Международный кредит и её роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить роль международного кредита в экономике и выявить проблемы международного кредитования.
Объект исследования является международный кредит.
Предметом исследования являются международные экономические отношения, направления и проблемы международного кредитования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………….................6
Экономическая сущность и функции международного кредита………………………………………………………...………6
Организация и принципы международного кредитования...9
Формы международного кредитования….…………...……13
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ…………………………………………..................21
2.1 Институциональная структура современных международных кредитных отношений..........................................................................21
2. 2. Структура и динамика внешнего долга Украины…………..…27
2.3. Основные проблемы международного кредитования и возможные пути их решения…………..………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
ИСТОЧНИК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………49

Работа содержит 1 файл

ФН -31.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

    Экономический саммит 1988 года в Торонто призвал  Парижский клуб в целях облегчения бремени задолженности наиболее бедных стран принять комплекс новых мер. Вошедшие в историю как "Торонтские условия", они предусматривают сокращение долга или его обслуживание или продление периодов погашения официальной двусторонней задолженности. Следующий саммит в Хьюстоне в 1990 году призвал Парижский клуб проверить ход выполнения Торонтских условий и рассмотреть вопрос об оказании помощи странам с доходом ниже среднего. При этом, поскольку в абсолютном выражении коммерческий долг наиболее бедных стран является небольшим, то при рассмотрении будущих мер по оказанию помощи этим находящимся в бедственном положении странам (с точки зрения задолженности) особое внимание теперь должно было быть уделено безвозмездному или сверхконцессионному финансированию, а также большему сокращению задолженности.

    Третий  этап международного процесса пересмотра условий погашения долга - "Кризис должника". Официально начало этому  этапу положило выступление Николаев Бренди, являвшегося тогда министром  финансов США. В своем выступлении он призвал к проведению новой стратегии погашения долга на основе принципа сокращения задолженности. Эта стратегия относилась к тем странам, которые проводили политику экономической стабилизации, одобренную международными финансовыми учреждениями. В плане содержался также призыв к смягчению условий соглашений о пересмотре долга с тем, чтобы и кредиторы, и должники получили большую свободу при разработке таких соглашений, которые наилучшим образом отвечали их интересам. Поскольку стороны уже начали осуществлять операции по сокращению долга, главное значение этого выступления состояло в том, что в нем впервые прозвучало официальное признание со стороны США того, что долг не будет полностью выплачен и что банки понесут убытки.

    Вторичный долговой рынок и программы конверсии долга. Этап плана Брейди характеризуется заключением соглашений, предоставляющих кредиторам новое "меню вариантов". Все позиции этого "меню" дают должникам примерно одинаковые возможности по облегчению бремени долга. Ниже приводятся примеры типичного "меню вариантов":

    - обмен основной части долга  на облигации, покрывающие не  всю основную сумму долга, по  которые обеспечены американскими  казначейскими облигациями с  нулевым купоном или же имеют  иное обеспечение;

    - сокращение платежей по обслуживанию долга в форме долговых обменов, предусматривающих замену старого долга новым с такой же основной суммой, но с меньшими процентными ставками. Процентные платежи, которые могу иметь фиксированную или плавающую ставку подкрепляются обеспечением, нередко предоставляемым многосторонними финансовыми учреждениями;

    - выкуп долга, при котором заемщик  покупает свои долговые обязательства  у кредитора со значительной  скидкой. Кредиторы с готовностью  идут на такие операции с  должниками, так как в этом случае они получают больше наличных, чем при других операциях по пересмотру долга. Кроме того, они считают, что выкуп увеличивает вероятность получения ими всего остатка непогашенных кредитов данному должнику;

    - "традиционный" вариант, при  котором капитальная сумма долга не сокращается, но период погашения продлевается, чтобы дать должникам некоторую "дополнительную свободу маневра". Этот вариант может быть увязан с условием предоставления "новых денег".[25;с.79]

    Последний этап получил новый виток осенью 1997 года в связи с разразившимся финансовым кризисом в южно-азиатском регионе, который затем захватил Россию и, в той или иной степени, все остальные регионы мира.

    Существует  большое количество методов решения  проблемы внешнего долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетные методы являются по своей природе долгосрочными и связывают решение проблемы с увеличением экспорта, улучшением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.

    Технические же методы - краткосрочные, и позволяют  решить проблему путем улучшения  условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения  временной структуры платежей.

    Перед тем как разрабатывать конкретные предложения по использованию еврозаймов для реструктуризации внешнего долга, необходимо сравнить различные методы решения проблемы, определить рамки их возможного использования.

    В настоящее время внимание концентрируется  главным образом на технических  средствах решения проблемы. Речь идет, в частности, об использовании  таких классических инструментов, как  реструктуризация долга, а также  конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории государства. Предлагаются также менее традиционные механизмы - выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности.

    Сегодня ясно, что возможно использовать только финансово-технический метод, поскольку нет времени и условий для использования бюджетно- экспортного метода. Ситуация такова, что в первую очередь надо сократить объемы текущих платежей по обслуживанию долга. [33;с.78]

    Вывод по 2 разделу:

    В заключение второго раздела можно  сделать вывод, что Украина стремится  к комплексному решению проблемы международной задолженности при  соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли предотвратить наступление кризиса.

    Не  уделялось внимание структуре и  эффективности новых заимствований  и способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление  внешних ресурсов на производство в  производство для преодоления спада  и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все более меняться, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.

    Итак, международный кредит играет важную роль в развитии международной торговли. В то же время, несмотря на позитивные стороны применения кредитов, нельзя не упомянуть и о его негативной роли для государства.

    Позитивная  роль международного кредита заключается  в стимулировании внешнеэкономической  деятельности страны, создании благоприятного климата для зарубежных частных инвестиций, обеспечении бесперебойности международных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи страны.

    Негативная  роль международного кредита в развитии  рыночной экономики заключается  в обострении её противоречий. Международный  кредит форсирует перепроизводство товаров, перераспределяя ссудный капитал между странами, усиливает диспропорции общественного воспроизводства, облегчая развитие наиболее прибыльных отраслей и задерживая развитие отраслей, в которые иностранный капитал не привлекается. По каналам мирового рынка ссудных капиталов происходит перемещение денег, усиливающее неустойчивость денежного обращения и кредита, валютной системы, платежных балансов, национальной и мировой экономики в целом.

    В целях укрепления позиций ведущих  стран банки, государства периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады по отношению к определенным странам, которые проводят неугодную им политику. Кредитной дискриминацией называется установление худших условий получения, использования или погашения международного кредита в целях оказания на них политического или экономического давления. Основные методы кредитной дискриминации – кредитные ограничения, повышение кредитных ставок, комиссионных и сборов и т. д.

    Еще более жесткой экономической  санкцией является кредитная блокада  – отказ предоставлять кредиты той или иной стране.  Чаще всего она проводится неофициально в виде отказа предоставить кредит по различным мотивам.

    Очень важно остановить рост внешней задолженности  Украины. Без перелома этой крайне опасной  тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом.

    При формировании механизмов регулирования  государственного внешнего долга необходимо использовать следующие составляющие:

    - анализ состояния мирового рынка  капитала, действующих процентных ставок и валютных курсов, оценка кредитных рисков, просчет моделей развития ситуации при различной структуре кредитного портфеля страны;

    - планирование и утверждение ежегодных средне- и долгосрочных показателей состояния внешнего долга, выделение целей и текущих задач управления долгом, определение основных характеристик «кредитного портфеля»: сроки погашения, стоимость, валюта займов;

    - обоснование необходимости привлечения внешних заемных средств;

    - политика активного управления  внешним долгом и финансовыми активами путем воздействия на структуру портфеля внешнего долга и финансовых активов и экономически обоснованный выбор рыночных и нерыночных инструментов привлечения и реструктуризации внешних долговых обязательств, а также оформление обязательств третьих стран по отношению к Украине. Целесообразно использовать многолетний опыт Швеции, Дании, по работе с «эталонным», или «теневым» долговым портфелем;

    - анализ проведенных операций по привлечению, порядку использования, погашению внешних долговых обязательств и заключение о их качестве, а также выводы и предложения по перспективам развития ситуации на конкретных участках.

    В этих условиях весьма целесообразна  целостная система, межведомственная координация регулирования международных кредитных отношений. В связи с этим целесообразно использование опыта уже упомянутых стран, а также США.

    Проблема  утверждения стратегии регулирования  международных кредитных отношений Украины весьма насущна, и решение ее является безотлагательным, требует комплексного подхода, учета всего лучшего из мировой практики и разработки новых, учитывающих накопленный опыт, форм и методов.

  Если  все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.

    В заключение следует сказать, что  основой развития международного кредита  служит усиливающаяся интернационализация производства и обмена, а также появление новых форм мирохозяйственных связей. 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ 

  1. Закон України  “Про вступ України до Міжнародного валютного фонду, Міжнародного банку  реконструкції та розвитку, Міжнародної фінансової корпорації, Міжнародної асоціації розвитку та Багатостороннього агентства по гарантіях інвестицій”  від 3 червня 1992 року № 2402-ХІІ.
  2. Указ Президента Украины „О членстве Украины в Европейском банке 
    реконструкции и развития " от 14 июля 1992 года №379/92
  3. Указ Президента України від 3.12.1999 р. № 1529 “Про невідкладні заходи щодо прискорення  реформування аграрного сектору економіки”.
  4. Указ Президента України від 14 липня 1992 року № 379/92 “Про членство України в Європейському банку реконструкції та розвитку”
  5. Постанова Кабінету Міністрів України “Про впорядкування залучення і використання іноземних кредитів, повернення яких гарантується Кабінетом Міністрів України, вдосконалення системи залучення зовнішніх фінансових ресурсів та обслуговування зовнішнього державного боргу” від 5 травня 1997 року № 414.
  6. Постанова Кабінету Міністрів України “Про порядок підготовки та реалізації проектів економічного і соціального розвитку України, які підтримуються міжнародними фінансовими організаціями” від 10.10.2001 р. № 1317.
  7. Постанова Правління НБУ “Про спеціальний режим ліцензування Міністерства фінансів України” від 19.11.1999 р. № 565.
  8. Наказ Міністерства фінансів України, Міністерства економіки та з питань європейської інтеграції України, Міністерства праці та соціальної політики України, Міністерства юстиції України “Про затвердження Порядку діяльності груп управління проектами економічного і соціального розвитку України, які підтримуються міжнародними фінансовими організаціями” від 29.10.2002 року № 905/308/550/93/5.
  9. Наказ Міністерства фінансів України “Про методику обліку в Державному бюджеті отримання, використання і повернення  всіх позик, які залучаються державою” від 22.02.2001 № 42.
  10. Аналіз використання позик Міжнародного банку реконструкції та розвитку/ За матеріалами Колегії Рахункової палати від 25.10.2000 року. – К.: Рахункова палата України, 2000. - Випуск 25. – 54 с.
  11. Андросова Л.Д., Дробозина Л.А., Окунева Л.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ, 2005
  12. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Юнити, 2000
  13. Банковское дело: дополнительные операции для клиентов:  Учебник / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. — М.: Финансы и статистика, 2005, — 416 с : ил.
  14. Банківська енциклопедія / під ред. д.е.н. проф. Мороза А.М. - К.: Ельтон, 1993. - 328 с.
  15.   Амирханова Ф., Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь, 1998 г., №2, с 4.
  16. Банківська енциклопедія / під ред. д.е.н. проф. Мороза А.М. - К.: Ельтон, 1993. - 328 с.
  17. Боринець С.Я. Міжнародні валютно-фінансові відносини: Підручник для студентів вищих навчальних закладів – К.: Знання, 2001. – 305 с.
  18. Боринець С.Я. Міжнародні фінанси. Підручник. – К.: Знання, 2002. – 311с.
  19. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Печникова А.В. и др. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов (под ред. Жукова Е.Ф.) Изд. 2-е, перераб., доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г. - 600 с.
  20. Законодавство України [Електронний ресурс] / Офіційний сайт Верховної Ради України. - Режим доступу:  http://portal.rada.gov.ua
  21. Зовнішній борг України станом на начало 01.01.2010р. [Електронний ресурс] / Офіційний сайт Національного банку України. – Режим доступу: http://bank.gov.ua
  22. Камаев В.Д. и колл. авторов. Экономическая теория: Учебник/М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.-.640с.:ил.
  23. Киреев А. П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: 416 с.
  24. Колосова В.П. Кредитування економіки України міжнародними фінансовими інститутами // Фінанси України. – 2000. – № 2. – С.20-29.
  25. Колосова В.П. Міжнародний центр із врегулювання інвестиційних спорів // Енциклопедія банківської справи України. – Київ, 2001. – С. 356.
  26. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  27. Долженкова Л. Реформирование международной валютно-кредитной системы // Банковское дело №12, 2001, с. 16-21.
  28. Лісовенко В. Реструктуризація зовнішнього боргу України // Вісник НБУ. – 2000. – № 5. – С.2-3.
  29. Матеріали семінару обговорення нової Стратегії співпраці України і Світового банку. Київ, 22 жовтня 2002 року. – 12 с.
  30. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Красавиной Л.Н. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  31. Україна в МВФ: Вступ України до МВФ. Статті угоди МВФ / Г.О.П'ятаченко, О.К. Єременко; – К.: НДФІ, 1997. – 144 с.
  32. Україна в Міжнародному банку реконструкції та розвитку / Шаповалов А.В., Єременко А.В., Колосова В.П. та ін. / за заг. ред. В.С.Стельмаха. – Київ: НБУ, 2001. – 144 с.
  33. Україна. Фінансовий сектор та економіка. Нові стратегічні завдання. – Світовий банк, вересень 2001. – 120 c.
  34. Україна: сільськогосподарський сектор у перехідний період. Вашингтон: МБРР, 1995.
  35. Финансирование ЄБРР. Справочник для компаний и предпринимателей, рассматривающих возможности финансирования проектов или инвестирования в странах Центральной, Восточной Европы и СНГ. – Лондон, 1998. – 214 с.
  36. Финансовая организация и деятельность МВФ. Казначейское управление. – 3 издание. – МВФ, Вашингтон, США, 1994. – 168 c.
  37. Финансовые продукты МБРР. Заем с фиксированным спредом (ЗФС). – Мировой банк, Вашингтон, октябрь 1999. – 23 c.
  38. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  39. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб: Питер, 2002.
  40. Хорошковський В. Порядок обслуговування кредитів МВФ та Світового банку // Банківська справа. – 2002. - №2. – С.3-15.

Информация о работе Международный кредит и её роль в экономике