Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:11, курсовая работа
В связи с этим тема данной курсовой работы является важной и актуальной для рассмотрения, особенно в современных условиях глобализации экономики. Целью курсовой работы является исследование и изучение системы международных финансов. Объект нашего исследования - международные финансы. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть содержание и сущность международных финансов;
- изучить структуру международных финансовых рынков;
-рассмотреть деятельность международных финансово-кредитных организаций;
Введение 3
1.Содержание и принципы организации международных финансов. 4
1.1 Понятие и сущность международных финансов 4
1.2 Принципы организации международных финансов 6
2.Международные финансовые рынки 9
2.1 Понятие и функции международных финансовых рынков 9
2.2 Структура и функционирование международных финансовых рынков 10
3.Международные финансово-кредитные организации 18
3.1Международный валютный фонд: структура, функции, источники формирования 18
3.2 Миссия МВФ по проведению оценки финансовой стабильности в рамках программы по оценке финансового сектора на примере России 29
3.3 Структура и деятельность Мирового Банка 33
4.Современное состояние международных финансов 37
Заключение 40
Список использованной литературы 43
По мнению МВФ, должно быть обеспечено введение и обеспечение надежного надзора, который осуществляется одинаково в отношении всех кредитных учреждений. При этом надзор за крупными банками должен быть более строгим, поскольку они создают наибольшую угрозу при нестабильной ситуации. Кроме того, ЦБ должен способствовать консолидации в банковском секторе, в частности, не создавать препятствия для консолидации малых и средних банков, которые могли бы создать противовес существующим банкам, считает Д.Демекас.
Он также высоко оценил действия правительства, Банка России и Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в борьбе с кризисом. "Им удалось ограничить влияние мирового финансового кризиса на российский финансовый сектор. Несмотря на значительное снижение ВВП, финансовая стабильность была сохранена", - отметил представитель МВФ. По его словам, этого удалось добиться благодаря широкому кругу мер, к которому прибегли российские власти, включая денежно-кредитные и налоговые меры, оперативному наделению ЦБ РФ и АСВ чрезвычайными полномочиями, а также благодаря тесному сотрудничеству ЦБ и АСВ. "Банковская система начала восстанавливаться, возросла доходность и возобновляется кредитование экономики", - отметил Д.Демекас.
Таковы основные выводы, к которым пришла по итогам работы в Москве миссия Международного валютного фонда, занимавшаяся оценкой финансовой стабильности в России.
Как отмечалось выше, возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные и региональные финансово-кредитные институты: Международный банк реконструкции и развития (Мировой Банк), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканские банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международной финансовой корпорации (МФК) и Международной ассоциацией развития (МАР). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран- членов банков. Активные операции банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам. В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в периоды кратковременных макроэкономических кризисов, и который не предоставляет кредиты на конкретные проекты, банки развития выдают преимущественно долгосрочные кредиты на экономическое развитие, и на различные проекты. Рассмотрим их деятельность подробнее, чтобы понять важнейшую роль этих институтов в сфере мировых финансов.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Это основной институт Всемирного банка. Он построен по принципу акционерного общества, его уставный капитал образуется путем подписки стран-членов (которые являются одновременно членами МВФ). Однако основную часть используемых им ресурсов банк привлекает с помощью займов на международных рынках ссудных капиталов, выпуская и размещая свои облигации. Организация принятия решений в МБРР основана на количестве набираемых голосов, которые определяются долей страны-члена в капитале Банка. Сейчас 7 ведущих промышленных держав мира — Великобритания, Франция, ФРГ, Япония, Канада, Италия и США — располагают в МБРР в общей сложности более чем 50% голосов.
Управление Банком осуществляют совет управляющих и директорат. Совет управляющих, состоящий из министров финансов и управляющих Центробанков, сосредоточен на принятии наиболее важных решений, определяющих стратегическую политику, а работа директората связана с оперативным функционированием. Членами МБРР могут являться только члены МВФ, таким образом, число стран-участниц составляет 184.
Финансовые ресурсы для предоставления кредитов Банк формирует за счет паевых взносов стран-участниц и аккумулирует на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты выдаются либо правительством государств, либо под их гарантию. В соответствии с провозглашенными целями Банк кредитует страны, реализующие программы экономических реформ, основанные на таких принципах, как снижение государственного воздействия на экономику, либерализация цен и отмена контроля за ними, стимулирование привлечения частного капитала для развития экономики стран, реформирование государственных финансов, укрепление финансового рынка и т. д. МБРР предоставляет займы развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Банк дает кредиты этим странам под более низкий процент и на более длительные сроки, чем коммерческие банки. Заемщиками МБРР выступают правительства, а также правительственные организации и частные предприятия (при условии гарантий со стороны правительства по возврату средств). Займы МБРР предоставляются, как правило, на сроки 12-20 лет, при этом льготный период (отсрочка платежа) составляет 3-5 лет. Уровень процентных ставок по займам зависит от стоимости привлеченных банком ресурсов, а предельная маржа не превышает 0,5 %. Кредит, выдаваемый МБРР, обычно покрывает около 30 % стоимости финансируемого проекта, причем эти средства предназначены, прежде всего, на покрытие валютных расходов, так как развивающиеся страны, как правило, испытывают острый недостаток иностранной валюты. Остальная часть финансирования проекта должна осуществляться за счет национальных финансовых ресурсов. В настоящее время МБРР предоставляет займы трех видов:
1) займы на основе валютного пула - многовалютные долговые обязательства, принимаемые в долларовом эквиваленте. Обязательства каждого заемщика по займу представляют собой долю в валютном пуле и имеют такой же валютный состав, как и все другие займы на основе валютного пула. Ставка ссудного процента по этим займам является переменной;
2) одновалютные займы по ставке ЛИБОР - займы, которые выдаются и погашаются в валюте, избранной заемщиком (как правило, в резервных национальных валютах и евро). Ставка ссудного процента по этим займам является переменной;
3) одновалютные
займы с фиксированной
Международная ассоциация развития (MAP). Это дочернее предприятие МБРР, созданное в 1960 г. У них общий штат сотрудников, президент МБРР является одновременно президентом MAP. Деятельность обоих институтов направлена на кредитование проектов развития, однако различаются порядок формирования ресурсов и условия предоставления займов. Ресурсы MAP формируются за счет переводов из прибыли МБРР, взносов промышленно развитых стран (пополнение средств осуществляется, как правило, каждые три года), а также возвращенных кредитов. На получение ссуд MAP имеют право беднейшие и наименее кредитоспособные страны с очень низким уровнем дохода - большинство кредитов выдается странам с годовым доходом на душу населения в среднем 800 USD.
Кредиты MAP предоставляются только правительствам государств - членов MAP, их срок составляет 35-40 лет, а погашение начинается по истечении 10-летнего льготного периода. Кредиты выдаются в национальной валюте кредитуемого государства. Проценты по этим кредитам не выплачиваются, взимается только комиссия на покрытие административных расходов. Проекты, которые кредитуются за счет ресурсов MAP, должны соответствовать тем же стандартам, что и проекты, финансируемые МБРР. Каждый кредитуемый проект проходит политико-экономическую экспертизу, целью которой является наиболее эффективное использование выделенных средств.
Итак, рассмотрев деятельность некоторых финансово-кредитных институтов можно сделать следующие выводы:
-финансовые ресурсы Банков развития образуются путем формирования уставных капиталов и привлечения заемных средств на мировых рынков капиталов путем выпуска и размещения облигаций;
-отличительной особенностью Банков развития является создание специальные фондов, предназначенных для льготного кредитования низкорентабельных, но общественно необходимых объектов и проектов;
-условия предоставления и объемы кредитов, выдаваемые банками развития, различны и зависят от размера имеющихся peсурсов, при этом льготные кредиты выдаются на срок до 40 лет, процентная ставка составляет от 1 до 4% годовых;
- оказывая финансовую помощь государствам (развивающимся) Банки развития, другие финансовые организации регулируют и контролируют мировые финансовые потоки.
Международные финансы являются исторической категорией, которая постоянно развивается. В основе их развития - объективные социально-экономические законы и закономерности. Развитие международных денежных потоков и связанных с ними отношений требует создания определенной системы управления этими процессами. На уровне отдельных государств и межгосударственном уровне создаются механизмы контроля и регулирования международных финансов.
Как говорилось в предшествующих главах, современная структура мирового финансового рынка предполагает перераспределение кредитных ресурсов между национальными экономиками, где конечные участники операции - кредитор и заемщик - резиденты разных стран.
Говоря
о современном состоянии
Государства, пытаясь восстановить национальные экономики, стали частью процесса мировой глобализации. Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Иными словами, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности — политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, играет определяющую роль в мировой экономике XXI в., придавая мощный импульс формированию новой системы международных финансовых и политических отношений. Одной из важнейших особенностей глобализации мировой экономики является бурное развитие финансовых рынков. Новая роль финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных) за последние годы резко изменила архитектуру мировой экономики. Еще несколько десятков лет назад основной целью финансовых рынков было обеспечение функционирования реального сектора экономики. В последние годы мировой финансовый рынок стал проявлять самодостаточность. В результате сегодня мы видим рост объема этого рынка в разы, что стало результатом широкого спектра спекулятивных операций, вызванных либерализацией экономических отношений. Одним словом, процесс получения денег из денег значительно упростился благодаря исключению из него собственно самого производства какого-либо товара или услуг. Производство заменили спекулятивные операции с различными производными финансовыми инструментами, такими, а также игра на разнице курсов мировых валют. Это самый сложный и наиболее продвинутый в плане интернационализации процесс, являющийся результатом углубления финансовых связей стран, либерализации цен и инвестиционных потоков, создания глобальных транснациональных финансовых групп. Увеличивается количество международных организаций-инвесторов. В глобализации финансов часто усматривают причину роста спекуляций и отвлечения со спекулятивными целями капитала от производства и создания новых рабочих мест. Процесс финансовой глобализации сконцентрирован, прежде всего, в трех основных центрах мировой экономики: США, Западной Европе и Японии. Финансовая же спекуляция выходит далеко за границы этой триады. Глобальный оборот на рынке валют ежесуточно достигает 0,9-1,1 трлн. долларов. Приток спекулятивного капитала может не только превысить нужды той или иной страны, но и дестабилизировать ее положение. Быстрая глобализация финансов по-прежнему остается важнейшей причиной уязвимости мировой экономики. Интеграция финансовых рынков повышает риск системных сбоев.
Преимущества
глобализации связаны также с выигрышем
от торговли на взаимовыгодной основе,
удовлетворяющей все стороны, в качестве
которых могут выступать отдельные лица,
фирмы и другие организации, страны, торговые
союзы и даже целые континенты. В целом
преимущества глобализации позволяют
улучшить свое положение всем партнерам,
получающим возможность, увеличив производство,
повысить уровень заработной платы и жизненные
стандарты. Конечным результатом глобализации
должно стать общее повышение благосостояния
в мире.
В ходе проделанной работы мы выполнили цель данной курсовой работы - изучили и рассмотрели систему международных финансов, решив поставленные в начале работы задачи, а именно:
-раскрыли
содержание и сущность
-изучили структуру международных финансовых рынков. Главной функцией международного финансового рынка есть обеспечения международной ликвидности, т.е. возможности быстро привлекать достаточное количество финансовых средств в разных формах на удобных условиях на наднациональном уровне;
-рассмотрели деятельность международных финансово-кредитных организаций. Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные и региональные финансово-кредитные институты: Международный банк реконструкции и развития (Мировой Банк), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканские банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международной финансовой корпорации (МФК) и Международной ассоциацией развития (МАР). Финансовые ресурсы Банков развития образуются путем формирования уставных капиталов и привлечения заемных средств на мировых рынков капиталов путем выпуска и размещения облигаций, они оказывают финансовую помощь нуждающимся государствам, на льготных условиях, выдают кредиты на масштабные проекты. В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, которые составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой. Одни государства используют эти организации в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие находят интерес в своем участии в них в качестве доноров, а третьи - реципиенты - сотрудничают с ними в целях привлечения льготных кредитов для инвестиционных проектов и решения проблем дефицитного бюджетного финансирования. Четвертые, что хуже всего, уже не могут существовать без их помощи и находятся у них в долговой зависимости.