Найиональный фонд в Республики Казахстан: специфика формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Как и прогнозировалось, схема функционирования Национального фонда ввела в бюджетную систему новый регулятор, позволяющий выравнивать резкие колебания поступлений в бюджетную систему и разницу в доходах между регионами.
Целью настоящей работы является рассмотрение статуса, а также проблем эффективного функционирования Национального фонда Республики Казахстан.

Содержание

Введение
1. Основные аспекты Национального фонда Республики Казахстан
1.1 История создания Национального фонда Казахстана
1.2 Выбор модели Национального фонда
1.3 Институциональная основа деятельности, цели и функции Национального фонда
2. Специфика формирования Национального фонда в Республики Казахстан
2.1 Источники формирования Национального фонда РК
2.2 Управление активами национального фонда РК
2.3 Взаимоотношения Национального фонда Республики Казахстан, правительственного заимствования и квазигосударственного сектора
3. Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу
3.1 Формирование и использование средств Национального фонда РК
3.2 Анализ и прогноз поступлений в Национальный фонд РК
3.3 Оценка работы Национального фонда Международным Валютным Фондом (МВФ)
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Национальный фонд РК.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

2) разрабатывает, совместно с Национальным банком Республики Казахстан, и утверждает график представления информационных материалов и финансовой отчетности по деятельности, связанной с управлением Фондом;

3) обеспечивает представление отчета о формировании и использовании Фонда Президенту и информации о деятельности по формированию и использованию Фонда Парламенту Республики Казахстан;

4) обеспечивает проведение ежегодного внешнего аудита Фонда;

5) обеспечивает осуществление бухгалтерского учета формирования и использования Фонда;

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами.

16. Доверительное управление Фондом осуществляет Национальный банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным банком и Правительством Республики Казахстан.

17. Национальный банк Республики Казахстан на основании договора доверительного управления Фондом осуществляет:

1) самостоятельное инвестирование Фонда, включая передачу его части в управление внешним управляющим;

2) разработку и утверждение правил осуществления инвестиционных операций;

3) представление Правительству Республики Казахстан отчета о результатах доверительного управления Фондом;

4) иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами и договором о доверительном управлении.

В целях обеспечения эффективного доверительного управления Фондом решением правления Национального банка Республики Казахстан определяется специальное должностное лицо (на уровне не ниже заместителя председателя Национального банка Республики Казахстан), в полномочия которого входит оперативное принятие решений по доверительному управлению Фондом от имени Национального банка Республики Казахстан (полномочный представитель).

18. Правительство Республики Казахстан и Национальный банк Республики Казахстан обязаны информировать друг друга о предполагаемых действиях и достигнутых результатах по вопросам управления Фондом.

Предложения экспертов

18 июня, Астана. Эффективность Концепции формирования и использования Национального фонда станет основной темой обсуждения «круглого стола» «Управление нефтяными доходами: Концепция Национального фонда Республики Казахстан», организованного Фондом Сорос-Казахстан.

Вниманию участников заседания был представлен анализ Концепции Национального фонда, действующей в стране на протяжении последних двух лет, проведенный казахстанским экономистом Меруерт Махмутовой.

 «Имеет ли смысл выделять нефтяные деньги и вкладывать их за рубежом для будущих поколений, когда в стране не решены проблемы нынешнего поколения, и может ли Казахстан на данном этапе быть инвестором экономик западных государств?» - задается вопросами Меруерт Махмутова, директор Центра анализа общественных проблем, автор доклада «Управление нефтяными доходами: Концепция Национального фонда», определившего тему конференции.

 «Прозрачность деятельности Национального фонда оставляет желать лучшего», - отмечает Антон Артемьев, директор программы Kazakhstan Revenue Watch Фонда Сорос-Казахстан. «Отчеты о поступлениях и использовании Национального фонда публикуются в слишком обобщенной форме, не раскрывается информация о внешних управляющих средствами Фонда, не публикуются результаты ежегодного аудита. Отсутствие четкой политики информирования общественности приводит к тому, что большинство казахстанцев имеют самое смутное представление о Фонде».

«Парламент должен иметь право знакомиться с аудиторским заключением по Национальному фонду, утверждать перечень плательщиков в Национальный фонд и годовой отчет. Кроме того, следует создать из числа представителей Правительства, Парламента и гражданского общества Консультативный совет, который бы занимался выработкой рекомендаций по управлению Фондом и осуществлял контроль над его деятельностью», - предлагает М. Махмутова.

По мнению Фонда Сорос-Казахстан, являющегося членом Коалиции НПО «Нефтяные доходы – под контроль общества!», чтобы Национальный фонд успешно работал на благо и нынешнего, и будущего поколений страны, Правительству необходимо прислушаться к рекомендациям казахстанских экспертов. Представители гражданского общества настаивают на создании Консультативного совета, в составе которого они смогут представить интересы общественности и добиваться прозрачного, подотчетного и эффективного управления Национальным фондом страны.

 

2.5 Прогноз поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан

 

Прогноз поступлений в Национальный фонд на 2011 – 2013 годы рассчитан на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации.

В 2011 году поступления прямых налогов в Национальный фонд прогнозируются на уровне – 7,8 % к ВВП, в 2012 году –7,2 %, в 2013 году – 6,4%.

 

 

 

Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2010 – 2012 годы

 


 

 

 

 

Рис

 

Действовавшая с середины 2006 года, схема направления средств Национального фонда в экономику страны, предполагала гарантированный и целевые трансферты в республиканский бюджет, а также долгосрочное инвестирование средств в отечественные ценные бумаги. При этом размер гарантированного трансферта из Национального фонда, ограничивался 1/3 части активов фонда на конец года предшествующего году разработки бюджета.

 

Проведение указанной политики позволило создать резервы для проведения антикризисной политики, в рамках которой в 2008 – 2009 годах из Национального фонда Республики Казахстан в виде целевого трансферта в республиканский бюджет было выделено 955,4 млрд. тенге.

В 2008 году эти средства целевого трансферта в сумме 607,5 млрд. тенге были направлены на увеличение уставного капитала акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для реализации мер по обеспечению конкурентноспособности и устойчивого развития национальной экономики Республики Казахстан, указанные средства освоены полностью.

В 2009 году - на реализацию мероприятий Плана действий Правительства Республики Казахстан на 2009 год по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» (Дорожной карты), из 347,9 млрд. тенге целевого трансферта фактическое освоение составило 261,5 млрд. тенге.

Активы Национального фонда по состоянию на конец 2009 года составили 4,5 трлн. тенге, из которых 750,0 млрд. тенге размещены во внутренние активы (облигации акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «КазАгро».

Динамика активов Национального фонда

 


 

 

 

 

 

Рис

 

В реализацию послания Главы государства «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года разработана новая Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан.

Доля привлекаемых средств Национального фонда в виде гарантированного и целевого трансфертов в общем объеме поступлений государственного бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис

 

С восстановлением мировых цен на нефть в начале 2009 г., Национальный фонд (НФ) Республики Казахстан, действующий с мая 2001 г. и формирующийся, главным образом, за счет сверхплановых сборов прямых налогов, получаемых от предприятий нефтяного сектора, вновь стал расти. Весной 2010 г. объем фонда уже превысил докризисный уровень (на 1 мая 2010 г. - 4773,2 млрд. тенге или 32,5 млрд. долл.). При этом ежемесячно в государственный бюджет поступает так называемый «гарантированный трансферт» из НФ. Начиная с 2010 года, гарантированный трансферт в республиканский бюджет зафиксирован в абсолютном значении на уровне 8 млрд. долл. США.

С учетом вышеизложенных подходов, дополнительные накопления в Национальном фонде к 2020 году составят более 40 млрд. долл. США, а активы должны возрасти до 90 млрд. долл. США, что составит не менее 30 % к ВВП.

На протяжении последних лет экономика Казахстана демонстрировала устойчивый рост и обеспечивала профицит консолидированного бюджета. Именно это позволило стране накопить те резервы, которые сегодня смягчают последствия мирового финансового кризиса.

 

 

 

Несмотря на прогнозируемое сокращение нефтяных поступлений в  Национальный фонд, что связано с  ожидаемым незначительным снижением мировых цен на нефть в 2012 – 2013 годах, ограничение гарантированного трансферта из Национального фонда и его неувеличение в перспективе будет способствовать чистому накоплению нефтяных доходов в Фонде.

Рисунок 15

 

Кроме того, планируется  снижение доли привлекаемых средств  Национального фонда в виде гарантированного трансферта в общем объеме поступлений  государственного бюджета.

Рисунок 16

 

 

Ограничение использования  средств Национального фонда в объеме гарантированного трансферта на фоне увеличения ненефтяных доходов государства в соответствии с политикой сбалансированности бюджета и Национального фонда будет способствовать сокращению ненефтяного дефицита до 4,7% к ВВП в 2014 году.

 

Рисунок 17

 

Соблюдение данных фискальных правил будет обеспечивать чистое накопление нефтяных доходов в Национальном фонде и увеличение его объема, который в 2014 году по прогнозам составит 72,5 млрд. долларов США (30,4% от ВВП).

Рисунок 18

Таким образом, будет  обеспечиваться выполнение Фондом стабилизационной и сберегательной функций.

Объем активов Национального  фонда к 2015 году прогнозируется на уровне 72,5 млрд. долларов или 30,4 % к ВВП, что обеспечит досрочное увеличение активов Национального фонда до 90 млрд. долларов США или 30% к ВВП.

Пополнение Национального  фонда будет способствовать повышению  суверенного рейтинга страны. Это, в  свою очередь, открывает доступ к  привлечению внешних финансовых ресурсов по более привлекательным и льготным условиям для стимулирования инвестиций.

При изменении ситуации в мировой и казахстанской  экономиках будут предприниматься  оперативные и гибкие меры по корректировке  бюджетной политики, в том числе  путем уточнения параметров бюджета.

Прогноз параметров государственного и республиканского бюджетов на 2012 – 2014 годы приведен в приложении 1.

 

 

 

 

 

2.6 Оценка работы Национального фонда Международным

 

Валютным Фондом (МВФ)

Эксперты МВФ оценивают создание Национального фонда как положительный фактор для развития макроэкономической ситуации в стране, который не оказывает влияния на монитарную ситуацию, а сам фонд как относительно прозрачную структуру. Фонд может называться относительно прозрачным, потому что создавался он на основе единоличного акта Президента, при ограниченном контроле со стороны Парламента за расходованием средств Фонда, так как такие решения не проходят через Парламент, как, например, в Норвегии (где в Парламент ежемесячно представляется отчет по работе Фонда). В частности в Казахстане отчет о движении средств Фонда предоставляется представителям МВФ, которые имеют возможность осуществлять неформальное наблюдение за таким движением. По мнению сотрудников МВФ, наличие процедуры контроля со стороны Парламента была бы более демократична.

Они также весьма позитивно оценивают идею, выдвигаемую отдельными депутатами, о возможности рассмотрения средств Фонда в рамках бюджета. Однако, официальные рекомендации, касающиеся политических вопросов, Правительству Казахстана МВФ не давались.

 

 

 

Заключение

 

Согласно Правилам Фонд расходуется, во-первых, для «компенсации потерь, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора». На деле эти затраты минимальны и исчисляются несколькими миллионами долларов в год.

Во-вторых, Фонд расходуется: «в виде целевых трансфертов Фонда, передаваемых из Фонда в республиканский и местные бюджеты на цели, определяемые президентом Республики Казахстан». Как мы видим, здесь приоритет главы государства над народом, от имени которого он руководит страной, и над парламентом, в котором собраны представители народа, приобрел абсолютное выражение.

Поэтому пункты Правил, касающиеся размещения средств фонда «в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы в целях его сбережения и получения инвестиционного дохода» и о том, что «фонд не может использоваться для кредитования частных и государственных организаций и в качестве обеспечения обязательств» вызывают горький смех. И все таки наш национальный фонд хоть немного и поддержал экономику страны, но экономический кризис до сих пор бушует в стране, оставляя желать лучшего. Т.к. у людей нет денег на достойное существование, началась и продолжается безработица, приостановление деятельности предприятий, банков, у людей нет средств на обыденные вещи и это очень угнетает. Будем надеется, что из данной ситуации найдется достойный выход.

Информация о работе Найиональный фонд в Республики Казахстан: специфика формирования и использования