из республиканского бюджета. Так, в среднем ежемесячно до декабря 2005 года сумма возмещения составляла 5,9 млрд.тенге. В декабре 2005 года суммы возмещения НДС составили более 26 млрд.тенге или 29,0% от всей возмещенной суммы за 2005 год. Это, в определенной мере повлияло, на увеличение денежной массы и на уровень инфляции в январе 2006 года, а также на уменьшение доходной части республиканского бюджета за 2005 год.
Закрепленная в Налоговом кодексе норма, согласно которой для отнесения в зачет сумм НДС достаточно наличия счета-фактуры и соблюдения условия, что получатель товаров (работ, услуг) является плательщиком НДС, по мнению Счетного комитета, недостаточная для возмещения из республиканского бюджета заявленных к возврату сумм НДС. В результате, данная норма позволяет использовать схемы уклонения от уплаты налоговых и других платежей путем создания фирм "однодневок" из-за отсутствия нормативно закрепленной ответственности за принятие в зачет фиктивного счета-фактуры. Отдельным крупным предприятиям, использующим фиктивные счета-фактуры фирм "однодневок" необоснованно возвращаются суммы НДС из республиканского бюджета.
Проведенный анализ показывает, что широкое распространение получили схемы, связанные с получением возмещения сумм НДС, оплаченного налогоплательщиками поставщикам товароматериальных ценностей, без уплаты последними сумм налога в бюджет.
По итогам проверок Счетным комитетом еще в 2004 году было указано на несовершенство законодательства в области возмещения НДС и указывалась на необходимость разработки и утверждения методики возврата НДС по "нулевой ставке" по международным перевозкам. По информации правительства эта методика на сегодняшний день все еще находится на стадии согласования.
Информация о работе Налог на добавленную стоимость, проблемы его функционирования и развития в РК