Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа
Цель исследования:
Определить роль международного кредита в экономике и выявить проблемы международного кредитования.
Объект исследования является международный кредит.
Предметом исследования являются международные экономические отношения, направления и проблемы международного кредитования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………….................6
Экономическая сущность и функции международного кредита………………………………………………………...………6
Организация и принципы международного кредитования...9
Формы международного кредитования….…………...……13
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ…………………………………………..................21
2.1 Институциональная структура современных международных кредитных отношений..........................................................................21
2. 2. Структура и динамика внешнего долга Украины…………..…27
2.3. Основные проблемы международного кредитования и возможные пути их решения…………..………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
ИСТОЧНИК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………49
Экономический саммит 1988 года в Торонто призвал Парижский клуб в целях облегчения бремени задолженности наиболее бедных стран принять комплекс новых мер. Вошедшие в историю как "Торонтские условия", они предусматривают сокращение долга или его обслуживание или продление периодов погашения официальной двусторонней задолженности. Следующий саммит в Хьюстоне в 1990 году призвал Парижский клуб проверить ход выполнения Торонтских условий и рассмотреть вопрос об оказании помощи странам с доходом ниже среднего. При этом, поскольку в абсолютном выражении коммерческий долг наиболее бедных стран является небольшим, то при рассмотрении будущих мер по оказанию помощи этим находящимся в бедственном положении странам (с точки зрения задолженности) особое внимание теперь должно было быть уделено безвозмездному или сверхконцессионному финансированию, а также большему сокращению задолженности.
Третий этап международного процесса пересмотра условий погашения долга - "Кризис должника". Официально начало этому этапу положило выступление Николаев Бренди, являвшегося тогда министром финансов США. В своем выступлении он призвал к проведению новой стратегии погашения долга на основе принципа сокращения задолженности. Эта стратегия относилась к тем странам, которые проводили политику экономической стабилизации, одобренную международными финансовыми учреждениями. В плане содержался также призыв к смягчению условий соглашений о пересмотре долга с тем, чтобы и кредиторы, и должники получили большую свободу при разработке таких соглашений, которые наилучшим образом отвечали их интересам. Поскольку стороны уже начали осуществлять операции по сокращению долга, главное значение этого выступления состояло в том, что в нем впервые прозвучало официальное признание со стороны США того, что долг не будет полностью выплачен и что банки понесут убытки.
Вторичный долговой рынок и программы конверсии долга. Этап плана Брейди характеризуется заключением соглашений, предоставляющих кредиторам новое "меню вариантов". Все позиции этого "меню" дают должникам примерно одинаковые возможности по облегчению бремени долга. Ниже приводятся примеры типичного "меню вариантов":
-
обмен основной части долга
на облигации, покрывающие не
всю основную сумму долга, по
которые обеспечены
- сокращение платежей по обслуживанию долга в форме долговых обменов, предусматривающих замену старого долга новым с такой же основной суммой, но с меньшими процентными ставками. Процентные платежи, которые могу иметь фиксированную или плавающую ставку подкрепляются обеспечением, нередко предоставляемым многосторонними финансовыми учреждениями;
-
выкуп долга, при котором
- "традиционный" вариант, при котором капитальная сумма долга не сокращается, но период погашения продлевается, чтобы дать должникам некоторую "дополнительную свободу маневра". Этот вариант может быть увязан с условием предоставления "новых денег".[25;с.79]
Последний этап получил новый виток осенью 1997 года в связи с разразившимся финансовым кризисом в южно-азиатском регионе, который затем захватил Россию и, в той или иной степени, все остальные регионы мира.
Существует большое количество методов решения проблемы внешнего долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетные методы являются по своей природе долгосрочными и связывают решение проблемы с увеличением экспорта, улучшением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.
Технические же методы - краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.
Перед
тем как разрабатывать
В настоящее время внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы. Речь идет, в частности, об использовании таких классических инструментов, как реструктуризация долга, а также конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории государства. Предлагаются также менее традиционные механизмы - выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности.
Сегодня ясно, что возможно использовать только финансово-технический метод, поскольку нет времени и условий для использования бюджетно- экспортного метода. Ситуация такова, что в первую очередь надо сократить объемы текущих платежей по обслуживанию долга. [33;с.78]
Вывод по 2 разделу:
В
заключение второго раздела можно
сделать вывод, что Украина стремится
к комплексному решению проблемы
международной задолженности
Не
уделялось внимание структуре и
эффективности новых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все более меняться, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.
Итак, международный кредит играет важную роль в развитии международной торговли. В то же время, несмотря на позитивные стороны применения кредитов, нельзя не упомянуть и о его негативной роли для государства.
Позитивная роль международного кредита заключается в стимулировании внешнеэкономической деятельности страны, создании благоприятного климата для зарубежных частных инвестиций, обеспечении бесперебойности международных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи страны.
Негативная роль международного кредита в развитии рыночной экономики заключается в обострении её противоречий. Международный кредит форсирует перепроизводство товаров, перераспределяя ссудный капитал между странами, усиливает диспропорции общественного воспроизводства, облегчая развитие наиболее прибыльных отраслей и задерживая развитие отраслей, в которые иностранный капитал не привлекается. По каналам мирового рынка ссудных капиталов происходит перемещение денег, усиливающее неустойчивость денежного обращения и кредита, валютной системы, платежных балансов, национальной и мировой экономики в целом.
В целях укрепления позиций ведущих стран банки, государства периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады по отношению к определенным странам, которые проводят неугодную им политику. Кредитной дискриминацией называется установление худших условий получения, использования или погашения международного кредита в целях оказания на них политического или экономического давления. Основные методы кредитной дискриминации – кредитные ограничения, повышение кредитных ставок, комиссионных и сборов и т. д.
Еще более жесткой экономической санкцией является кредитная блокада – отказ предоставлять кредиты той или иной стране. Чаще всего она проводится неофициально в виде отказа предоставить кредит по различным мотивам.
Очень важно остановить рост внешней задолженности Украины. Без перелома этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом.
При формировании механизмов регулирования государственного внешнего долга необходимо использовать следующие составляющие:
-
анализ состояния мирового
-
планирование и утверждение
-
обоснование необходимости
- политика активного управления внешним долгом и финансовыми активами путем воздействия на структуру портфеля внешнего долга и финансовых активов и экономически обоснованный выбор рыночных и нерыночных инструментов привлечения и реструктуризации внешних долговых обязательств, а также оформление обязательств третьих стран по отношению к Украине. Целесообразно использовать многолетний опыт Швеции, Дании, по работе с «эталонным», или «теневым» долговым портфелем;
- анализ проведенных операций по привлечению, порядку использования, погашению внешних долговых обязательств и заключение о их качестве, а также выводы и предложения по перспективам развития ситуации на конкретных участках.
В этих условиях весьма целесообразна целостная система, межведомственная координация регулирования международных кредитных отношений. В связи с этим целесообразно использование опыта уже упомянутых стран, а также США.
Проблема
утверждения стратегии
Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.
В
заключение следует сказать, что
основой развития международного кредита
служит усиливающаяся интернационализация
производства и обмена, а также появление
новых форм мирохозяйственных связей.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Международный кредит и её роль в экономике