Мировые финансы особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики, ведь Россия все более включается в мировое хозяйство.

Содержание

Введение

Глава 1. Мировые интеграционные процессы в сфере мировых финансов

Тема 1.1. Финансовые ресурсы мирового хозяйства

Тема 1.2. Интеграция и глобализация мировых финансовых процессов

Тема 1.3. Международные валютно-кредитные организации

Глава 2. Финансовые способы регулирования экспортно-импортных операций капитального характера

Тема 2.1. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост

Глава 3. Финансовые аспекты сотрудничества РФ со странами СНГ

Глава 3.1. Союзный бюджет РФ и Белоруссии

Глава .3.2. Единое Европейское пространство и Россия

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 207.51 Кб (Скачать)

     Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы  и направление экономического развития большинства стран оказывает  группа международного банка реконструкции и развития (МБРР), координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала - Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт.

     Всемирный банк (МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван  наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать  экономику всех стран-членов с основными  центрами мировой системы хозяйства.

     МАР призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.

     МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный  капитал.

     МИГА  как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. МИГА предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.

     Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) призван содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций  в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.

     Особое  место среди международных валютно-кредитных  организаций занимает Банк международных расчетов (Базель). На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Основным источником ресурсов БМР являются краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.

     Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-членов.

     Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом - предоставление долго- и среднесрочных кредитов прежде всего для осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса.

 

      КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  в 1995-2003 гг.

(миллиардов  рублей; до 1998 г. -трлн, руб.)

  1995 
 
1996" 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Доходы - всего 437,0 553,5 711,6 686,8 1213,6 2097,7 2683,7 3519,2 4138,7
В том числе:                  
налоговые доходы 364,3 473,0 594,1 564,6 1007,5 1707,6 2345,0 3136.8 3735,3
из  них:                  
налог на прибыль организаций 117,6 96.7 104.9 99,3 221,0 398,8 513,8 463,3 526,5
налог на доходы физических лиц 36.6 56.6 75,2 71.5 117,3 174,8 255,8 358,1 455,7
налог на добавленную стоимость 95,7 143,9 182,8 170.3 288,2 457,3 639,0 752,7 882,1
акцизы 24,0 53,4 68,1 72.2 109,1 166.4 243,3 264,1 347,8
налога  на имущество 16,9 36,9 47,8 47,7 53.2 64,8 89.6 120,5 137,8
платежи за пользование природными ресурсами 12,3 21,2 37,2 22,7 45,3 77,6 135,7 330,8 395,8
налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 24,9 22,8 27,2 34,4 86,2 229,2 331,3 323.4 452,8
неналоговые доходы 53,4 57,2 64.0 66,8 64,7 135,4 198,7 266.4 333.4
из  них:                  
От  внешнеэкономической деятельности 23,4 16,9 11.6 16.7 36.4 37,4 51,5 65,4 52,9
от  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций 6.3 9,0 9,6 14,0 24,1 72,3 115,8 160,5 240,2
безвозмездные перечисления 2,7 3,5 9,5 10.2 15,1 1.2 -15,0 -56,7 -91.2
доходы  целевых бюджетных фондов 18,4 28,0 45,1 45,2 106,3 253.5 146,7 160,3 143.0
доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - - - - - - 8,3 12,4 18.2
Расходы - всего 486,1 652,7 839,5 842,1 1258,0 1960,1 2419,4 3422,3 3964,9
в том числе:                  
на  государственное управление и местное  самоуправление 11,9 17,2 29,0 31,1 46.3 72,9 111,0 149.0 183,2
не  международную деятельность 27,3 26.7 2,6 17.6 59.1 10,9 23,8 34.2 31,5
не  национальную оборону 49.6 63,9 81,4 66.1 115,6 191,7 247,7 295,4 355,7
на  правоохранительную деятельность и  обеспечение безопасности государстве 27,2 39.2 59,0 45.4 74,6 132,5 183.9 240,4 304,0
на  промышленность, энергетику и строительство 35,3 38,9 50,3 26.2 31,4 58,5 237.4 324,5 334,7
на  сельское хозяйство и рыболовство 22,3 25,2 31,1 24,3 35,5 55,0 67,4 59,8 68,1
на  транспарт, дорожное хозяйство, связь  и информатику 13,2 17,0 23.5 19,1 26.3 40,3 86,3 122.2 153,3
на  охрану окружающей природной среды  и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию 2.1 2,9 4,1 3,4 5,2 8,2 10,0 16,0 19,2
на  жилищно-коммунальное хозяйства 65,2 88,6 112,6 96,8 127,3 199,8 196,0 221.9 254,1
на  социально-культурные мероприятия 129,1 188,4 270,5 245,7 367,0 536,4 727.6 1356,8 1175.5
на  обслуживание государственного и муниципального долга 28.0 44,6 41,4 148.7 190,0 276,7 244,4 243,7 240,9
расходы целевых бюджетных фондов 17,2 20.9 36,1 43,5 101,1 248.2 152,4 169.3 162,2
прочие  расходы 57.7 79,2 97,9 75.2 78,6 129,0 131,5 189,1 692,5
Профицит, дефицит (-) -49,1 -94,2 -127,9 -155,3 -44,4 137,6 264,3 97,0 173,8
 

 

      Глава 2. Финансовые способы  регулирования  экспортно-импортных  операций капитального характера. 

     Тема 2.1. Влияние иностранных  инвестиций на экономический  рост 

     Многие отечественные экономисты указывают на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как один из важнейших источников модернизации российской экономики. Между тем практика многих зарубежных стран показывает, что даже масштабный приток иностранных капиталов не гарантирует стабильных и высоких темпов экономического роста. Наглядным подтверждением этого является опыт таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Мексика и Аргентина. На протяжении последних десятилетий они были одними из основных получателей прямых иностранных инвестиций в развивающемся мире (см. таблицу). Однако несмотря на привлечение значительных объемов зарубежного капитала, их экономическое развитие на протяжении последних 25 лет остается крайне нестабильным. После экономического подъема каждый раз наблюдается новое падение объемов ВВП или снижение темпов его роста до минимального уровня. За период с 1980 по 2004 г. объем ВВП Мексики и Бразилии сокращался по 5 раз, а у Аргентины - 9 раз (рис.1).

 

      Крупнейшие получатели прямых иностранных  инвестиций среди  развивающихся стран и стран с переходной экономикой в

     1980-1990-ее  гг.

    Страна Среднегодовой приток ПИИ в 1980 гг. Страна Среднегодовой приток ПИИ в 1990г.
    Саудовская  Аравия 2858 Китай 32765
    Мексика 2442 Гонконг 14899
    Гонконг 2390 Бразилия 13101
    Сингапур 2341 Мексика 10460
    Китай 1962 Сингапур 9563
    Бразилия 1629 Аргентина 7671
    Малайзия 1132 Малайзия 4933
    Египет 878 Бермудские  острова 4254
    Бермудские  острова 872 Польша 4060
    Таиланд 748 Чили 3667
    Аргентина 700 Таиланд 3260
    Тайвань 588 Южная Корея 3196
    Нигерия 568 Венгрия 2891
    Колумбия 513 Венесуэла 2568
    Чили 475 Чехия 2334
    Индонезия 418 Каймановы острова 2322
    Южная Корея 405 Россия 2089
    Филиппины 280 Колумбия 1996
    Турция 235 Тайвань 1819
 

     Иностранные инвестиции в развитии государств Латинской  Америки исторически играли особую роль. С момента обретения ими политической самостоятельности зарубежные капиталы оказывали влияние на формирование структуры их экономики и общественно-политического климата. Во многом под воздействием иностранных капиталов складывался экстенсивный тип развития, основанный на экспорте ресурсов. Поэтому, несмотря на богатую сырьевую базу, уровень экономического развития большинства государств региона оставался невысоким. 
 

      Рис. 1. Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Латинской Америки 

     В 1980-1990-е гг. влияние иностранного капитала в латиноамериканской экономике значительно усилилось. После недостаточно успешных попыток создания собственной конкурентоспособной перерабатывающей промышленности многие страны региона пережили долговые кризисы, в результате чего ими был взят курс на либеральные реформы. Под давлением кредиторов был расширен доступ иностранных капиталов в национальную экономику и проведены масштабные приватизации с активным участием зарубежных инвесторов. В итоге значительная часть экономики многих латиноамериканских стран оказалась под контролем зарубежных корпораций, которые оказывают серьезное влияние на ситуацию в их экономике и политической сфере. Снижение управляемости национальной экономикой, высокая зависимость от неконтролируемых потоков иностранного капитала и интересов транснациональных компаний стали одними из важнейших причин происходящих здесь периодических кризисов. Особенно тяжелая ситуация складывается в Аргентине, где в 1990-е гг. был реализован, пожалуй, один из наиболее радикальных сценариев неолиберальных реформ.

     В конце 1980-х гг. после валютных кризисов, гиперинфляции и банкротства долговой политики в стране было введено жесткое прикрепление курса национальной валюты - песо - к американскому доллару, что фактически лишило ее возможности проведения независимой денежно-кредитной политики и регулирования валютного курса. Правительство сократило государственные расходы, и были привлечены кредиты МВФ. Принятые меры помогли остановить гиперинфляцию и даже вызвали некоторый экономический рост. Однако уже в конце 1990-х гг. экономика страны впала в новую рецессию, и в декабре 2001 г. Аргентина объявила дефолт. Для удержания экономики от развала и предотвращения социальных взрывов правительство вынуждено было вновь просить МВФ о предоставлении финансовой помощи, взамен которой оно пошло на беспрецедентное открытие экономики, не останавливаясь перед потерей национального контроля над ней. Результатом реформ стали обеднение значительной части населения и фактическая утрата экономического суверенитета страны. Сегодня даже для решения проблем в жилищно-коммунальном секторе президенту Аргентины приходится летать во Францию, чтобы просить уступки у французских инвесторов 4.

Информация о работе Мировые финансы особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами