Международные стратегические альянсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:40, реферат

Описание работы

Стратегические альянсы с участием западноевропейских ТНК играют важную роль в международных экономических отношениях. Транснациональными корпорациями государств ЕС, по данным ОЭСР и ЮНКТАД, формируется в среднем 35-40 % всех стратегических альянсов в мире. Стратегические альянсы ТНК ЕС оказывают существенное влияние на развитие мировой автомобильной, фармацевтической и биотехнологической отрасли, а также играют значительную роль в мировом секторе ИКТ.

Широкое распространение стратегических альянсов в мировой экономике, обусловленное фундаментальными изменениями в международной деятельности ТНК, и превращение их в одну из форм международного движения капитала в форме прямых зарубежных инвестиций обусловило актуальность данной работы [6].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие международного стратегического альянса 5
1.1 Сущность и особенности 5
1.2 Виды и важность 7
1.3 Основные задачи и цели участников стратегических альянсов 11
2 Формирование международных стратегических альянсов 12
3 Стратегические альянсы в России и мире 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа содержит 1 файл

реферат Лихачева 2010.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Источник: National Science Board// Science & Engineering Indicators.- 2008. - Appendix table 4-37. – Режим доступа: URL: http://www.nsf.gov/statistics/seind08/. [19]

     Основными факторами роста числа технологических  стратегических альянсов и альянсов в НИОКР являются: чрезвычайно  высокие издержки и неопределенность в результатах НИОКР, необходимость  быстрой передачи передовых технологий при сближении компаний, обладающих взаимодополняющими технологиями, стратегические исследования новых рынков или отдельных рыночных ниш, общее сокращение инновационного периода в современных условиях [19]. 
 
 

     1.3 Основные задачи и цели участников стратегических альянсов

 

     Сегодня стратегические альянсы создаются не только для разделения затрат по освоению новых видов продукции или услуг, но и для других целей, например, хэджирования (страхования) на случай более успешного продвижения конкурирующих технологических стандартов, получения доступа к дефицитным ресурсам или новым рынкам. К этой форме стратегического менеджмента прибегают как мелкие и средние, так и самые крупные промышленные компании. Например, Xerox и Corning Glass известны своей приверженностью к созданию совместных предприятий для выхода на новые рынки и получения доступа к новым технологиям. Для этих же целей применяются технологии слияния и поглощения (пример - приобретение компанией Daimler-Benz компании Chrysler) [13].

     И соответственно главной целью создания международных стратегических альянсов является коммерческий успех и экономический  рост предприятия (рисунок 2) [11].

     

     Рисунок 2 – Схема осуществления цели создания международных стратегических альянсов

     2 Формирование международных стратегических альянсов

 

     Стратегия прямых инвестиций в сферу НИОКР  зарубежных стран расширяет возможности  ТНК по мобилизации человеческого капитала – привлечению к работе лучших специалистов из других государств и регионов. Она обеспечивает доступ к новейшим научно-техническим разработкам всего мира, однако имеет один весьма существенный недостаток. Это – необходимость последовательного увеличения или, по меньшей мере, поддержания достигнутого уровня затрат на НИОКР, невзирая на периодически изменяющуюся конъюнктуру рынка и экономические кризисы.

     Бремя расходов на НИОКР становится все  более тяжелой ношей даже для  крупнейших транснациональных корпораций. Тем более что подобные исследования не всегда приводят к ожидаемым коммерческим результатам ввиду высокой степени сопутствующих рисков и, нередко, из-за непредсказуемости конечных результатов. Однако промышленные компании ясно сознают, что отказ от проведения НИОКР был бы чреват в современных условиях, куда большими потерями [4].

     Поэтому возникла потребность в возможно более полном разделении затрат на получение нового научного знания и  освоение новых передовых технологий. Учитывая фактор конкуренции, сделать  это проще всего в пределах неформально складывающихся олигополистических группировок, имеющих общие экономические интересы.

     В теоретическом плане подход стимулировал развитие концепции национальных и международных стратегических альянсов, которые понимаются как такая форма организации научно-технической кооперации между промышленными компаниями разных стран, при которой все участвующие партнеры отвечают следующим основным требованиям:

     1) вносят свой вклад в получение  новых научных и технологических  знаний в рамках выбранной  для сотрудничества области или осуществляют обмен уже имеющимися у них технологиями;

     2) разделяют между собой все  выгоды от подобного сотрудничества  и пользуются правом контроля  за его осуществлением;

     3) сохраняют при этом свою полную  самостоятельность и независимость,  получая от партнеров по стратегическим технологическим альянсам только то, в чем испытывают актуальную потребность [8]. 

     В современной высоко конкурентной внешней  среде альянсовые сети постепенно становятся одним из значительных факторов конкурентных преимуществ, а также завоевания и удержания ведущими ТНК лидирующих позиций на мировом рынке. При создании обычного стратегического альянса фирмы-партнеры получают экономию на масштабах производства. При создании сети альянсов достигается эффект масштаба деятельности, благодаря которому многопрофильные ТНК способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды с меньшими издержками за счет использования дополняющих друг друга систем знаний и компетенций. Согласно данным, полученным в ходе исследования, каждая из ведущих мировых ТНК из списка Fortune Global 500 участвует в среднем в 3-5 альянсовых сетях. Наиболее значительные сети альянсов созданы в секторе ИКТ, а также в фармацевтической и биотехнологической отрасли [12].

     В основе проблемы различия деловых культур в управлении стратегическим альянсом лежат разные управленческие стили менеджеров компаний ЕС, США и Японии. Наиболее важными показателями являются склонность к риску, настойчивость в достижении поставленной перед альянсом цели и ориентация на будущее развитие.

     Управление  в рамках стратегического альянса  и альянсовой сети ставит перед менеджерами  сложные комплексные задачи и  проблемы. Нередко возникают трудности  в принятии управленческих решений  из-за несовпадений интересов партнеров  или различных взглядов менеджеров на отдельные вопросы. Кроме того, традиционные иерархические структуры управления дополняются многочисленными горизонтальными связями. На современном этапе происходит переход к новой модели внутрифирменного управления, основанной на интеграционных процессах в компаниях, их объединении с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы [5].

     В условиях кризиса, когда компании нацелены преимущественно на решение краткосрочных  задач по обеспечению текущей  деятельности, сворачиванию или спасению бизнеса, стратегические альянсы как массовый инструмент стратегического развития фирм временно теряют свою актуальность. В условиях неопределенной деловой среды для многих компаний изменяются привычные ориентиры и оценочные показатели. Это приводит к приостановке деятельности в рамках альянса или отказу от его дальнейшей реализации.

     Кризис  может подтолкнуть и ускорить формирование альянсов в тех отраслях, где откроются новые возможности. Формирование альянсов будет еще  более продуктивным при прямой или косвенной государственной поддержке [15]. 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Стратегические альянсы в России и мире

 

     Эра стратегических альянсов в зарубежных странах относится к 80-м годам прошлого столетия. Она не могла не затронуть российскую экономику. Анализируя международные стратегические альянсы, российские и зарубежные исследователи обратили внимание на феномен конца 80-х – начало 90-х годов XX века – рост числа международных стратегических альянсов с участием российских компаний. За этот период примерно 10% всех международных стратегических альянсов, созданных американскими компаниями, приходилось на союзы с участием российских партнеров. Вступая в альянс с зарубежными компаниями, российские предприятия стремились получить доступ к знаниям и технологиям, новым рынкам, а также повысить свою конкурентоспособность. Уже с начала 90-х годов прошлого века альянсы становятся важным фактором развития и модернизации, ключевых для экономики России отраслей, таких как авиа- и автомобилестроение, телекоммуникации, пищевая и химическая промышленность [16].

     Первые  стратегические альянсы появились  в нашей стране в виде совместных предприятий. В начале 1990-х годов XX века их количество росло с каждым годом. За один только 1991 г. было создано  свыше 2 тыс. совместных предприятий с компаниями из более чем 60 стран. Следует отметить, что Россия по этому показателю в те годы заметно уступала другим странам Восточной Европы, где темпы строительства бизнеса с иностранным участием были еще выше. Однако альянсы в форме совместных предприятий были во многом неравноправны для наших предприятий, поскольку создавались прежде всего для менее затратного и рискованного вхождения на российский рынок зарубежных компаний. Для последних альянсы с отечественными предприятиями часто представляли временную, экспериментальную площадку. Как только основные бизнес-процессы были отлажены, созданы соответствующие инфраструктуры, потребность в российском партнере отпала. Предприятие или поглощалось западным, более мощным участником, или отношения с ним прерывались [12].

     Анализ  практики создания стратегических альянсов с участием европейских и российских ТНК свидетельствует о неоднозначности результатов развития этой формы сотрудничества на современном этапе. Российские компании слабо вовлечены в процессы образования международных стратегических альянсов, и темпы развития стратегических альянсов в России значительно ниже, чем в ЕС. В 2000-06 гг. в РФ было сформировано не более 250 стратегических альянсов, 70 % из которых были международными, за тот же период число созданных альянсов в ЕС приблизилось к 15 тыс. Подавляющая масса альянсов была создана в нефтегазовом и машиностроительном комплексе. Новой тенденцией в формировании стратегических альянсов, наметившейся в 2005-09 гг., стало целенаправленное создание альянсов и их сетей в телекоммуникационной отрасли в качестве механизма стратегического развития компаний [19].

     В целом в силу специфики развития российской экономики у значительной части европейских ТНК нет существенного интереса к формированию стратегических альянсов с российскими компаниями. Наиболее  перспективными отраслями для создания альянсов между российскими и западноевропейским компаниями являются: ТЭК, отрасли машиностроения с крупномасштабной промышленной сборкой (атомное, электротехническое, транспортное машиностроение, автомобилестроение), авиаперевозки и телекоммуникации. Перспективной областью формирования альянсов в ближайшие 5-10 лет могут стать отрасли по производству оборудования для ИКТ.

     Потенциал созданных альянсов с участием российских компаний в топливно-энергетическом комплексе в настоящее время  довольно значителен (таблица 4). В интересах строительства газопроводов Северный и Южный поток, а также развития сырьевой базы для газопровода Северный поток созданы и активно развиваются международные консорциумы с участием крупнейших российских и европейских нефтегазовых и энергетических ТНК. На российском рынке действует ряд соглашений о разделе продукции (СРП) [19].  

Таблица 4 - Характеристика основных энергетических консорциумов в ЕС и некоторых соглашениях о разделе продукции

Название  консорциума/СРП Предполагаемый  объем вложений Предполагаемая  проектная мощность
«Северный поток»

2 СП, в  том числе:

22,4 млрд. долл. США 55 млрд. куб.  м газа в год

7,5 млн.  т СПГ в год

    Shtokman Development AG около 15 млрд. долл. США 7,5 млн. т СПГ  в год
    Nord Stream AG 7,4 млрд. евро 55 млрд. куб.  м газа в год
«Южный  поток» 10- 20 млрд. долл. США 63 млрд. куб.  м газа в год 
Nabucco 7,9 млрд. евро 26-30 млрд. куб.  м газа в год
ОАО Газпром – Royal Dutch/Shell 1 млрд. долл. США -
ОАО Газпром и Wintershall AG 700 млн. долл. США Ок. 43 млрд. куб. м газа и 40 млн. т конденсата
СРП Сахалин-2 9 млрд. долл. США 8 млн. тонн нефти и 9,6 млн. тонн СПГ
СРП «Харьяга» 6-8 млрд. за 20 лет  СРП Ок. 350 млн. т  нефти (в совокупности за 20 лет СРП)

  Источник: Кащеев А. О планах освоения Штокмановского месторождения газа в России// БИКИ. -2008. - № 6 (9252).- 19 января, по материалам Годового отчета ОАО «Газпром» за 2008 год. –URL: http://old.gazprom.ru/documents/AR_2008.pdf; данным официального сайта South Stream AG–URL: http://south-stream.info/index.php?id=4; официального сайта ОАО Газпром–URL: http://old.gazprom.ru/articles/article27120.shtml; данные официальных отчетов совместной управляющей компании Nabucco Gas Pipeline International GmbH. - URL: http://www.nabucco-pipeline.com/company/company-structure/index.html, Карпухина Е. А. Международные стратегические альянсы. Опыт исследования. - М.: Издательство «Дело и Сервис». – 2004. - С. 150; Годовой отчет компании Sakhalin Energy за 2008 г.-с. 4, 15, 32. [19]

Информация о работе Международные стратегические альянсы