Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:32, курсовая работа
Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации ставит задачу выработки новых подходов в формировании ресурсного обеспечения общеобразова-тельных учреждений. На практике большинство муниципалитетов самостоятельно не справляются с возложенными на них обязанностями по финансированию общеобра-зовательной школы. Данные обстоятельства требуют серьезного пересмотра и изме-нения элементов существующего финансового механизма сферы общего образования, принципов финансирования, совершенствования практики управления финансами и формирования новой системы многоканального финансирования общеобразователь-ных учреждений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………….3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………….4
1.1. Механизм финансирования системы общего образования: сущность и специфика.………………4
1.2. Нормативное бюджетное финансирование…………………......…....10
ГЛАВА 2. ДОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ДО УНИВЕРСИТЕТОВ ……………….15
2.1. Управление финансовыми средствами на институциональном уровне и проблемы подотчетности ……16
2.2. Концепция развития механизма финансирования общеобразовательных учреждений в условиях рыночных отношений.…………………………………………………………….……………18
ГЛАВА 3.ФИНАНСИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ..….........21
3.1. Распределение средств …………………………………………..........21
3.2. Финансовое управление в вузах и внешний контроль …….……......23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..35
Помимо требования представления
данных и финансовых счетов, государство
располагает другими средствами
обеспечения подотчетности
* Обязательное проведение независимого внешнего аудита счетов вуза и представление ежегодного отчета о проведении внутреннего аудита.
* Сохранение за государственной аудиторской службой права на расследование любого аспекта финансовой деятельности вуза.
* Использование законодательно установленных механизмов и процессов для проверки качества обучения.
* Обязательное представление финансирующему органу стратегических планов или других стратегических документов (например, в отношении академической деятельности, развития ИКТ, кадров, распоряжения имуществом).
В качестве крайней меры воздействия, которую можно применить в отношении любого вуза, Министерство может самостоятельно или через орган-посредник изъять у вуза государственные средства и лишить его полномочий по выдаче дипломов.
Переход к системе, при
которой центральное
Еще одной областью, контроль над которой государство отдает неохотно, является распоряжение собственностью. Этот вопрос обсуждается ниже в связи с полномочиями, предоставляемыми Советам вузов.
Волнующим для большинства правительств вопросом является сохранение (и при возможности повышение) качества высшего образования. Правительства полностью осознают, что при снижении уровня финансирования и увеличении соотношения между численностью учащихся и преподавателей, вероятно, должно страдать качество предоставляемых услуг. Существуют различные походы к решению этой проблемы: попытки жестко контролировать процесс обучения в рамках системы независимых инспекторов; проведение консультаций и поддержки с целью повышения качества обучения; или создание системы подотчетности конкретным потребителям и финансовых стимулов для вузов, отрабатывающих новаторские методы и распространяющих новые идеи. И, наконец, в условиях эффективной правовой системы в качестве крайней меры потребители могут привлечь вуз к суду за низкое качество выполнения оплаченных ими услуг. Эти вопросы не рассматриваются в данном документе более подробно, поскольку требуют развернутого обсуждения.
Вывод: Общая тенденция почти во всех странах ОЭСР заключается в предоставлении вузам большей финансовой независимости при условии большей подотчетности по итогам работы. Этот подход влияет на методы государственного регулирования и требует новых навыков от управленцев.
Прежние системы опирались на наличие широкомасштабных и строго централизованных процессов утверждения объемов финансирования и запрета их расходования вузами до получения соответствующего распоряжения. Такой подход неизбежно был слишком громоздким, односторонним и неэффективным, поскольку не обеспечивал гибкости и стимулов для вузов в отношении эффективного распоряжения ресурсами. Он также не учитывал возрастающей доли внебюджетного финансирования в высшем образовании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное состояние российской
системы образования
Кроме того, необходимо выделить ряд проблем, препятствующих развитию системы образования Российской Федерации:
- недостаточная гибкость организ
- неэффективное использование ресурсов;
- отсутствие эффективных
- устаревшая материально-
Как следствие, наблюдается оторванность
образования от потребностей участников
рынка труда, неудовлетворенность общества
результатами деятельности образовательных
учреждений и подготовкой кадров. Выходом
из сложившейся ситуации является реорганизация учрежде
Действующая в настоящее время система финансирования образования не покрывает потребности данной отрасли экономики в должном объеме, развитие рынка образовательных услуг подчеркивает актуальность разработки и внедрения рыночных рычагов управления планированием расходов на образование.
На основании изученных
Предложенные рекомендации по совершенствованию
нормативно-правовой базы регулирования
финансового обеспечения деятельности
образовательных учреждений в современных
условиях нацелены на повышение инвестиционной привлекательнос
Сложность системы образования, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа финансовых инструментов, обусловливают необходимость множественности инструментов финансирования сферы образования, применяемых в единой системе, при этом ключевым принципом должно стать «бюджетирование, ориентированное на результат».
Сравнительный анализ планирования расходов на образование в рамках традиционной системы подушевого финансирования обосновывает необходимость перехода на новую систему финансирования системы образования. Вместе с тем, в результате проведенного исследования финансирования образовательных учреждений на основе нормативно-подушевого финансирования были обозначены и проблемные моменты, требующие совершенствования и доработки, в частности в области нормативно-правового регулирования, необходимости утверждения четкой структуры норматива, введения дополнительных корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности образовательного учреждения, качество предоставляемых образовательных услуг и ряд других факторов.
Рекомендовано внедрение в методику расчета нормативно-подушевого финансирования дополнительного поправочного коэффициента, учитывающего средний разряд специалистов образовательного учреждения. Это позволит увеличить качество предоставляемых образовательных услуг, усилит конкуренцию между образовательными учреждениями. Анализ действующей практики нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений позволил обосновать необходимость законодательного закрепления структуры субвенций на выполнения государственного стандарта, часть расходов, необходимых для обеспечения образовательного процесса в настоящее время не учитывается, следовательно, выделяемые из бюджета средства не покрывают реальные потребности учреждений.
Исследование действующего механизма
финансового обеспечения
Синхронизация мероприятий в рамках
модернизации образования и реформирования б
В результате анализа особенностей
функционирования и финансирования
автономных образовательных учреждений
предложена методика расчета субвенций
на выполнение государственного (муниципального)
задания, позволяющая учесть особенности
образовательного учреждения, результаты
его финансово-хозяйственной деятельности
и качества предоставляемых образовательных
услуг. Предложенная методика предполагает
расчет индекса результативности автон
Исследование финансового
Решению поставленных проблем способствует
организационно-финансовая концепция-модель
«регион-мегакорпорация», которая подразумевает,
что правительство и население, все элементы
и подсистемы производства, социальной
и управленческой деятельности должны работать в режиме
единой стратегии достижения согласованных
общих целей развития и руководствоваться
единой политикой региона, нормами корпоративного управления,
основанными на экономичных принципах
затрат. Для «региона-мегакорпорации»,
избравшего для себя инновационную модель
развития, становится целесообразным
создание единой современной системы
науки и образования, плотной сети их взаимодействия
с поддержкой синергетического эффекта на важнейших
направлениях стратегического р
Основной проблемой привлечения
Целесообразной становится постановка
вопроса о распространении
Финансовое обеспечение
Среди перспективных направлений привлечения внебюджетных источников финансирования в деятельность образовательных учреждений отмечены следующие:
- формирование целевого капитала (эндаумента);
- развитие образовательного стра
- целевые поступления финансовых ресурсов бизнес-сообществ и частных лиц и т.д.
Эндаумент в
сфере образования является формой долгосрочного привлечен