Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:40, реферат
Стратегические альянсы с участием западноевропейских ТНК играют важную роль в международных экономических отношениях. Транснациональными корпорациями государств ЕС, по данным ОЭСР и ЮНКТАД, формируется в среднем 35-40 % всех стратегических альянсов в мире. Стратегические альянсы ТНК ЕС оказывают существенное влияние на развитие мировой автомобильной, фармацевтической и биотехнологической отрасли, а также играют значительную роль в мировом секторе ИКТ.
Широкое распространение стратегических альянсов в мировой экономике, обусловленное фундаментальными изменениями в международной деятельности ТНК, и превращение их в одну из форм международного движения капитала в форме прямых зарубежных инвестиций обусловило актуальность данной работы [6].
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие международного стратегического альянса 5
1.1 Сущность и особенности 5
1.2 Виды и важность 7
1.3 Основные задачи и цели участников стратегических альянсов 11
2 Формирование международных стратегических альянсов 12
3 Стратегические альянсы в России и мире 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование глобальных рынков и обострение конкуренции побудили компании к разработке новых стратегий и поиску более эффективных путей повышения конкурентоспособности.
В
середине 80-х гг. - начале 90-х гг. ХХ
в. стратегические альянсы стали
рассматриваться как
Стратегические альянсы представляют собой гибкие механизмы сотрудничества между фирмами, позволяющие более эффективно использовать сильные стороны участников, решать стратегические задачи, укрепляя конкурентные преимущества каждой из сторон за счет совместного управления ресурсами. С помощью альянсов крупные и средние фирмы быстро адаптируются к изменениям в технологиях, осуществляют технологические прорывы на стыках отраслей, преодолевают границы стран и экономических союзов, осваивают зарубежные рынки сбыта, разделяя с партнерами риски и выгоды [9].
По данным ОЭСР, с 1990 по 1999 гг. в мире было создано от 69 до 80 тыс. стратегических альянсов, а в 2000-2006 гг. около 70 тыс. альянсов, при этом от 55 до 61 % из числа сформированных альянсов являлись международными. В начале XXI в. наблюдается значительное увеличение числа стратегических альянсов в фармацевтической и биотехнологической отраслях при одновременном замедлении темпов роста количества альянсов в секторе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При этом стратегические альянсы являются существенным элементом развития производственной кооперации и научно-технического сотрудничества в автомобилестроении, аэрокосмической отрасли, ВПК, производстве новых материалов и химической промышленности.
Стратегические альянсы с участием западноевропейских ТНК играют важную роль в международных экономических отношениях. Транснациональными корпорациями государств ЕС, по данным ОЭСР и ЮНКТАД, формируется в среднем 35-40 % всех стратегических альянсов в мире. Стратегические альянсы ТНК ЕС оказывают существенное влияние на развитие мировой автомобильной, фармацевтической и биотехнологической отрасли, а также играют значительную роль в мировом секторе ИКТ.
Широкое распространение стратегических альянсов в мировой экономике, обусловленное фундаментальными изменениями в международной деятельности ТНК, и превращение их в одну из форм международного движения капитала в форме прямых зарубежных инвестиций обусловило актуальность данной работы [6].
Поэтому
представляется важным попытаться оценить
мировую практику организации и функционирования
международных стратегических альянсов,
рассмотреть особенности и механизмы
их организации.
Международный стратегический альянс — долгосрочное соглашение между двумя или большим числом самостоятельных компаний из разных государств по сотрудничеству в области сбыта продукции, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, производства продукции, технологического развития [1].
В широком смысле к международным стратегическим альянсам (МСА) относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР), развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах с созданием новой организации (например, совместные предприятия) и без образования новой организации (обмен акциями, приобретение доли участия).
В стратегических альянсах существует ряд особенностей:
- это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем;
- этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;
- в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видеозаписи, или Honda и Rover в мобильной связи);
- в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;
- стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;
- альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;
- компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;
- стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;
- альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;
- альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга;
-
это пока наименее ограничиваемые в законодательном
порядке способы проникновения на рынок
[3].
В стратегических альянсах можно выделить четыре разновидности:
1) альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях
2) стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий)
3) консорциумы для реализации инвестиционных проектов
4) альянсы со слабой кооперацией.
Более
подробная классификация
Рисунок
1 – Классификация стратегических альянсов
Наибольшее
распространение получили альянсы,
создаваемые в целях
Рост
числа и многообразие форм стратегических
альянсов является закономерной чертой
современных международных
Таблица 1 - Примерное число зарегистрированных стратегических альянсов (шт.)
Год | Мир | ЕС | США | Азия |
1990 | 3300 | 825 - 891 | 1122 | 1254 |
1995 | 9120 | 2280-2462 | 3101 | 3466 |
2000 | 10100 | 2525-2727 | 3434 | 3838 |
2005 | 11842 | 2961-3197 | 4026 | 4500 |
2006 | 12353 | 3088-3335 | 4200 | 4694 |
Источник:
составлено по данным: Thompson Financial, OECD database.
[19]
Широкое
распространение стратегических альянсов
в мировой экономике, а также
значительный интерес к указанной
форме кооперационного
Стратегические
альянсы как один из способов инвестиционного
проникновения на внешние рынки в форме
прямых зарубежных инвестиций наиболее
часто применяют ТНК средне- и высокотехнологичных
отраслей, таких как информационные и
коммуникационные технологии, фармацевтика,
автомобилестроение. Причем количество
соглашений постоянно растет. Стратегические
альянсы в отмеченных отраслях характеризуются
сложностью кооперационных взаимосвязей
и не ограничиваются рамками лишь одного
вида сотрудничества. Наиболее значительно
на приток прямых зарубежных инвестиций
влияют технологические стратегические
альянсы, созданные в форме совместных
предприятий (таблица 2) [19].
Таблица 2 - Соотношение
притока прямых зарубежных инвестиций
в участие в уставном капитале и количества
стратегических альянсов
Год | Приток прямых зарубежных инвестиций в мире (млрд. долл. США) | Инвестиции в участие в уставном капитале (млрд. долл. США) | Кол-во технологических стратегических альянсов (мир), (шт.) |
2000 | 1270,8 | 717,2 | 483 |
2001 | 735 | 404,3 | 607 |
2002 | 651 | 418,5 | 527 |
2003 | 560 | 372,8 | 695 |
2004 | 710,07 | 443,7 | 671 |
2005 | 916 | 499,2 | 685 |
2006 | 1306 | 715,7 | 726 |
2007 | 1979 | 1080 | 739 |
2008 | 1697 | 1028 | - |
Источник:составлено по: World Investment Report 2009. - New York and Geneva: United Nations. – 2009. – Р. 5, 6; World Investment Report 2003. - New York and Geneva: United Nations. – 2003. – Р. 3-5, World Investment Report 2006. - New York and Geneva: United Nations. – 2006. – Р. 5, World Investment Report 2007. - New York and Geneva: United Nations. – 2007. – Р. 3-6 [19]
Значительную
роль в развитии производственной кооперации
и научно-технического сотрудничества
играют технологические стратегические
альянсы (таблица 3). Их число увеличилось
в 1990-2007 гг. с 394 до 739 соответственно [19].
Таблица 3 - Технологические альянсы в промышленности ЕС (шт.)
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Всего в мире | 674 | 615 | 559 | 545 | 504 | 483 | 607 | 527 | 695 | 671 | 685 | 762 | 739 |
с
участием компаний из ЕС,
в том числе: |
306 | 250 | 236 | 252 | 197 | 232 | 284 | 277 | 287 | 320 | 336 | 396 | 366 |
ИКТ | 89 | 70 | 83 | 87 | 59 | 79 | 68 | 62 | 76 | 70 | 70 | 69 | 69 |
фармацевтика
/
биотехнологии |
98 | 101 | 76 | 81 | 83 | 91 | 171 | 177 | 178 | 197 | 217 | 280 | 254 |
новые материалы | 23 | 13 | 14 | 22 | 8 | 7 | 12 | 9 | 6 | 7 | 6 | 5 | 3 |
космос/оборона | 31 | 23 | 28 | 23 | 5 | 5 | 17 | 13 | 11 | 9 | 7 | 6 | 4 |
химическая промышленность | 43 | 23 | 29 | 47 | 22 | 30 | 10 | 4 | 8 | 15 | 13 | 12 | 11 |
автомобильная промышленность | 13 | 18 | 19 | 17 | 28 | 28 | 12 | 12 | 18 | 22 | 23 | 24 | 25 |