Международные стратегические альянсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:40, реферат

Описание работы

Стратегические альянсы с участием западноевропейских ТНК играют важную роль в международных экономических отношениях. Транснациональными корпорациями государств ЕС, по данным ОЭСР и ЮНКТАД, формируется в среднем 35-40 % всех стратегических альянсов в мире. Стратегические альянсы ТНК ЕС оказывают существенное влияние на развитие мировой автомобильной, фармацевтической и биотехнологической отрасли, а также играют значительную роль в мировом секторе ИКТ.

Широкое распространение стратегических альянсов в мировой экономике, обусловленное фундаментальными изменениями в международной деятельности ТНК, и превращение их в одну из форм международного движения капитала в форме прямых зарубежных инвестиций обусловило актуальность данной работы [6].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие международного стратегического альянса 5
1.1 Сущность и особенности 5
1.2 Виды и важность 7
1.3 Основные задачи и цели участников стратегических альянсов 11
2 Формирование международных стратегических альянсов 12
3 Стратегические альянсы в России и мире 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа содержит 1 файл

реферат Лихачева 2010.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

     Интерес к участию в международных  стратегических альянсах проявляют  наиболее крупные российские авиакомпании. Следует отметить, что только одна российская авиакомпания – ОАО «Аэрофлот» уже является членом альянса Sky Team, а в мае 2009 г. ОАО «Сибирь» подала заявку на вступление в альянс Oneworld. При этом необходимо отметить безуспешные попытки   формирования альянсов между российскими авиаперевозчиками.  

     Отрасли машиностроения, несомненно, имеют  потенциал для развития производственной кооперации и стратегических альянсов, а также серьезные технологические  заделы. Однако развитие альянсов и производственно-сбытовую кооперацию в этих отраслях сдерживает низкий производственный и научно-технический уровень многих российских компаний,  сложность и непрозрачность систем корпоративного управления, засилье бюрократического аппарата и недостаточное количество квалифицированных кадров [19].

     Телекоммуникационная отрасль имеет наибольшие перспективы для развития стратегических альянсов. Многие механизмы и приемы, используемые ведущими европейскими ТНК, могут быть успешно применены лидирующими российскими телекоммуникационными компаниями уже сейчас. Можно предположить, что процесс применения стратегических альянсов в сфере ИКТ приобретет значительную динамику, как только удастся преодолеть низкий уровень инвестирования в НИОКР, характерный для российских фирм [17].

     Чего  не скажешь о зарубежных фирмах, где уровень инвестирования значительно  превосходит российские показатели. Сравним уровень развития альянсов на примере ЕС [19]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица  5 - Показатели по созданию стратегических альянсов компаний ИКТ, фармацевтической и биотехнологической отраслей и автомобилестроения ЕС

Название Сфера деятельности Инвестиции  в

НИОКР в 2008 г. (млн. евро)

Стратегические  альянсы с учетом сетей (2000-08 гг.), (шт.) Наиболее  крупные альянсы
Royal Philips Electronics ИКТ 1 613 1000 AOL-Philips; Philips-Checkpoint Systems; Philips-Visa; Philips-Epic; Nokia-Philips-Sony; STMicroelectronics-Philips
Nokia ИКТ 5 321 1500 Nokia Siemens Networks, Siemens-РЖД
L. M. Ericsson ИКТ 2 975 700 SonyEricsson (телекоммуникационное оборудование); ST-Ericsson
Siemens AG ИКТ 3 836 650 Nokia Siemens Networks; Siemens-Bosch-PolilC-Evonic Ind.- Elantas Beck-BASF (RFID-технологии)
GSK Фармацевтика/

биотехнологии

3 836 130 GSK-Genmab (2 млрд. долл. США - самый крупный СА в ЕС между фармацевтической и биотехнологической компанией по НИОКР); GSK-EPIX
AstraZeneca Фармацевтика/

биотехнологии

3 622 80 AstraZeneca-Bristol Mayers Sqibb (НИОКР онкологических препаратов на основе малых молекул)
Sanofi-Aventis Фармацевтика/

биотехнологии

4 608 80 Sanofi-Aventis-Exelixis (1 млрд. долл. США, НИОКР); Sanofi-Aventis-Wellstat Therapeutics
Renault Автомобильная 2 235 20 (прямые) Renault-Nissan; Peugeot-Volvo-Renault
Fiat S. A. Автомобильная 1 986 20 (прямые) Fiat-GM (совместная разработка платформ малолитражных автомобилей, двигателей, сбыт в Латинской Америке и США); Fiat-Chtysler

Источник: данные о 1000 ведущих компаний-инвестров  в НИОКР. – URL: http://iri.jrc.ec.europa.eu/research/docs/2009/vol_2_1_1.pdf. [19]

     В ходе исследования выявлены отличия в степени значимости стратегических альянсов для отдельных отраслей промышленности стран ЕС. Значение стратегических альянсов как фактора развития возрастает в зависимости от уровня развития кооперационных отношений и технологий в отрасли. Альянсы имеют наибольшее значение в среднетехнологичных отраслях с высоким уровнем предметной специализации (автомобилестроение, химическая отрасль) и высокотехнологичных отраслях (ИКТ, фармацевтика, биотехнологии, авиастроение).

     В автомобилестроении альянсы заключаются в жестких формах и носят сложный, комплексный и комплементарный характер. Партнерские ТНК широко используют механизм взаимного участия в капитале. В автомобильной промышленности, по данным ОЭСР, в период с 1998 по 2006 гг. было создано около 3 тыс. стратегических альянсов.  Примерно 75 %  стратегических альянсов в автомобильной промышленности - производственные совместные предприятия. Основными целями создания стратегических альянсов являются: достижение глобального охвата рынков, проведение совместной разработки автомобильных платформ, унификация узлов и деталей, проведение совместных НИОКР, осуществление совместных закупок, а также совместное использование сбытовой сети [19].

     При анализе сложившихся альянсов в  автомобильной отрасли выявлено, что все более усложняющаяся и разветвленная система взаимоотношений между партнерами в рамках альянса затрагивает различные хозяйственные единицы и направления деятельности. В современных альянсах взаимодействие компаний переходят в сложный процесс «конкуренция-сотрудничество». При дальнейшем развитии происходит сокращение конкурентного пространства. Конкуренция ведется между глобальными альянсовыми сетями, состоящими из нескольких автомобильных ТНК и основных стратегических поставщиков комплектующих.

     Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются современной и динамично развивающейся отраслью экономики ЕС. В 1997-2002 гг. доля стратегических альянсов в секторе ИКТ составляла примерно 15-17 % от общего числа всех создаваемых стратегических альянсов ЕС. В 2003-06 гг. доля стратегических альянсов сектора ИКТ сократилась до 7-8 %. В секторе услуг доля ИКТ в 1997-2002 гг. составляла 24-25 %, в 2003-06 гг. – 10 %. В 1997-2002 г. в ЕС было сформировано 2,4 тыс. стратегических альянсов, в которые было вовлечено 5,3 тыс. фирм. В 2003-06 гг. было создано около 900 альянсов с участием 1,8 тыс. фирм. Более 90 % образованных в 1997-2006 гг. стратегических альянсов в ИКТ ЕС являлись международными. В 1997-2006 гг. от 10 до 26 % альянсов создавалось в форме совместных предприятий [19].

     В секторе ИКТ, характеризующемся  динамичной и гиперконкурентной  средой, альянсы европейских ТНК  создаются в основном с целью  адаптации к внешней среде. Благодаря  развитию значительных альянсовых сетей, крупнейшие ТНК имеют возможность выстраивать гибкие стратегии среднесрочного и долгосрочного развития, а также оперативно реагировать на резко меняющиеся условия внешней среды.

     Основными областями для формирования стратегических альянсов в ИКТ ЕС являются: программное  обеспечение и системы обработки информации, телефонные коммуникации, коммуникационное оборудование, электронные компоненты и принадлежности, компьютерное и офисное оборудование [18].

     В ходе проведенного исследования установлено, что альянсам с участием европейских  ТНК в секторе ИКТ в большей мере присуща проблема «размывания» границ отдельной компании, вследствие активного развития альянсовых сетей, а также непрерывного и динамичного инновационного процесса. «Размытые» границы компаний в перспективе приводят к сложностям в прогнозировании результативности деятельности альянса. Также при развитии альянсовой сети у ТНК в секторе ИКТ возникают проблемы с необходимостью учета возникающих страновых рисков. При участии в значительном числе альянсовых сетей у ТНК сектора ИКТ неизбежно возникнут проблемы оценки наиболее эффективных направлений развития, а также выбора наилучших технологических решений и приложений.

     Анализ  практики создания стратегических альянсов между крупными европейскими фармацевтическими и биотехнологическими компаниями привел к выводу, что основной задачей стратегических альянсов является оптимизация издержек по совместным НИОКР и минимизация связанных с ними временных, технологических и финансовых рисков. Доказано, что для обеспечения устойчивых рыночных позиций и увеличения конкурентоспособности европейских фармацевтических и биотехнологических ТНК в среднесрочной перспективе особое значение приобретает  развитие альянсовых сетей [19].

     В первом десятилетии XXI в. наблюдается стирание границ между фармацевтической и биотехнологической отраслями. В рассматриваемый период отмечен резкий рост числа стратегических альянсов в отрасли при увеличении средней стоимости сделки по формированию альянса (с 3 до 20 млн. долл. США к 2007 г.).

     При формировании альянсов в рассматриваемых отраслях для крупнейших фармацевтических ТНК ЕС наиболее существенной проблемой является поиск оптимального соотношения между развитием за счет стратегических альянсов или слияний и поглощений (таблица 6) [19]. 
 
 
 

Таблица 6 - Зарегистрированные стратегические альянсы и сделки по слияниям и поглощениям в фармацевтической и биотехнологической отрасли ЕС в 1995-2008 гг.,(шт.)

  
Год СА  мир СА  ЕС-27 ТСА в фармацевтике/

биотехнологиях  ЕС

Слияния и поглощения
1995 903 - 98 -
1996 1095 - 101 -
1997 1087 237 76 39
1998 1378 207 81 19
1999 1431 336 83 46
2000 1953 485 91 54
2001 2019 607 171 55
2002 1664 505 176 30
2003 1622 200 178 39
2004 2090 280 197 42
2005 2218 328 217 66
2006 2346 337 280 64
2007 2474 369 254 61
2008 2603 372 269 64

  Источник: Rasmussen B. Alliance Opportunities for Aus Biotech. – URL: http://www.cfses.com/documents/pharma/23-Alliance_Opportunities_for_%20Aus_Biotech_Rasmussen.pdf, Ernst & Young, Beyond Borders, The Global Biotechnology Report 2007. – P. 58-60, Brower A. Biotech-Pharma Partnerships Reach All-Time High/ Brower A.// Biotechnology Healthcare. – 2005. - № 8. – p. 20 (p. 18-20), OECD Biotechnology Statistics 2009. – Paris: OECD. – 2009, P. 94-95. [19]

     Стратегические  альянсы между фармацевтическими  и биотехнологическими компаниями нацелены на минимизацию издержек по НИОКР и выявление наиболее перспективных  препаратов и продуктов, имеющих  в дальнейшем потенциал развития при проведении клинических испытаний. Особое предпочтение отдается препаратам, уже находящимся на второй и третьей фазе клинических испытаний или показавшим значительный потенциал в ходе исследований на этапе предклинических испытаний. В указанных отраслях стратегические альянсы являются механизмами среднесрочного развития, в то время как слияния и поглощения компаний, обладающих абсолютно новыми технологическими платформами для производства препаратов нового поколения, - это основной фактор развития в долгосрочной перспективе [19]. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В современном корпоративном управлении ключевым элементом победы в конкурентной борьбе являются слияния и стратегические альянсы. Мировая практика свидетельствует, что руководство компаний уделяет  особое внимание интеграционному процессу и поиску эффективных организационных форм объединения: для одних это путь завоевания рынка, для других доступ к финансовым ресурсам. Стремление найти баланс между преимуществами централизации и децентрализации управления и ответственности при объединении компаний приводит к выбору нужной организационной формы интеграции, которая занимает как бы промежуточное место между полностью централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством в чисто рыночной среде. Именно в такой роли выступают стратегические   альянсы, которые сейчас все больше превращаются в орудие конкурентной борьбы. Заключение  альянсов  представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии. Количество  альянсов  постоянно возрастает [7].

     Особое  значение в современной мировой экономике приобретают научно-технические стратегические альянсы, в том числе с участием ТНК ЕС. На долю научно-технических альянсов высокотехнологичных отраслей (ИКТ, фармацевтическая, биотехнологическая, производство новых материалов, оборонная и авиакосмическая) приходилось 80% всех создаваемых научно-технических альянсов и 20% - на среднетехнологичные отрасли (производство инструментов и медицинского оборудования, бытовой электроники, автомобилестроение, химическую) [14].

Информация о работе Международные стратегические альянсы