Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:40, реферат
Стратегические альянсы с участием западноевропейских ТНК играют важную роль в международных экономических отношениях. Транснациональными корпорациями государств ЕС, по данным ОЭСР и ЮНКТАД, формируется в среднем 35-40 % всех стратегических альянсов в мире. Стратегические альянсы ТНК ЕС оказывают существенное влияние на развитие мировой автомобильной, фармацевтической и биотехнологической отрасли, а также играют значительную роль в мировом секторе ИКТ.
Широкое распространение стратегических альянсов в мировой экономике, обусловленное фундаментальными изменениями в международной деятельности ТНК, и превращение их в одну из форм международного движения капитала в форме прямых зарубежных инвестиций обусловило актуальность данной работы [6].
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие международного стратегического альянса 5
1.1 Сущность и особенности 5
1.2 Виды и важность 7
1.3 Основные задачи и цели участников стратегических альянсов 11
2 Формирование международных стратегических альянсов 12
3 Стратегические альянсы в России и мире 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Источник:
National Science Board// Science & Engineering Indicators.- 2008.
- Appendix table 4-37. – Режим доступа: URL: http://www.nsf.gov/statistics/
Основными
факторами роста числа
Сегодня стратегические альянсы создаются не только для разделения затрат по освоению новых видов продукции или услуг, но и для других целей, например, хэджирования (страхования) на случай более успешного продвижения конкурирующих технологических стандартов, получения доступа к дефицитным ресурсам или новым рынкам. К этой форме стратегического менеджмента прибегают как мелкие и средние, так и самые крупные промышленные компании. Например, Xerox и Corning Glass известны своей приверженностью к созданию совместных предприятий для выхода на новые рынки и получения доступа к новым технологиям. Для этих же целей применяются технологии слияния и поглощения (пример - приобретение компанией Daimler-Benz компании Chrysler) [13].
И соответственно главной целью создания международных стратегических альянсов является коммерческий успех и экономический рост предприятия (рисунок 2) [11].
Рисунок 2 – Схема осуществления цели создания международных стратегических альянсов
Стратегия прямых инвестиций в сферу НИОКР зарубежных стран расширяет возможности ТНК по мобилизации человеческого капитала – привлечению к работе лучших специалистов из других государств и регионов. Она обеспечивает доступ к новейшим научно-техническим разработкам всего мира, однако имеет один весьма существенный недостаток. Это – необходимость последовательного увеличения или, по меньшей мере, поддержания достигнутого уровня затрат на НИОКР, невзирая на периодически изменяющуюся конъюнктуру рынка и экономические кризисы.
Бремя расходов на НИОКР становится все более тяжелой ношей даже для крупнейших транснациональных корпораций. Тем более что подобные исследования не всегда приводят к ожидаемым коммерческим результатам ввиду высокой степени сопутствующих рисков и, нередко, из-за непредсказуемости конечных результатов. Однако промышленные компании ясно сознают, что отказ от проведения НИОКР был бы чреват в современных условиях, куда большими потерями [4].
Поэтому возникла потребность в возможно более полном разделении затрат на получение нового научного знания и освоение новых передовых технологий. Учитывая фактор конкуренции, сделать это проще всего в пределах неформально складывающихся олигополистических группировок, имеющих общие экономические интересы.
В теоретическом плане подход стимулировал развитие концепции национальных и международных стратегических альянсов, которые понимаются как такая форма организации научно-технической кооперации между промышленными компаниями разных стран, при которой все участвующие партнеры отвечают следующим основным требованиям:
1)
вносят свой вклад в получение
новых научных и
2)
разделяют между собой все
выгоды от подобного
3)
сохраняют при этом свою
В современной высоко конкурентной внешней среде альянсовые сети постепенно становятся одним из значительных факторов конкурентных преимуществ, а также завоевания и удержания ведущими ТНК лидирующих позиций на мировом рынке. При создании обычного стратегического альянса фирмы-партнеры получают экономию на масштабах производства. При создании сети альянсов достигается эффект масштаба деятельности, благодаря которому многопрофильные ТНК способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды с меньшими издержками за счет использования дополняющих друг друга систем знаний и компетенций. Согласно данным, полученным в ходе исследования, каждая из ведущих мировых ТНК из списка Fortune Global 500 участвует в среднем в 3-5 альянсовых сетях. Наиболее значительные сети альянсов созданы в секторе ИКТ, а также в фармацевтической и биотехнологической отрасли [12].
В основе проблемы различия деловых культур в управлении стратегическим альянсом лежат разные управленческие стили менеджеров компаний ЕС, США и Японии. Наиболее важными показателями являются склонность к риску, настойчивость в достижении поставленной перед альянсом цели и ориентация на будущее развитие.
Управление в рамках стратегического альянса и альянсовой сети ставит перед менеджерами сложные комплексные задачи и проблемы. Нередко возникают трудности в принятии управленческих решений из-за несовпадений интересов партнеров или различных взглядов менеджеров на отдельные вопросы. Кроме того, традиционные иерархические структуры управления дополняются многочисленными горизонтальными связями. На современном этапе происходит переход к новой модели внутрифирменного управления, основанной на интеграционных процессах в компаниях, их объединении с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы [5].
В условиях кризиса, когда компании нацелены преимущественно на решение краткосрочных задач по обеспечению текущей деятельности, сворачиванию или спасению бизнеса, стратегические альянсы как массовый инструмент стратегического развития фирм временно теряют свою актуальность. В условиях неопределенной деловой среды для многих компаний изменяются привычные ориентиры и оценочные показатели. Это приводит к приостановке деятельности в рамках альянса или отказу от его дальнейшей реализации.
Кризис
может подтолкнуть и ускорить
формирование альянсов в тех отраслях,
где откроются новые
Эра стратегических альянсов в зарубежных странах относится к 80-м годам прошлого столетия. Она не могла не затронуть российскую экономику. Анализируя международные стратегические альянсы, российские и зарубежные исследователи обратили внимание на феномен конца 80-х – начало 90-х годов XX века – рост числа международных стратегических альянсов с участием российских компаний. За этот период примерно 10% всех международных стратегических альянсов, созданных американскими компаниями, приходилось на союзы с участием российских партнеров. Вступая в альянс с зарубежными компаниями, российские предприятия стремились получить доступ к знаниям и технологиям, новым рынкам, а также повысить свою конкурентоспособность. Уже с начала 90-х годов прошлого века альянсы становятся важным фактором развития и модернизации, ключевых для экономики России отраслей, таких как авиа- и автомобилестроение, телекоммуникации, пищевая и химическая промышленность [16].
Первые стратегические альянсы появились в нашей стране в виде совместных предприятий. В начале 1990-х годов XX века их количество росло с каждым годом. За один только 1991 г. было создано свыше 2 тыс. совместных предприятий с компаниями из более чем 60 стран. Следует отметить, что Россия по этому показателю в те годы заметно уступала другим странам Восточной Европы, где темпы строительства бизнеса с иностранным участием были еще выше. Однако альянсы в форме совместных предприятий были во многом неравноправны для наших предприятий, поскольку создавались прежде всего для менее затратного и рискованного вхождения на российский рынок зарубежных компаний. Для последних альянсы с отечественными предприятиями часто представляли временную, экспериментальную площадку. Как только основные бизнес-процессы были отлажены, созданы соответствующие инфраструктуры, потребность в российском партнере отпала. Предприятие или поглощалось западным, более мощным участником, или отношения с ним прерывались [12].
Анализ
практики создания стратегических альянсов
с участием европейских и российских
ТНК свидетельствует о
В целом в силу специфики развития российской экономики у значительной части европейских ТНК нет существенного интереса к формированию стратегических альянсов с российскими компаниями. Наиболее перспективными отраслями для создания альянсов между российскими и западноевропейским компаниями являются: ТЭК, отрасли машиностроения с крупномасштабной промышленной сборкой (атомное, электротехническое, транспортное машиностроение, автомобилестроение), авиаперевозки и телекоммуникации. Перспективной областью формирования альянсов в ближайшие 5-10 лет могут стать отрасли по производству оборудования для ИКТ.
Потенциал
созданных альянсов с участием российских
компаний в топливно-энергетическом
комплексе в настоящее время
довольно значителен (таблица 4). В интересах
строительства газопроводов Северный
и Южный поток, а также развития сырьевой
базы для газопровода Северный поток созданы
и активно развиваются международные
консорциумы с участием крупнейших российских
и европейских нефтегазовых и энергетических
ТНК. На российском рынке действует ряд
соглашений о разделе продукции (СРП) [19].
Таблица 4 - Характеристика основных энергетических консорциумов в ЕС и некоторых соглашениях о разделе продукции
Название консорциума/СРП | Предполагаемый объем вложений | Предполагаемая проектная мощность |
«Северный
поток»
2 СП, в том числе: |
22,4 млрд. долл. США | 55 млрд. куб.
м газа в год
7,5 млн. т СПГ в год |
Shtokman Development AG | около 15 млрд. долл. США | 7,5 млн. т СПГ в год |
Nord Stream AG | 7,4 млрд. евро | 55 млрд. куб. м газа в год |
«Южный поток» | 10- 20 млрд. долл. США | 63 млрд. куб. м газа в год |
Nabucco | 7,9 млрд. евро | 26-30 млрд. куб. м газа в год |
ОАО Газпром – Royal Dutch/Shell | 1 млрд. долл. США | - |
ОАО Газпром и Wintershall AG | 700 млн. долл. США | Ок. 43 млрд. куб. м газа и 40 млн. т конденсата |
СРП Сахалин-2 | 9 млрд. долл. США | 8 млн. тонн нефти и 9,6 млн. тонн СПГ |
СРП «Харьяга» | 6-8 млрд. за 20 лет СРП | Ок. 350 млн. т нефти (в совокупности за 20 лет СРП) |
Источник:
Кащеев А. О планах освоения Штокмановского
месторождения газа в России// БИКИ.
-2008. - № 6 (9252).- 19 января, по материалам Годового
отчета ОАО «Газпром» за 2008 год. –URL: http://old.gazprom.ru/