Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:02, курсовая работа
Как и прогнозировалось, схема функционирования Национального фонда ввела в бюджетную систему новый регулятор, позволяющий выравнивать резкие колебания поступлений в бюджетную систему и разницу в доходах между регионами.
Целью настоящей работы является рассмотрение статуса, а также проблем эффективного функционирования Национального фонда Республики Казахстан.
Введение
1. Основные аспекты Национального фонда Республики Казахстан
1.1 История создания Национального фонда Казахстана
1.2 Выбор модели Национального фонда
1.3 Институциональная основа деятельности, цели и функции Национального фонда
2. Специфика формирования Национального фонда в Республики Казахстан
2.1 Источники формирования Национального фонда РК
2.2 Управление активами национального фонда РК
2.3 Взаимоотношения Национального фонда Республики Казахстан, правительственного заимствования и квазигосударственного сектора
3. Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу
3.1 Формирование и использование средств Национального фонда РК
3.2 Анализ и прогноз поступлений в Национальный фонд РК
3.3 Оценка работы Национального фонда Международным Валютным Фондом (МВФ)
Заключение
Список использованной литературы
Национальный фонд Республики Казахстан стал высшим проявлением авторитарности нашей политической системы. Системы, в которой глава государства находится выше исполнительной, судебной, законодательной ветвей власти, получил пожизненную индульгенцию от уголовного преследования, оказался вне демократического механизма сдержек и противовесов, и, наконец, получил собственный, не подконтрольный народу и его представителям бюджет.
Национальный фонд Республики Казахстан создается и функционирует в целях формирования накоплений государства от извлечения невоспроизводимых природных ресурсов Республики Казахстан (сберегательная функция) и снижения зависимости республиканского бюджета от изменений мировых цен на сырьевые товары (стабилизационная функция).
В целях сохранения и получения инвестиционного дохода Фонд размещается (инвестируется) в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы. Размещение (инвестирование) Фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан на основе заключаемого им с Правительством Республики Казахстан договора доверительного управления, публикуемого в официальных изданиях. Услуги Национального Банка Республики Казахстан по управлению Фондом возмещаются за счет средств республиканского бюджета.
Фонд не может использоваться для финансирования, в том числе предоставления займов, каких-либо организаций и в качестве обеспечения исполнения обязательств третьих лиц. Фонд не может расходоваться на цели, не предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.
Порядок зачисления денег в Фонд, перечисления денег из Фонда, учета их движения устанавливается Правительством Республики Казахстан.
В целях выполнения сберегательной функции в составе расходов республиканского бюджета ежегодно предусматривается и направляется в Фонд десять процентов от утверждаемых доходов республиканского бюджета, поступающих от организаций сырьевого сектора по следующим видам налогов и иных специальных платежей недропользователей в бюджет: корпоративный подоходный налог; налог на добавленную стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам.
Президент Республики Казахстан может инициировать предложения о расходовании части Фонда на цели, связанные с обеспечением национальной безопасности и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В целях контроля за правильностью и эффективностью формирования, размещения и расходования Фонда создается Совет Фонда в составе девяти человек: по два представителя (не обязательно являющихся государственными служащими или депутатами Парламента Республики Казахстан) от Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и каждой из палат Парламента Республики Казахстан;
Годовой отчет о формировании и использовании Фонда с прилагаемым к нему аудиторским отчетом подлежит предварительному одобрению Советом Фонда и утверждению Президентом Республики Казахстан не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
В течение месяца после утверждения годовой отчет о формировании и использовании Фонда и аудиторский отчет публикуются в средствах массовой информации.
2. Национальный фонд Республики Казахстан
2.1 Источники формирования Национального фонда Республики Казахстан
Теперь об источниках пополнения Национального фонда. Как известно, их два. Это денежные средства, полученные от продажи пакетов акций, долей участия, производственных комплексов предприятий нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, которые до образования Фонда хранились на секретных счетах правительства и отдельных частных лиц в зарубежных банках.
Правила, утвержденные Президентом, закрепили 3 основные линии, по которым может расходоваться Фонд:
1) в виде поступлений из Фонда в республиканский и местные бюджеты для компенсации потерь, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора;
2) в виде целевых трансфертов Фонда, передаваемых из Фонда в республиканский и местные бюджеты на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан;
3) на покрытие расходов, связанных с управлением Фондом и проведением ежегодного внешнего аудита.
По двум первым линиям Фонд используется в целях реализации стабилизационной функции (накопительная функция реализуется автоматически). Правила закрепили исчерпывающий перечень целей, на которые может быть использован Фонд, а также установили запретительную норму использовать Фонд для кредитования частных или государственных организаций и в качестве обеспечения обязательств. Фонд должен размещается в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы в целях его сбережения и получения инвестиционного дохода. В настоящее время наибольшая часть активов (более 60%) размещена в те или иные инструменты финансового рынка США. Затем идут Япония, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Канада, Испания, Швейцария и рынки других стран. В соответствии в Правилами Национальный фонд фактически является самостоятельным субъектом, действующим на основании договора доверительного управления, самостоятельно осуществляет инвестирование Фонда, включая передачу его части в управление внешним управляющим, разрабатывает и утверждает правила осуществления инвестиционных операций.
В составе пятилетнего индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан устанавливаются расчетные постоянные мировые цены на сырую нефть, медь и другие сырьевые товары, составляющие значительную долю казахстанского экспорта, на основе которых при разработке и утверждении республиканского и местных бюджетов рассчитываются средние цены реализации сырьевых товаров казахстанскими товаропроизводителями и соответствующие им доходы государственного бюджета от сырьевого сектора. Расчетные постоянные цены на сырьевые товары устанавливаются исходя из консервативного прогноза динамики мировых цен.
С целью исполнения стабилизационной функции предусмотрено формирование фонда в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения поступлений от организаций сырьевого сектора над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по подоходному налогу с юридических лиц, налогу на добавленную стоимость, налогу на сверхприбыль, бонусам, роялти, доле Республики Казахстан по разделу продукции.
Перечень организаций сырьевого сектора определяется Правительством, а годовые объемы поступлений от них устанавливаются ежегодно законом о республиканском бюджете в разрезе областей, городов Астаны и Алматы, а их квартальные объемы - Правительством РК.
Законом предусматривается, что перечисление в НФ части поступлений в республиканский и местные бюджеты от организаций сырьевого сектора, превышающей их утвержденные квартальные объемы, производится территориальными органами казначейства из республиканского и местных бюджетов. Таким образом, налогоплательщик (организация сырьевого сектора) будет продолжать уплачивать установленные налоговым законодательством обязательные платежи в бюджет, а сверхплановые их поступления будут перечисляться территориальными органами казначейства в НФ.
Другая сторона стабилизационной функции - использование фонда для компенсации потерь республиканского и местных бюджетов, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений от организаций сырьевого сектора. Данная компенсация потерь будет поступать из фонда в республиканский и местные бюджеты в виде неналоговых поступлений. Законом установлено, что перечень организаций сырьевого сектора определяется исходя из удельного веса объема экспортируемой продукции в общем объеме экспорта и удельного веса налогов в общей сумме поступлений.
Согласно Указу Президента, доходы от сырьевого сектора при разработке и утверждении республиканского и местных бюджетов рассчитываются исходя из средних цен реализации сырьевых товаров казахстанскими товаропроизводителями, определяемых на основе расчетных постоянных мировых цен на сырьевые товары, составляющие значительную долю казахстанского экспорта. Расчетные постоянные мировые цены на сырьевые товары устанавливаются в составе пятилетнего индикативного плана социально-экономического развития РК, исходя из консервативного прогноза динамики мировых цен.
Законом предусматривается перечисление официальных трансфертов из республиканского и местных бюджетов в НФ, а также поступление в соответствующий бюджет целевых трансфертов из НФ и их использование на цели, определяемые Президентом страны. При этом объемы целевых трансфертов и соответствующие бюджетные программы утверждаются в республиканском и местных бюджетах. Управлять НФ, согласно закону, предписывается Национальному банку на основе договора доверительного управления, заключаемого с Правительством.
Первым взносом в Нацфонд стали 660 миллионов долларов, заплаченных республике американской компанией "Шеврон" за 5 процентов казахстанской доли в нефтедобывающем СП "Тенгизшевройл". Все остальные поступления пришли в фонд в результате отвлечения из бюджета "сверхдоходов".
С целью исполнения сберегательной функции Фонд формируется за счет следующих поступлений:
1) официальные трансферты из республиканского и местных бюджетов, рассчитываемые в размере 10% от планируемых в республиканском и местных бюджетах сумм поступлений по налогам и иным обязательным платежам в бюджет, указанным в пункте 6 настоящих Правил;
2) инвестиционные доходы от управления Фондом;
3) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Порядок зачисления денег в Фонд определяется Правительством Республики Казахстан.
Другим источником пополнения фонда стали доходы государственного бюджета. Согласно пункту 6 Указа, для исполнения стабилизационной функции Фонд «формируется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан) над утвержденным в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по их следующим видам: подоходный налог с юридических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам». Таким образом, в Казахстане официально выстроена двухуровневая бюджетная система. Ее низшим звеном является государственный бюджет, состоящий из местных и республиканского бюджетов. А верхним звеном - Национальный фонд, который фактически взимает регулярные налоги с государственного бюджета и находится в единоличном распоряжении главы государства. На основании статьи 23 «Закона о бюджетной системе» источниками формирования Национального фонда Республики Казахстан являются:
1) официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые как превышение фактических поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора над их годовыми объемами, утвержденными законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
2) официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые за счет поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
3) официальные трансферты из республиканского бюджета, рассчитываемые в размере десяти процентов от планируемых в республиканском бюджете сумм поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора;
4) официальные трансферты из местного бюджета, определяемые за счет поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
5) инвестиционные доходы от управления Национальным фондом Республики Казахстан;
6) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
2.2 Управление активами Национального фонда Республики Казахстан
В целом политика управления активами Национального фонда останется консервативной. Вместе с тем основными целями инвестиционных операций при управлении средствами Национального фонда являются сохранность, поддержание достаточного уровня ликвидности, обеспечение доходности в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска.
Организационная структура активов Национального фонда определяется в соответствии с его целями.
Обеспечение доходности активов Национального фонда в долгосрочной перспективе предусматривает краткосрочные колебания доходности. Доверительное управление активами Национального фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан, общая координация деятельности - Советом по управлению Национальным фондом.
Размещение активов Национального фонда должно осуществляться в финансовые инструменты, обращающиеся на зарубежных финансовых рынках и включенные в Перечень разрешенных финансовых инструментов, за исключением нематериальных активов, утвержденные Правительством Республики Казахстан по предложению Совета по управлению Национальным фондом. При этом ограничения не распространяются на казахстанские финансовые инструменты, приобретенные до 1 января 2010 года, которые будут учитываться в структуре активов Национального фонда.
2.3 Взаимоотношения Национального фонда Республики Казахстан, правительственного заимствования и квазигосударственного сектора
Информация о работе Найиональный фонд в Республики Казахстан: специфика формирования и использования