Мировой финансовый рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение основных теоретических аспектов финансового и фондового рынка, изучение российских особенностей, состояния обоих секторов рынка – государственных и корпоративных ценных бумаг, а также попытка сводного прогноза и оценки перспектив российского рынка во взаимозависимости в международным фондовым рынком на основе прогнозов специалистов аналитических агентств, международных кредитных организаций и специалистов Министерств экономики и финансов Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

Глава 1.
1.Понятие и структура денежно-финансового рынка. 4
1.1.Кредитный рынок
1.2.Денежный рынок
1.3. Валютный рынок

2.Рынок ценных бумаг. 7
1.Классификация ценных бумаг
2.Структура и особенности функционирования рынка ценных бумаг
3.Фондовая биржа и ее операции. 17
Глава 2.
4.Рынок государственных ценных бумаг в России. 20
1.Государственные краткосрочные облигации (ГКО)
2.Облигации федерального займа (ОФЗ)
3.Государственный сберегательный займ (ГЗС)
4.Облигация федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)
5.Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
6.Казначейские обязательства (КО)
4.7.Муниципальные ценные бумаги
5.Проблемы и перспективы России на мировом финансовом рынке. 24


6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26


7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 37

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

  Эмитентом ГКО и ОФЗ выступает Министерство финансов России, которое принимает  решение об осуществлении отдельных  выпусков ГКО и ОФЗ и определяет их параметры.

  • номинальная стоимость облигации - 1000000 рублей;
  • срок обращения 3 месяца, 6 месяцев и 1 год (в настоящее время годовые облигации не эмитируются);
  • облигации бескупонные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения;
  • эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков (траншей);
  • владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе и нерезиденты;
  • облигации именные: форма выпуска - безбумажная.

Генеральный агент  эмитента - Центральный банк России - выполняет функции платежного агента Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций, Облигации выпускаются с обязательным централизованным хранением, выпуски этих ценных бумаг оформляются глобальными сертификатами, которые хранятся в Минфине и Банке России. Вследствие того, что ключевые характеристики для этих рынков общие, на протяжении 1996 года происходило параллельное развитие нормативной базы и инфраструктуры рынков ОФЗ и ГКО. 
Первичное размещение ведется по принципу американского аукциона. Претенденты подают два типа заявок: конкурентные и неконкурентные. Стоимость бумаг, приобретаемых по неконкурентным заявкам, равна средневзвешенной цене удовлетворенных конкурентных заявок. Конкурентные заявки подаются участниками торгов с указанием цены, по которой они готовы приобрести облигации. После регистрации по уровню предложения цены, начиная с максимальной, заявки участвуют в безличном конкурсе, где определяется цена отсечения (если объем облигаций меньше спроса). Заявки, преодолевшие линию отсечения, удовлетворяются по цене, указанной в заявке. Расчеты производятся в день аукциона. 
Ликвидность ГКО обеспечивается наличием постоянно функционирующей торговой системы в рамках Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и технологичным регламентом.

В сентябре 1995г. на российском финансовом рынке появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпуск которых был осуществлен в соответствии с указом Президента РФ. Принципиальных отличий ОГСЗ от ценных бумаг типа ГКО-ОФЗ было три:

  • документарный (бумажный) выпуск;
  • относительно низкий номинал (100 тыс. и 500 тыс. рублей);
  • предъявительский характер этих ценных бумаг.

В соответствии с условиями выпусков отдельных  серий ОГСЗ процентный доход по купону приравнивается к последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) за аналогичный по продолжительности купонный период. 
Колебательное состояние рынка и повышенный спрос на облигации со стороны населения потребовали от операторов, особенно в первое время, дополнительных усилий по работе с частными лицами, что увеличило расходы на обслуживание. В результате со временем проявилась структура рынка, произошло его деление на крупных операторов и на финансовые учреждения, для которых ОГСЗ являются частью инвестиционного портфеля.   

Важным событием на рынке ГКО-ОФЗ стало начало продажи с 24 февраля 1997 года на вторичном рынке облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). Параметры выпуска и обращения (утверждены письмом Министерства финансов от 28.06.96 года #60):

  • эмитент - Министерство финансов;
  • облигации именные, купонные, среднесрочные;
  • номинал 1000000 руб.;
  • эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые эмитентом;
  • для каждого выпуска устанавливается свой размер купонного дохода, дата погашения, дата выплаты купонного дохода для нерезидентов;
  • указанные условия фиксируются в Глобальном сертификате;
  • величина купонного дохода постоянная.

   Облигации внутреннего валютного  займа (ОВВЗ).

Облигации внутреннего  валютного займа появились в  результате банкротства Внешэкономбанка СССР. Задолженность ВЭБ покрывается облигациями со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитент облигаций – Министерство финансов РФ.

ОФЗ выпускаются  в соответствии с  Генеральными условиями  выпуска и обращения облигаций  федеральных займов, утвержденными  постановлением Правительства РФ №458. ОФЗ являются именными ценными бумагами и предоставляют владельцу право на получение номинальной стоимости облигации и купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. ОФЗ тесно привязаны к ГКО: купонный доход по ОФЗ определяется на основе доходности ГКО.

       Казначейское  обязательство (КО) - государственная ценная бумага, удостоверяющая внесение ее держателем денежных средств в бюджет и дающая право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения казначейским обязательством.  
Обращение казначейских обязательств осуществляется в соответствии с глобальным сертификатом, в котором фиксируется определенное количество передаточных надписей, после осуществления которых возможна купля-продажа казначейских обязательств. В глобальном сертификате указано, за какие виды платежей может быть принято казначейское обязательство.

 Возникновение КО связано с ростом задолженности  государства предприятиям различных  отраслей  хозяйства и форм собственности. Правительство РФ  поставило целью переоформить 10% таких долгов в особые долговые бумаги, которыми и стали КО, выпуск которых начался в сентябре 1994 года.

    Муниципальные ценные бумаги – способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. Форма их выпуска:

  • в виде выпуска муниципальных ценных бумаг в виде облигаций или реже в виде векселей
  • в виде ссуды по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов или коммерческих банков)

Проблемы  и перспективы  России на мировом  финансовом рынке.

 

     В апреле 2002 г. Международным валютным фондом был опубликован очередной отчет World Economic Outlook, посвященный перспективам мировой экономики.            По данным экспертов МВФ, на текущий момент практически все развитые страны мира успели преодолеть недавний экономический спад и постепенно начинают двигаться к восстановлению своих экономик. Как обычно, впереди всех в этом процессе идут США. Улучшение ситуации в экономике этой страны в первом полугодии 2002 г. должно положительно сказаться и на положении ее внешнеэкономических партнеров.     Согласно последним данным, экономический спад оказался менее разрушительным по своим последствиям, чем это можно было предположить всего несколько месяцев назад. По мнению экспертов МВФ, умеренный характер этого спада не позволяет говорить о глобальной рецессии в полном смысле этого слова, хотя они и признают, что мировая экономика вплотную подошла к этому состоянию.           В то же время нарисованная экспертами МВФ картина не отличается чрезмерным оптимизмом. Так, они отмечают сохранение ряда факторов риска, способных в будущем существенно осложнить ситуацию в мировой экономике и связанных, например, с возможностью дальнейшего роста цен на нефть. Кроме того, стабилизационные процессы пока начались далеко не во всех странах мира — прекрасным примером исключения может служить Япония.  

По мнению главы  миссии Международного валютного фонда  в России Пола Томсена прогнозы МВФ  относительно снижения темпов роста российского ВВП вызваны высокой степенью неопределенности как в сфере экспорта нефти, так и в сфере инвестиционного климата в России. Касаясь планов российского правительства по внесению поправок в бюджет 2005г., глава миссии фонда указал, что они ускорят темпы расходования поступлений от нефти и ослабят бюджетную политику. Он также высказал мнение, что удержание инфляции в РФ на уровне 8,5% в 2005г. крайне проблематично. Комментируя монетарную политику российского правительства, глава миссии МВФ отметил, что власти страны ставят перед собой несовместимые задачи: пытаются замедлить укрепление рубля и одновременно бороться с инфляцией. «Укрепление рубля в реальном выражении можно предотвратить только с помощью жесткой налоговой и бюджетной политики», - сказал он. При это, по мнению МВФ, «нынешний экономический курс правительства РФ способствует ослаблению бюджетной политики и расходованию дополнительных поступлений от продажи нефти на социальные нужды». С точки зрения МВФ, России в своей монетарной политике следует «делать больший упор на снижение инфляции». Как отметил П. Томсен, Центральный банк России должен проводить более гибкую политику в области регулирования курса национальной валюты и снизить валютные интервенции. Глава миссии МВФ отметил замедление темпов инвестирования средств в экономику РФ и снижение объема инвестиций в текущем году по сравнению с 2004г. По мнению МВФ, положительным сигналом для инвесторов было бы ускорение структурных реформ, а также более эффективное выполнение административных решений.

     В 2004 г. котировки государственных  евродолларовых облигаций претерпели заметные колебания. Однако они были вызваны не сомнениями в международной  кредитоспособности России, а конъюнктурными колебаниями спроса и предложения. Рост доходности российских еврооблигаций в середине года объясняется рядом факторов. Во-первых, общим оттоком капитала с рынков развивающихся стран в связи с ростом процентных ставок в США и на мировых финансовых рынках. Во-вторых, изменениями инвестиционных предпочтений российских инвесторов в связи с укреплением российского рубля к доллару.

Заключение 

      Сегодня очевидно, что мировая экономика  переживает глубокий системный кризис. При этом он сопровождается фондовой и банковской дестабилизацией, которая отразилась уже практически на всех основных сферах экономики. События, охватившие финансовый сектор мирового хозяйства, являются для центральных банков объектом пристального внимания и изучения, с целью минимизации отрицательных последствий кризиса на национальную экономику. Данная статья посвящена вопросам формирования, развития глобального финансового рынка, предпосылок возникновения и процессов распространения кризисных тенденций.

      Глобальный  финансовый рынок, обеспечивая свободу  передвижения капиталов в международном масштабе, выступает важным условием функционирования мировой экономики. Главным фактором его формирования стал процесс глобализации, который наиболее прогрессировал именно в финансовой сфере.

   Становление мирового финансового рынка в  начале 60-х годов XX века происходило на базе интернационализации международных операций рынков ссудных капиталов. До этого момента а силу ряда причин - мирового экономического кризиса 1929-1933 годов, Второй мировой войны, существовавших валютных ограничений и жёсткого регулирования рынка - международная торговля не была столь активной; при этом почти отсутствовали как прямые инвестиции, так и финансовые операции.

   Институты, созданные в Бреттон - Вудсе (Международный  валютный фонд и Мировой банк), были основаны с целью дать новый импульс развитию мировой торговли путём расширения потоков капитала в международном масштабе. Мировой банк должен был компенсировать нехватку прямых инвестиций, МВФ — потребность в финансовых кредитах для устранения дисбаланса в торговле. На протяжении послевоенного периода проводилась политика постепенного снятия внешнеторговых и валютных ограничений. Вид и степень государственного вмешательства в операции на международном финансовом рынке менялись в зависимости от валютного положения отдельных стран и состояния их экономики. Интеграционные процессы фактически сформировали единую систему процентных ставок и способствовали сужению круга основных обращающихся валют. Произошло превращение ведущих национальных компаний и банков в транснациональные. Именно они, с целью получения дополнительной прибыли, способствовали тому, что свободные активы инвестировались в производственные и финансовые структуры за рубежом, а в случае необходимости на мировом рынке заимствовался дополнительный капитал.

   Развитие высоких информационных технологий усилило зависимости различных финансовых рынков между собой и всех вместе от экономического и финансового влияния США.

   Сформировался глобальный интегрированный финансовый рынок, который характеризовался исключительными темпами развития, как в целом, так и отдельных составляющих. Внутри него происходил постоянный взаимный переток капиталов, краткосрочные вложения трансформировались в средне- и долгосрочные кредиты, эмиссия ценных бумаг заменила обычные банковские займы. Произошло резкое спекулятивное расширение рынка ценных, бумаг до объёмов, исчисляемых астрономическими показателями, и вовлечение в пего больших масс вкладчиков.

      Производственные  расходы, благодаря дешёвой рабочей  силе и ресурсам развивающихся стран, стали только в минимальной степени влиять на цену товара и прибыль. Финансовые рынки всё в большей степени отделялись от экономической реальности, стоимость ценных бумаг и валют формировалась с помощью создания различных символических представлений об их цене.

      Рост  неопределённости на финансовом рынке, в частности, в отношении валютных курсов и курсов ценных бумаг, стимулировал развитие механизмов управления рисками. Традиционные инструменты были дополнены  новыми видами ценных бумаг и обязательств - деривативами, являющимися производными от других ценных бумаг. Деривативы открыли возможности для игры на изменении курсов валют, акций, других видов активов. Особенностью данного рынка является то, что, позволяя перераспределять риски и снижать их для отдельных участников финансовой операции, его функционирование ведёт к повышению общего уровня системного риска. Транзакции с деривативами оказались, по существу, вне системы правового регулирования и открыли возможности для широкомасштабных спекуляций, ускоряя процесс обособления валютно-финансовой сферы от реальной экономики.

      Этот  отрыв не означает, что связь между  ними ослабла. Наоборот, зависимости  расширились, но приобрели непредсказуемый характер. Сфера финансовых операций начала в растущих масштабах аккумулировать капитал, который не превращался в прямые инвестиции, а преобразовался в спекулятивный. Развился феномен «экономики мыльного пузыря».

      Неконтролируемое  трансграничное перемещение огромных масс капитала происходит в основном в виде краткосрочных портфельных инвестиций, и концентрация его в сфере финансовых спекуляций порождает растущую нестабильность всей системы мирового рынка, о чём свидетельствуют периодически возникающие валютно-финансовые кризисы.

Информация о работе Мировой финансовый рынок