Найиональный фонд в Республики Казахстан: специфика формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Как и прогнозировалось, схема функционирования Национального фонда ввела в бюджетную систему новый регулятор, позволяющий выравнивать резкие колебания поступлений в бюджетную систему и разницу в доходах между регионами.
Целью настоящей работы является рассмотрение статуса, а также проблем эффективного функционирования Национального фонда Республики Казахстан.

Содержание

Введение
1. Основные аспекты Национального фонда Республики Казахстан
1.1 История создания Национального фонда Казахстана
1.2 Выбор модели Национального фонда
1.3 Институциональная основа деятельности, цели и функции Национального фонда
2. Специфика формирования Национального фонда в Республики Казахстан
2.1 Источники формирования Национального фонда РК
2.2 Управление активами национального фонда РК
2.3 Взаимоотношения Национального фонда Республики Казахстан, правительственного заимствования и квазигосударственного сектора
3. Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу
3.1 Формирование и использование средств Национального фонда РК
3.2 Анализ и прогноз поступлений в Национальный фонд РК
3.3 Оценка работы Национального фонда Международным Валютным Фондом (МВФ)
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Национальный фонд РК.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Национальный фонд Республики Казахстан: специфика формирования и использования

 

 

 

Тема курсовой работы: Национальный фонд РК: специфика формирования и  использования

 

Содержание

 

Введение

 

1. Основные  аспекты Национального фонда Республики Казахстан

1.1 История создания Национального фонда Казахстана

1.2 Выбор модели Национального фонда

1.3 Институциональная основа деятельности, цели и функции Национального фонда

 

2. Специфика формирования Национального фонда в Республики Казахстан

2.1 Источники формирования  Национального фонда РК

2.2 Управление активами  национального фонда РК

2.3 Взаимоотношения Национального  фонда Республики Казахстан, правительственного  заимствования и квазигосударственного  сектора

 

3. Концепция  формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу

3.1 Формирование и использование средств Национального фонда РК

3.2 Анализ и прогноз поступлений в Национальный фонд РК

3.3 Оценка работы Национального фонда Международным Валютным Фондом (МВФ)

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

«Национальный фонд Казахстана создан, с одной стороны, для равномерного потребления нынешним и будущими поколениями доходов от не возобновляемых ресурсов страны, с другой - для конвертации этих доходов в финансовые активы, которые будут нам приносить в перспективе стабильный доход. Благодаря Нац. фонду мы укрепляем стабильность внутренней экономики, а также доверие мирового сообщества к нашей стране» - глава Республики Казахстан – Н.А.Назарбаев.

Национальный фонд Республики Казахстан (Нацфонд) — Государственный фонд Республики Казахстан, являющийся совокупностью финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.

Помимо начисляемого инвестиционного дохода в Нац. фонд поступают денежные средства, которые стали складываться за счет поступлений в госбюджет сверхплановых налоговых платежей от крупнейших предприятий сырьевого сектора страны. Тем более в это тяжелое для нас всех время – экономического кризиса, этот фонд поможет стабилизировать финансы страны, чтобы для простого люда это было не так заметно.

Национальный фонд Республики Казахстан создан одним из первых на постсоветском пространстве Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан». Хотя идея копилки, заначки или финансовой страховки для будущих поколений возникла в 1992 году.

Доверительное управление Национальным фондом Республики Казахстан осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан.

Понятие Национальный фонд Республики Казахстан используется в таких документах как Бюджетный кодекс Республики Казахстан

С 1 июля 2006 года вступила в силу Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, согласно которой Национальный фонд формируется, главным образом, за счет прямых поступлений от предприятий нефтяного сектора. Ежегодно часть средств Фонда направляется в виде гарантированного трансферта в республиканский бюджет на финансирование расходов бюджетных программ развития.

Идея создания некоего  внебюджетного фонда для аккумулирования  в нем сверхдоходов от экспорта сырьевых ресурсов существовала у руководства  Казахстана с момента обретения  страной независимости.

При создании Национального  фонда Казахстана был изучен опыт практически всех аналогичных фондов в других странах мира, можно утверждать, что при окончательном выборе модели казахстанского фонда большую  роль играли субъективные факторы. Как  декларируется властями, в основе Национального фонда Казахстана заложена модель Нефтяного фонда Норвегии. При этом умышленно или случайно происходит смешение двух разных понятий: модели формирования и использования средств фонда, с одной стороны, и модели его инвестиционной стратегии.

Национальный фонд был  создан 23 августа 2000 года Указом Президента Республики Казахстан № 402. Основная цель Национального фонда сформулирована как «обеспечение стабильного социально-экономического развитие страны, накопление финансовых средств для будущих поколений, снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов».

Хотя первый год деятельности Национального фонда оказался неполным, так как фактически фонд начал  действовать с 18 мая 2001 года, когда  на его счет начали поступать первые суммы, тем не менее, полученные результаты оказались достаточно показательными в макроэкономическом плане. Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, первый вице-министр финансов, занимавший ранее пост председателя Агентства по стратегическому планированию, отметил в этой связи, что в течение 2001 года был полностью отработан и запущен механизм функционирования Национального фонда и в целом он состоялся. Реализация стабилизирующей функции фонда позволяет правительству перейти теперь к среднесрочному планированию государственного бюджета. Национальный фонд стал также важным элементом обеспечения макроэкономической стабильности, что отражается и на кредитных рейтингах Казахстана («Панорама», 28 июня 2002 года).

Как и прогнозировалось, схема функционирования Национального фонда ввела в бюджетную систему новый регулятор, позволяющий выравнивать резкие колебания поступлений в бюджетную систему и разницу в доходах между регионами.

Целью настоящей работы является рассмотрение статуса, а также  проблем эффективного функционирования Национального фонда Республики Казахстан.

 

национальный  фонд казахстан

 

 

1. Основные аспекты

 

1. История создания Национального фонда Казахстана

2. Выбор модели фонда

3. Институциональная основа деятельности, цели и функции Национального фонда

 

Национальный фонд был создан 23 августа 2000 года Указом Президента Республики Казахстан № 402.

Основная цель Национального фонда сформулирована как «обеспечение стабильного социально-экономического развитие страны, накопление финансовых средств для будущих поколений, снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов».

Указом предусмотрено, что:

1. Активы Фонда сосредоточиваются на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан;

2. Управление активами Фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан;

3. Объем и направления использования Фонда определяются Президентом Республики Казахстан по предложению Правительства Республики Казахстан;

4. Правительство Республики Казахстан ежегодно представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан годовой отчет о формировании и использовании Фонда.

29 января 2001 года в целях регламентации деятельности по формированию и использованию Национального фонда был принят Указ Президента «О некоторых вопросах Национального фонда Республики Казахстан».

Указом утверждались прилагаемые Правила формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан (далее Правила), в которых более подробно были сформулированы цели и задачи Национального фонда, а также функции, права и обязанности государственных органов по его управлению.

В соответствии с настоящим Указом Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан. Целью Фонда стала реализация двух основных функций:

1. Сберегательная, которая заключается в формировании накоплений государства.

2. Стабилизационная, выражающаяся в снижении зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен.

Сберегательная часть составляет 75%, стабилизационная - 25%. Однако на момент первых дней работы фонда сложился некоторый дисбаланс. На стабилизационный портфель приходилось около 40%, а на сберегательный-60%. В последующем этот дисбаланс был ликвидирован - сберегательную часть пополнили остатки с секретного счета.

В составе пятилетнего индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан устанавливаются расчетные постоянные мировые цены на сырую нефть, медь и другие сырьевые товары, составляющие значительную долю казахстанского экспорта, на основе которых при разработке и утверждении республиканского и местных бюджетов рассчитываются средние цены реализации сырьевых товаров казахстанскими товаропроизводителями и соответствующие им доходы государственного бюджета от сырьевого сектора. Расчетные постоянные цены на сырьевые товары устанавливаются исходя из консервативного прогноза динамики мировых цен.

В соответствии с Правилами, в целях исполнения стабилизационной функции Фонд формируется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан) над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по их следующим видам:

подоходный налог с юридических лиц;

налог на добавленную стоимость;

налог на сверхприбыль;

бонусы;

роялти;

доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам.

С целью исполнения сберегательной функции Фонд формируется за счет следующих поступлений:

1) официальные трансферты из республиканского и местных бюджетов, рассчитываемые в размере 10% от планируемых в республиканском и местных бюджетах сумм поступлений по налогам и иным обязательным платежам в бюджет.

2) инвестиционные доходы от управления Фондом;

3) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Как известно, за основу в создании Фонда в Казахстане был принят Государственный норвежский нефтяной фонд (далее ГННФ) как образец прозрачности работы подобных нефтяных фондов.

Стабилизационная функция ГННФ может быть реализована только для того, чтобы балансировать бюджет, не связанный с нефтью. В Правилах, регулирующих использование казахстанского Фонда оговорено, что цели, на которые передаются средства Фонда в виде целевых трансфертов в республиканский и местные бюджеты, определяются Президентом Республики Казахстан единолично; К первоначально планировавшейся стабилизационной функции фонда по снижению зависимости бюджета от колебаний мировых цен на экспортируемые из Казахстана товары добавилась еще и сберегательная функция. Она реализуется следующим образом. Согласно утвержденным правилам формирования и использования Национального фонда, в него поступают официальные трансферты из республиканского и местного бюджетов в размере 10% от планируемых поступлений в эти бюджеты по следующим налогам и платежам от организаций сырьевого сектора – подоходному с юридических лиц, НДС, налога на сверхприбыль, бонусов, роялти и доле Казахстана по разделу продукции по заключенным контрактам. Кроме того, сюда же включены инвестиционные доходы от управления фондом и иные поступления и доходы. Таким образом, за счет сберегательной функции фонда его доходы пополняются автоматически в результате исполнения республиканского и местного бюджетов. В полном объеме эта функция осуществляется с 1 января 2002 года.

Другая функция фонда – стабилизационная – начала действовать сразу же после внесения поправок в действующее законодательство. Она предусматривает, что поступления в республиканский и местный бюджеты свыше утвержденных показателей по перечисленным выше налогам и платежам от сырьевых организаций, подлежат изъятию в Национальный фонд. Эти суммы поступают поквартально согласно плану, утверждаемому правительством, причем показатели этого плана отражаются в законе о республиканском бюджете. Правительство также утверждает перечень организаций сырьевого сектора, отчисления от которых поступают в Национальный фонд.

Поскольку Национальный Фонд был создан Указом президента, только Нурсултан Назарбаев может его ликвидировать, реорганизовать, переименовать, устанавливать правила деятельности. Правда, «Правилами формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан» предусмотрено создание Совета. Но он всего лишь консультативно-совещательный орган при главе государства и его основной задачей является «оказание содействия и выработка рекомендаций президенту Республики Казахстан по вопросам использования фонда».

Поэтому включение в состав Совета по управлению фондом председателей Сената и Мажилиса ничего не значит. Даже если они осмелятся противоречить Нурсултану Назарбаеву, у них всего два голоса против шести, принадлежащих самому главе государства и назначаемым им чиновникам: премьер-министру, руководителю администрации президента, председателю Национального банка, вице-премьеру, министру финансов. Девятым членом Совета является председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Следовательно, в Совете представители народа, высшего источника власти, всегда будут в меньшинстве, поэтому влияние парламента на деятельность Национального фонда можно считать равным нулю. Кроме того, вышеуказанные правила были утверждены не законом Республики Казахстан, а Указом президента от 29 января 2001 года №543, поэтому в любой момент Нурсултан Назарбаев может изменить порядок формирования Совета фонда.

Согласно Указу № 402 «активы фонда сосредотачиваются на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном банке Республики Казахстан», а «управление активами Фонда осуществляется Национальным банком Республики Казахстан». На деле, Нурсултан Назарбаев может в любой момент пересмотреть и это решение, и перевести активы на счета, например, администрации или Управления делами Президента, частного лица, а управление ими поручить какому-нибудь зарубежному инвестиционному банку или компании.

Неограниченные полномочия глава государства имеет в вопросе использования средств. Указом №402 предусмотрено, что «Объем и направления использования Фонда определяются Президентом Республики Казахстан по предложению Правительства Республики Казахстан». Если вдруг Нурсултан Назарбаев решит подарить Республике Гондурас или гражданину США миллиард долларов, ему будет достаточно поменять правила использования средств фонда. И он не понесет юридической ответственности, потому что не превысит своих полномочий.

Информация о работе Найиональный фонд в Республики Казахстан: специфика формирования и использования