Модернизация образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации ставит задачу выработки новых подходов в формировании ресурсного обеспечения общеобразова-тельных учреждений. На практике большинство муниципалитетов самостоятельно не справляются с возложенными на них обязанностями по финансированию общеобра-зовательной школы. Данные обстоятельства требуют серьезного пересмотра и изме-нения элементов существующего финансового механизма сферы общего образования, принципов финансирования, совершенствования практики управления финансами и формирования новой системы многоканального финансирования общеобразователь-ных учреждений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………….3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………….4
1.1. Механизм финансирования системы общего образования: сущность и специфика.………………4
1.2. Нормативное бюджетное финансирование…………………......…....10
ГЛАВА 2. ДОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ДО УНИВЕРСИТЕТОВ ……………….15
2.1. Управление финансовыми средствами на институциональном уровне и проблемы подотчетности ……16
2.2. Концепция развития механизма финансирования общеобразовательных учреждений в условиях рыночных отношений.…………………………………………………………….……………18
ГЛАВА 3.ФИНАНСИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ..….........21
3.1. Распределение средств …………………………………………..........21
3.2. Финансовое управление в вузах и внешний контроль …….……......23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.docx

— 71.74 Кб (Скачать)

 

Помимо требования представления  данных и финансовых счетов, государство  располагает другими средствами обеспечения подотчетности вузов:

 

* Обязательное проведение независимого внешнего аудита счетов вуза и представление ежегодного отчета о проведении внутреннего аудита.

* Сохранение за государственной аудиторской службой права на расследование любого аспекта финансовой  деятельности вуза.

* Использование законодательно установленных механизмов и процессов для проверки качества обучения.

* Обязательное представление финансирующему органу стратегических планов или других стратегических документов (например, в отношении академической деятельности, развития ИКТ, кадров, распоряжения имуществом).

 

В качестве крайней меры воздействия, которую можно применить  в отношении любого вуза,  Министерство может самостоятельно или через  орган-посредник изъять у вуза государственные  средства и лишить его полномочий по выдаче дипломов.

 

Переход к системе, при  которой центральное Министерство финансов теряет контроль над расходами  отдельных вузов, вызвал напряженность  в некоторых странах с переходной экономикой.  Традиционно основные опасения были связаны с тем, что государство сохраняет обязательства по выплате заработной платы, но не может контролировать эти расходы. В полностью децентрализованной системе эта проблема разрешается за счет того, что вузы несут полную ответственность за сбалансированность собственных бюджетов и могут при необходимости провести сокращение штатов.

 

Еще одной областью, контроль над которой государство отдает неохотно, является распоряжение собственностью.  Этот вопрос обсуждается ниже в связи с полномочиями, предоставляемыми Советам вузов.

 

 

Волнующим для большинства  правительств вопросом является сохранение (и при возможности повышение) качества высшего образования.  Правительства  полностью осознают, что при снижении уровня финансирования и увеличении соотношения между численностью учащихся и преподавателей, вероятно, должно страдать качество предоставляемых услуг.  Существуют различные походы к решению этой проблемы: попытки жестко контролировать процесс обучения в рамках системы независимых инспекторов; проведение консультаций и поддержки с целью повышения качества обучения; или создание системы подотчетности конкретным потребителям и финансовых стимулов для вузов, отрабатывающих новаторские методы и распространяющих новые идеи.  И, наконец, в условиях эффективной правовой системы в качестве крайней меры потребители могут привлечь вуз к суду за низкое качество выполнения оплаченных ими услуг.  Эти вопросы не рассматриваются в данном документе более подробно, поскольку требуют развернутого обсуждения.

 

Вывод: Общая тенденция почти во всех странах ОЭСР заключается в предоставлении вузам большей финансовой независимости при условии большей подотчетности по итогам работы.  Этот подход влияет на методы государственного регулирования  и требует новых навыков от управленцев.

 

Прежние системы опирались  на наличие широкомасштабных и строго централизованных процессов утверждения объемов финансирования и запрета их расходования вузами до получения соответствующего распоряжения.  Такой подход неизбежно был слишком громоздким, односторонним и неэффективным, поскольку не обеспечивал гибкости и стимулов для вузов в отношении эффективного распоряжения ресурсами. Он также не учитывал возрастающей доли внебюджетного финансирования в высшем образовании. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современное состояние российской системы образования характеризуется  наличием ряда проблем, связанных с его содержанием, качеством, конкурентоспособностью и т.д., объективными причинами возникновения, которых в первую очередь являются несоответствие действующего механизма бюджетного финансирования современным социально-экономическим требованиям и недостаточность бюджетного финансирования образовательных учреждений. Реформирование системы образование требует отхода от традиционных подходов к выделению бюджетных средств на содержание образовательных учреждений и использование новых механизмов.

Кроме того, необходимо выделить ряд  проблем, препятствующих развитию системы  образования Российской Федерации:

- недостаточная гибкость организационной структуры управления образовательными учреждениями, их слабая адаптивность к происходящим изменениям;

- неэффективное использование ресурсов;

- отсутствие эффективных механизмов  участия работодателей в определении задач и оценки результатов деятельности образовательных учреждений при подготовке специалистов и, следовательно, низкая мотивация к софинансированию профессионального образования;

- устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений (коэффициент обновления основных фондов составляет всего 1%).

 

Как следствие, наблюдается оторванность образования от потребностей участников рынка труда, неудовлетворенность общества результатами деятельности образовательных учреждений и подготовкой кадров. Выходом из сложившейся ситуации является реорганизация учреждений образовательной сферы путем изменения их организационно-правовых форм.

 

Действующая в настоящее время  система финансирования образования  не покрывает потребности данной отрасли экономики в должном объеме, развитие рынка образовательных услуг подчеркивает актуальность разработки и внедрения рыночных рычагов управления планированием расходов на образование.

 

На основании изученных проблем  и с учетом современных подходов к определению сущности и содержания финансового обеспечения, в диссертационной работе раскрыто содержание и особенности финансирования системы образования, обоснована необходимость уточнения структуры финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений.

 

Предложенные рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в современных условиях нацелены на повышение инвестиционной привлекательности сферы образования и инновационное развитие.

 

Сложность системы образования, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа финансовых инструментов, обусловливают необходимость множественности инструментов финансирования сферы образования, применяемых в единой системе, при этом ключевым принципом должно стать «бюджетирование, ориентированное на результат».

Сравнительный анализ планирования расходов на образование в рамках традиционной системы подушевого финансирования обосновывает необходимость перехода на новую систему финансирования системы образования. Вместе с тем, в результате проведенного исследования финансирования образовательных учреждений на основе нормативно-подушевого финансирования были обозначены и проблемные моменты, требующие совершенствования и доработки, в частности в области нормативно-правового регулирования, необходимости утверждения четкой структуры норматива, введения дополнительных корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности образовательного учреждения, качество предоставляемых образовательных услуг и ряд других факторов.

Рекомендовано внедрение в методику расчета нормативно-подушевого финансирования дополнительного поправочного коэффициента, учитывающего средний разряд специалистов образовательного учреждения. Это позволит увеличить качество предоставляемых образовательных услуг, усилит конкуренцию между образовательными учреждениями. Анализ действующей практики нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений позволил обосновать необходимость законодательного закрепления структуры субвенций на выполнения государственного стандарта, часть расходов, необходимых для обеспечения образовательного процесса в настоящее время не учитывается, следовательно, выделяемые из бюджета средства не покрывают реальные потребности учреждений.

Исследование действующего механизма  финансового обеспечения системы  общего образования позволило сделать вывод о наличие серьезных недостатков и проблем, связанных с ограниченностью реальных финансовых свобод. В современных условиях основным направлением реструктуризации организаций бюджетного сектора выступает усиление контроля над учреждениями, где на внебюджетные источники финансирования приходится более 70 % общего дохода. Данный факт обосновывает необходимость перехода к новым организационно-правовым формам. Однако сама процедура перехода бюджетных учреждений к автономным, организация их функционирования и финансирования нуждается в уточнении механизмов и инструментов.

Синхронизация мероприятий в рамках модернизации образования и реформирования бюджетного процесса требует отхода от традиционных подходов к выделению бюджетных средств на содержание образовательных учреждений и использование механизма нормативно-подушевого финансирования. Переход на нормативное финансирование позволяет связать объемы их финансирования с конкретными, реально измеримыми показателями, стимулирующими учебные заведения к повышению качества предоставляемых образовательных услуг.

В результате анализа особенностей функционирования и финансирования автономных образовательных учреждений предложена методика расчета субвенций на выполнение государственного (муниципального) задания, позволяющая учесть особенности образовательного учреждения, результаты его финансово-хозяйственной деятельности и качества предоставляемых образовательных услуг. Предложенная методика предполагает расчет индекса результативности автономного образовательного учреждения, на основании значения которого оценивается эффективность его финансово-хозяйственной деятельности. Качество предоставляемых образовательных услуг оценивается на основе прямого показателя эффективности образовательного процесса — среднего результата ЕГЭ, который служит основой расчета значения повышающего коэффициента.

Исследование финансового обеспечения  системы образования позволило выявить ряд проблем, препятствующих эффективному развитию и становлению инновационной экономики в регионе, а именно: ограниченность в правах региональных органов государственного и муниципального управления по сравнению с федеральными, в управлении и обеспечении многоканального финансирования, отсутствие скоординированных действий потребителей, заказчиков и работодателей, отсутствие системной работы по вовлечению представителей реального сектора экономики и бизнеса, органов управления и самоуправления образования в деятельность образовательных учреждений.

Решению поставленных проблем способствует организационно-финансовая концепция-модель «регион-мегакорпорация», которая подразумевает, что правительство и население, все элементы и подсистемы производства, социальной и управленческой деятельности должны работать в режиме единой стратегии достижения согласованных общих целей развития и руководствоваться единой политикой региона, нормами корпоративного управления, основанными на экономичных принципах затрат. Для «региона-мегакорпорации», избравшего для себя инновационную модель развития, становится целесообразным создание единой современной системы науки и образования, плотной сети их взаимодействия с поддержкой синергетического эффекта на важнейших направлениях стратегического развития.

 

Основной проблемой привлечения инвесторов в образовательную сферу является их низкая инвестиционная привлекательность. Сложность внедрения принципов корпоративного управления состоит в: новизне такого подхода для образовательных учреждений, где никогда не готовились кадры для управления финансовыми ресурсами; не отработаны методы и способы управления финансовыми ресурсами; низкая квалификация управленческого персонала образовательных учреждений.

Целесообразной становится постановка вопроса о распространении принципов  корпоративного управления в сфере образования. Отмечена первостепенная роль, как государства, так и бизнес сообществ в финансовом обеспечении экономики образования. Государство становится одним из крупных инвесторов в сфере образования. Предполагается также формирование значительной группы институциональных и других инвесторов.

Финансовое обеспечение системы  образования рекомендуется развивать по двум направлениям: увеличить бюджетное финансирование до уровня европейских стран и создать условия для привлечения дополнительных внебюджетных источников.

Среди перспективных направлений  привлечения внебюджетных источников финансирования в деятельность образовательных учреждений отмечены следующие:

- формирование целевого капитала (эндаумента);

- развитие образовательного страхования;

- целевые поступления финансовых ресурсов бизнес-сообществ и частных лиц и т.д.

Эндаумент в сфере образования является формой долгосрочного привлечения и использования средств на общественно-значимые цели. Эндаумент-фонд создается преимущественно за счет добровольных пожертвований и состоит из неприкосновенной части, инвестируемой в финансовые активы и являющейся гарантией наличия денежных средств в будущем, а также доходов от инвестирования основной суммы эндаумента. Эндаумент может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создаётся для поддержки какой-либо одной организации, например, определённого университета) и нацеленность на получение дохода за счёт инвестирования средств.

Информация о работе Модернизация образования в РФ