Мировые финансы особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики, ведь Россия все более включается в мировое хозяйство.

Содержание

Введение

Глава 1. Мировые интеграционные процессы в сфере мировых финансов

Тема 1.1. Финансовые ресурсы мирового хозяйства

Тема 1.2. Интеграция и глобализация мировых финансовых процессов

Тема 1.3. Международные валютно-кредитные организации

Глава 2. Финансовые способы регулирования экспортно-импортных операций капитального характера

Тема 2.1. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост

Глава 3. Финансовые аспекты сотрудничества РФ со странами СНГ

Глава 3.1. Союзный бюджет РФ и Белоруссии

Глава .3.2. Единое Европейское пространство и Россия

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 207.51 Кб (Скачать)

       На 1 января 2004 г.

 

      ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ СТРАН  СНГ В ЭКОНОМИКУ  РОССИИ в 2003 г. 

  Накоплено" Вложено   Накоплено Вложена
  тыс. долл. США В процентах к итогу тыс. долл. США В процентах к итогу  
 
тыс. долл. США В процентах к итогу тыс. долл. США В процентах к итогу
Объем инвестиций -всего 121989 100 889617 100 Казахстан 62575 51.3 195473 22.0
втом  числе из стран:         Киргизия Молдавия 3925 

2069

3,2  

1,7

31117  

124

3.5  

0.0

Азербайджан 39 0.3 6234 0.7 Таджикистан 205 0.2 307 0,0
Армения 1440 1,2 131 0,0 Туркмения 627 0,5 4066 0,4
Белоруссия 4513 3,7 419803 47,2 Узбекистан 18817 15.4 88780 10,0
Грузия 5466 4,5 4147 0.5 Украина 21954 18,0 139435 15.7

     " На 1 января 2004 г

 

      Глава 3. Финансовые аспекты сотрудничества РФ со странами СНГ 

     Тема 3.1. Союзный бюджет РФ и Белоруссии 

     В последнее время межрегиональные  связи России и Белоруссии находятся на подъеме. Расширилась география общения регионов, более интенсивным стал обмен делегациями, существенно вырос объем товарооборота. Это создает реальную основу интеграции.

     Белорусское руководство рассматривает сотрудничество с российскими регионами не только как возможность интенсификации торгово-экономических связей с Россией, но и как средство поддержания политических контактов с руководителями российских регионов.

     Межрегиональное сотрудничество осуществляется посредством  производственного кооперирования, установления прямых связей субъектов хозяйствования, организации взаимной торговли, оказания услуг в области связи, транспорта и строительства. Важное значение придается проведению работ на основе раздела продукции, переработке давальческого сырья, аренде и лизингу. При этом учитывается, что Белоруссия специализируется на выпуске наукоемкой продукции машиностроения, химической, нефтехимической, оптико-механической, электротехнической, электронной и других отраслей промышленности с использованием в основном российских минерально-сырьевых ресурсов, а также на производстве продовольственных товаров и товаров народного потребления.

     Основой межрегионального сотрудничества была и остается торгово-экономическая  составляющая. Подавляющее число  российских регионов (80 из 89) имеют производственные и торговые отношения с белорусскими партнерами. За 2004 г. объем товарооборота между Россией и Белоруссией составил 17605,5 млн. долл. и увеличился на 5123,7 млн. долл., или на 41,1% по сравнению с 2003 г. Экспорт в Россию составил 6463 млн. долл. (увеличился на 1583 млн. долл., или на 32,4%). Импорт из России повысился на 3544,7 млн. долл. (на 46,6%) и составил 11142,6 млн. долл.

     Среди факторов, определяющих региональную структуру российско-белорусского торгово-экономического сотрудничества, решающее значение попрежнему имело преобладание в структуре российского экспорта топливно-сырьевых товаров. В результате 33,76% всего российского экспорта поступило из Тюменской области.

     Существенное  влияние на объем и динамику хозяйственных  связей регионов продолжали оказывать их экономический потенциал и географическое положение. Ведущее место в географии торгово-экономических региональных связей занимали Центральный, Уральский, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. При этом почти половина всего объема (44,67%) приходилась на наиболее развитые российские регионы - Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.

     Одним из важнейших направлений российско-белорусских  межрегиональных связей оставалось сотрудничество республики с Калининградской областью. Благодаря обоюдным усилиям в 2004 г. отмечалось усиление торгово-экономического сотрудничества, как и белорусского грузопотока через Калининградскую область. Однако, по взаимному признанию, достигнутый уровень не отвечал имеющемуся потенциалу.

     В 2004 г. товарооборот Белоруссии с Калининградской  областью составил 145,4 млн. долл. (17-е место в обшем товарообороте с регионами России) и по сравнению с 2003 г. увеличился на 48,5%. Экспорт белорусских товаров в Калининградскую область также возрос на 60,3% (101,3 млн. долл., 10-е место во взаимном товарообороте), на 27% увеличился и объем белорусского импорта из российского эксклава (44 млн. долл., 24-е место). Положительное торговое сальдо Белоруссии 57,27 млн. долл.

     Динамично продолжало развиваться российско-белорусское  приграничное сотрудничество (на Смоленскую, Брянскую и Псковскую области приходится 4,53% общего товарооборота регионов РФ и Белоруссии). На различных уровнях осуществлялись контакты и связи между хозяйствующими субъектами, общественными и культурными организациями Псковской, Смоленской и Брянской областей с одной стороны, и Витебской, Могилевской и Гомельской областей - с другой. Предполагается, что в рамках нового еврорегиона "Днепр" приграничные области трех братских государств смогут более активно ршать вопросы международного сотрудничества в сфере экономики, науки, культуры, регионального предпринимательства и т. д. Практика формирования еврорегионов уже хорошо зарекомендовала себя в странах Евросоюза, и начало ее применения в России и Белоруссии также приведет к положительным результатам.

     Подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и администрациями Брянской, Смоленской и Псковской областей. В подписанных протоколах по выполнению указанных соглашений предусматривается сотрудничество с приграничными областями Беларусии.

     Налажено  и сотрудничество белорусских регионов с приграничными областями Российской Федерации на основании многоуровневых двусторонних договоров. Наиболее активно оно осуществляется с Брянской и Смоленской областями. Так, по соглашению между Гомельской и Брянской областями будут реализовываться совместные инвестиционные программы и развиваться приграничная торговля. Создано совместное предприятие по ремонту автобусов.

     Между Смоленской и Витебской областями  предусмотрено взаимодействие по поставкам продовольствия и товаров, строительных материалов и услуг, в развитии медицинского обслуживания населения, совместного изготовления медицинского оборудования, оздоровления населения. Предприятиями Витебской области открыта сеть специализированных магазинов по продаже выпускаемой продукции. Между Смоленской и Гомельской областями достигнута договоренность о взаимодействии алмазообрабатывающих предприятий, сотрудничество по поставкам сельскохозяйственной техники, продовольствия и товаров народного потребления.

     На  протяжении ряда лет из бюджета союзного государства финансируется обустройство таможенных и пограничных пунктов пропуска на внешней границе. Речь идет о западном ее направлении. Здесь введены в эксплуатацию современные таможенные пункты пропуска "Берестовица", "Каменный лог", "Брузги", активно идет строительство на пунктах "Козловичи", "Варшавский Мост", "Новая Гута", "Мокраны", "Новая Рудня". На границе с Литвой и Латвией построены современные, технически оснащенные, с хорошими бытовыми условиями пограничные заставы "Лынтуны" и "Савойки", строится жилье для пограничников.

     Все то, что реализуется в рамках программ союзного государства, напрямую связано с деятельностью того или иного субъекта Российской Федерации и области Республики Беларусь. И все-таки сказать, что какая-либо программа носит сугубо региональный характер, нельзя. В программах участвуют конкретные предприятия, которые в той или иной степени влияют на экономическое развитие региона через поступление налогов в бюджет, создание дополнительных рабочих мест, решение социальных вопросов. И если эти предприятия в результате получения финансовой поддержки из бюджета союзного государства выходят из кризиса, происходит оздоровление их финансового положения, расширяется производство - это и является главным для любого региона. Ситуация на предприятиях дизелестроения Ярославской области коренным образом изменилась после начала реализации государственной программы "Развитие дизельного автомобилестроения". А ранее эти предприятия фактически находились на стадии банкротства.

     Достигнуты  и реализуются двусторонние договоренности: о создании центров продаж белорусской продукции на базе 17 крупных российских региональных структур (Республика Башкортостан, Краснодарский и Хабаровский края, Тюменская, Челябинская, Калининградская, Мурманская, Свердловская, Новосибирская, Нижегородская области, Санкт-Петербург); о серийной сборке колесных тракторов МТЗ на площадях Елабужского автомобильного завода (ЕлАЗ, Татарстан). В соответствии с договором в 2002 г. собрано 100 пропашных тракторов "Беларус-1221", в дальнейшем планируется увеличить объемы производства до 2,5 тыс., а в 2004-2005 гг. - до 5 тыс. тракторов в год.

     Ведется работа по открытию в местах дислокации отделений посольства представительств Минского тракторного завода, поставкам карьерной техники производства "БелАЗ" в Красноярский край, Республику Саха (Якутия), Кемеровскую и Мурманскую области, созданию совместного предприятия по добыче угля (Кемеровская область). Это совместное предприятие начало работу в 2003 г. на Дубровенском разрезе Кузбасса. Мощность разреза 13 млн. т, пласт толщиной 12 м залегает на глубине всего лишь 5-6 м. Совместное предприятие планирует ежегодно добывать до 500 тыс. т каменного угля. Потребность белорусской стороны в нем составляет 300-380 тыс. т. В добыче участвует российский частный капитал и капитал белорусского предприятия "БелАЗ". Стоимость этого угля на белорусской границе будет колебаться в пределах 25-28 долл. за тонну, что более чем в полтора раза дешевле, чем в настоящее время.

     Проводится  работа с Минсельхозом России и ОАО "Росагролизинг" по поставкам в регионы России белорусской сельскохозяйственной техники по лизингу. Ее результатом стало принятие российской стороной решения о приобретении белорусской сельскохозяйственной техники в первом квартале 2003 г. на сумму около 40 млн. долл. Прорабатывается вопрос акционирования с участием российского капитала птицефабрик и животноводческих комплексов, а также создание в регионах России совместных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Еще один важный совместный проект - участие ОАО "Белэнергострой" в строительстве первой очереди Калининградской ТЭЦ-2. Цена контракта 2,3 млрд. руб.

     Было  бы очень важно в рамках союза  Белоруссии и России сосредоточить  внимание на перспективных программах, имеющих стратегическое значение для обеих стран. Это прежде всего развитие телекоммуникаций, информационные потоки, транспортные коридоры, дороги, связь, железнодорожный транспорт, автомобильные трассы. И, конечно, нужно очень внимательно подойти к программам, обеспечивающим безопасность государства, а также тем, которые имеют социальное значение. Это такие программы, которые никто, кроме государства, развивать не будет. Сюда относится, например, обустройство пунктов пропуска таможни, укрепление границы, чернобыльские проекты, здравоохранение, образование.

     Для организации выполнения договоров  и соглашений созданы межрегиональные координационные и исполнительные структуры, в том числе консультативные советы. В частности, такой совет действует в рамках сотрудничества между Минском и Москвой. Также идет работа над образованием финансовых и предпринимательских структур, торгово-промышленных домов, представительств, экспертно-аналитических рабочих групп. В ряде случаев предполагается использовать в рамках законодательства обоих государств взаимовыгодный обмен пакетами акций приватизированных предприятий, развивать некоммерческий обмен научно-технической и иной информацией.

Информация о работе Мировые финансы особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами