Международный кредит и её роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить роль международного кредита в экономике и выявить проблемы международного кредитования.
Объект исследования является международный кредит.
Предметом исследования являются международные экономические отношения, направления и проблемы международного кредитования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………….................6
Экономическая сущность и функции международного кредита………………………………………………………...………6
Организация и принципы международного кредитования...9
Формы международного кредитования….…………...……13
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ…………………………………………..................21
2.1 Институциональная структура современных международных кредитных отношений..........................................................................21
2. 2. Структура и динамика внешнего долга Украины…………..…27
2.3. Основные проблемы международного кредитования и возможные пути их решения…………..………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
ИСТОЧНИК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………49

Работа содержит 1 файл

ФН -31.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

    Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация ПРС, где обсуждаются  проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для  избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80-90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран  Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году [38 c. 214].

    Лондонский  клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности  стран-должников.

    С середины 70-х годов разработка проблем  межгосударственного регулирования  перенесена на уровень совещаний  глав государств и правительств «семерки»  и «группы десяти», которая кроме  «семерки» включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным тенденциям («каждый за себя»).

    Международные финансовые институты возникли в  основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

  1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
  2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
  3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

    Специфическими  причинами создания региональных  банков развития развивающихся стран  явились: завоевание политической независимости  этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция  к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.

    Международные финансовые институты преследуют следующие  цели:

    - объединить усилия мирового сообщества  в целях стабилизации международных  финансов и мировой экономики;

    - осуществлять межгосударственное  валютное и кредитно-финансовое  регулирование;

    - совместно разрабатывать и координировать  стратегию и тактику мировой  валютной и кредитно-финансовой  политики.

    Степень участия и влияния отдельных  стран в международных и финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров - разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы. [19; с.150] 

2.2. Структура и динамика внешнего долга Украины 

    Одна  из серьезных проблем, с которыми сталкивается экономика современной  Украины, - это внешний долг. Данная проблема оказывает многоплановое воздействие на макроэкономические показатели и мирохозяйственные позиции страны. Сегодня остро стоит вопрос о пролонгации выплат по долгу и его реструктуризации.

    В структуре внешнего долга Украины  следует выделить основные источники его формирования: около 50% внешних заимствований приходится на правительственные органы иностранных государств, примерно 35% - на зарубежные банки и компании, 15% - на кредиты международных финансово-кредитных организаций.

    В структуре государственных заимствований по видам кредитов растет доля несвязанных (финансовых) кредитов. Они используются для покрытия бюджетного дефицита. Среди связанных (экспортных) кредитов более половины составляли товарные кредиты, которые использовались для финансирования закупок продовольствия, зерна, сырья. С 1995 г. практика получения товарных кредитов была прекращена. Другая группа такого рода кредитов – инвестиционные. Эти средства расходовались на приобретение оборудования и ноу-хау, для модернизации таких отраслей, как здравоохранение, АПК, нефтедобыча, транспорт.

    В условиях ограниченного доступа  к внешним финансовым ресурсам,

вызванного  мировым финансово-экономическим  кризисом, темп прироста

внешнего  долга Украины на протяжении 2009 года существенно замедлился и за год  составил 2.3% против 27.1% в 2008 году. Объем валового внешнего долга Украины на 1 января 2010 составил 104 млрд. долл. США (88.9% от ВВП)

    Существенно изменились акценты в структуре  задолженности по секторам экономики: 2009 год был отмечен замещением долга банковского

сектора долгом секторов государственного управления и ОГКР, доля которых в валовом  внешнем долге выросла за отчетный год с 16.4% до 23.1%, а банковского  уменьшилась с 38.8% до 29.6%. Доля других секторов экономики составила 47.3% против 44.8% на конец 2008 года.

    Валовой прирост внешнего долга за 2009 год  на уровне 2.3 млрд. долл. США (2.3%) сформировался  как следствие:

-  существенного  роста долга секторов государственного  управления и органов денежно-кредитного  регулирования (на 7.3 млрд. долл. США или на 43.9%);

-  сокращение  долга банковского сектора (на 8.7 млрд. долл. США или на 22.0%);

-  наращивание  долга других секторов (на 3.7 млрд. долл. США или на 8.1%). 

      

    Рис.2.1 Динамика задолженности сектора  государственного управления и органов денежно – кредитного регулирования Украины. 

    Валовой внешний долг по секторам экономики

    Долг  сектора государственного управления по состоянию на 1 января 2010 достиг 17.8 млрд. долл. США (17.1% от объема валового внешнего долга и 15.2% от ВВП), что на 5.8 млрд. долл. США (48.9%) больше, чем на начало года.

    Банковский  сектор. На конец 2009 года внешний долг банковского

сектора Украины вернулся в уровня 2007 года и составил 30.8 млрд. долл. США (26.3% от ВВП), что на 8.7 млрд. долл. США меньше, чем на начало года. 
 

 

Рис. 2.2 Динамика задолженности банковского  сектора экономики Украины. 

    Главными  факторами такого сокращения стало  уменьшения обязательств по:

    -  кредитам: на 6.9 млрд. долл. США (на 25.4%), из них 5.3 млрд. долл. США - краткосрочные  межбанковские кредиты;

    -  долговыми ценными бумагами: на 1.3 млрд. долл. США (на 21%), из них 0.8 млрд. долл.  США по еврооблигациям  банков и 0.5 млрд. долл. США по  внутренним облигациями украинских  банков в собственности нерезидентов;

    -  валютой и депозитами: на 1 млрд. долл. США (на 16.2%). Вследствие нарушения выполнение графика погашения кредитов в банковском секторе на протяжении 2009 года накопилась просроченная задолженность объемом

0.5 млрд. долл. США. Одновременно рефинансирования  кредитных обязательств банков по счет новых займов (rollover) в 2009 году оценен в 76%.

    Стойкой в этом секторе многолетняя позитивная тенденция к замещение краткосрочного долга долгосрочным. В 2009 году объемы краткосрочных внешних обязательств банков сократились почти в 2 раза (на 49.5%) до 4.7 млрд. долл. США; их доля в борзые сектора уменьшилась за год с 23.8% до 15.4% на интересах долгосрочного долга банков.

    Внешний долг других секторов экономики в 2009 году вырос на 3.7 млрд. долл. США (8.1%) до 49.2 млрд. долл. США (42.1% от ВВП).

Задолженность сектора изменилась за счет роста:

    -  обязательств по торговым кредитам  на 2 млрд. долл. США (на 20.3%);

    -  просроченной задолженности по  негарантированными кредитам на 1.5

    млрд. долл. США и на 0.3 млрд. долл. США - по торговым кредитам (вместе в 2.6 раза).

    - обязательств по долговыми ценными  бумагами  украинских компаний - на 0.8 млрд. долл. США (1.5 раза);

    -  кредитов прямого инвестора, долг  по которым вырос на 0.8 млрд. долл. США (в 1.2 раза).

    Одновременно, задолженность по кредитам других секторов уменьшилась за 2009 год на 1.8 млрд. долл. США, из них за счет реструктуризации кредитов  НАК «Нафтогаз Украины» в еврооблигации - на 1.1 млрд. долл. США.

    Внешний долг предприятий, имеющих государственную  долю собственности за 2009 вырос на 1.1 млрд. долл. США до 5.8 млрд. долл. США (11.7% долга других секторов).

    Срочная структура валового внешнего долга  в течение 2009 года оставалась достаточно стабильной: долгосрочный долг на 01.01.2010 в 4.3 раза превышает объем краткосрочного. Коэффициент соотношения кратко - и долгосрочного долга в 2009 году сократился с 24.9% до 23.3%.

    Долгосрочная  составляющая валового внешнего долга  на конец 2009 года возросла до 84.3 млрд. долл. США на 2.9 млрд. долл. США (на 3.6%). Доля секторов государственного управления и ОГКР в составе долгосрочного долга возросла за это период с 20.5 до 28.5% в противовес сокращению доли банков и других секторов.

    Основными финансовыми инструментами долгосрочных привлечений внешних ресурсов остаются:

    -  кредиты, задолженность по которым достигла 65.4 млрд. долл. США (77.6% общего объема долгосрочного долга); в том числе от прямых инвесторов - 5.1 млрд. долл. США (6.0%);

    -  долговые ценные бумаги, по которым  сектором государственного управления, банковским и другими секторами накоплено обязательств объемом 13.1 млрд. долл. США (15.5% общего объема долгосрочного долга), в том числе за еврооблигациям - 12.3 млрд. долл. США (14.6%).

    Доля  валюты и депозитов в структуре  долгосрочного долга к концу  года сократилось до 4.3% (3.6 млрд. долл. США), торговых кредитов - до 0.2% (0.2 млрд. долл. США); зато доля других долговых обязательств выросла до 2.4% (2.0 млрд. долл. США).

    Краткосрочный долг в 2009 году сократился на 0.6 млрд. долл. США  (На 3.0%) и на 1 января 2010 составил 19.7 млрд. долл. США, из них обязательства по торговым кредитам составляли 11.5 млрд. долл. США (58.5%); другие долговые обязательства - 3.4 млрд. долл. США (17.4%), кредиты - 3 млрд. долл.  США (15.5%); и валюта и депозиты - 1.7 млрд. долл. США (8.5%).

    Использования в реальном секторе экономики  краткосрочных торговых кредитов для  расчетов за товары и услуги, в условиях дефицита свободных средств позволяет  отсрочить платежи по торговым операциям  и накопления просроченной задолженности  по финансовым обязательствам, привело протяжении 2009 года к устойчивому росту краткосрочного долга

других  секторов (с 10.9 до 14.9 млрд. долл. США). Коэффициент  соотношения краткосрочного и долгосрочного  долга других секторов вырос за год 0.316 с до 0.437.

    Структура долга по финансовым инструментам. Весомой в структуре валового внешнего долга остается доля кредитов (Включая межфирменных долгом), что на конец 2009 года составила 65.7% против 68.6% на 01.01.2009.

    Следующими  по значимости были доли долговых ценных бумаг и  торговых кредитам: 12.6% и 11.3% (Соответственно 14.5 и 9.6 на начало

года). Доля валюты и депозитов течение года колебалась от 6.2% на начало года до 5.1% на конец. Обязательства, возникшие в отчетном году по Специальными правами заимствования, увеличили долю других долговых обязательств с 1.1 до 5.3%. 

Информация о работе Международный кредит и её роль в экономике