Международные финансовые центры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития общества на первый план вышли проблемы, связанные с интернационализацией и глобализацией мировой экономики. Резкое возрастание мировых финансовых потоков, бесспорно, является одним из важнейших явлений в современной мировой экономике.. Перемещение денег между странами в его нынешних масштабах ведет к ускорению интеграции всех финансовых рынков, при которой значительно укрепляются связи между отдельными сегментами мирового рынка и национальными рынками денег и капитала.

Содержание

1. Международные финансовые центры: сущность, стадии формирования и основные элементы……………………………………………………….3
2. Крупнейшие международные финансовые центры: Гонконг, Нью-Йорк, Лондон………………………………………………………………….……8
3. Создание международного финансового центра в России: проблемы и перспективы развития……………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………..26
Приложения………………………………………………………………..….27

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ.docx

— 118.88 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Создание международного  финансового центра в России: проблемы и перспективы развития.

В ежегодном отчете Всемирного экономического форума Россия заняла 39-е место – между Словакией и Перу. Наши соседи поднялись на одну ступень по сравнению с прошлым годом и опередили такие государства, как Мексика, Турция и Венгрия. По уровню развития банковских услуг Россия заняла 57-е место в мире, финансовых рынков – 41-е, по финансовой стабильности – 43-е.

 По мнению авторов  рейтинга, уровень развития институтов  финансового рынка остается в  России относительно слабым. Так,  Россия заняла 58-е место в мире  по уровню корпоративного управления, 59-е – по развитию нормативно-правовой  системы. Впрочем, России удалось  занять высокое 11-е место по  стабильности валюты.

 Кроме того, Россия  по-прежнему может показать сильные  результаты в сфере небанковских  услуг. Здесь она заняла девятое  место. В то же время РФ  – довольно слабая страна с  точки зрения доступности финансовых  услуг, занимает в этом рейтинге 53-е место.

 Стоит отметить, что  Россия привлекает крупных экспертов,  которые должны помочь Москве  стать мировым финансовым центром.  В их числе банки с мировым  именем: Bank of America и Credit Suisse AG. Но для  того чтобы цель была достигнута, необходимы большие IPO.

 Впервые о планах  превратить Москву в один из  крупнейших финансовых центров  мира президент России Дмитрий  Медведев заявил в 2008 году. Тогда  правительству было дано поручение  модернизировать транспортную систему  российской столицы и обеспечить  поправки в законодательство, которые  бы позволили инвесторам чувствовать  себя в Москве «не менее  комфортно, чем в Лондоне, Женеве  или Нью-Йорке».

Во-первых, необыкновенно  удачное географическое расположение, позволяющее работать с биржами, расположенными в разных часовых  поясах. Москва находится между азиатскими и финансовыми рынками Европы, США, поэтому трейдеры фактически могут работать практически 24 часа в сутки. Данный фактор - фактор времени - очень существен, так как именно его отсутствие является серьезным тормозом для развития финансовых центров, например в странах Латинской Америки, которая находится в периферийной отдаленности от главных деловых центров планеты и трасс их взаимодействия.

- во-вторых, русский язык  является вторым языком для  десятков, а то и сотен миллионов  граждан, в том числе в странах  бывшего СССР, его еще помнят  и в постсоциалистических государствах. Пока по распространенности он  занимает 4-е место в мире.

- в-третьих, Россия находится  на одном из первых мест  в мире по темпам роста экономики.  Стремительно увеличивается потребительский  рынок, существенно укрепляются  российские компании, превращающиеся  в крупных инвесторов за рубежом.  Некоторые ведущие российские  корпорации уже стали компаниями  мирового масштаба.

- в-четвертых, рубль стал  устойчивой национальной валютой.  За последние несколько лет  при скачкообразных изменениях  курса доллара и евро он  демонстрирует завидную устойчивость.

- в-пятых, несмотря на  то, что собственность в России  по-прежнему сосредоточена в руках  достаточно небольшого количества  населения, ситуация начинает  резко меняться: развивается акционерная  культура, многие компании выходят  на внутренний финансовый рынок  с продажей своих акций и  т.д. По данным ММВБ, произошел  заметный рост числа инвесторов  на фондовом рынке. Львиную  долю прироста обеспечил приход  физических лиц. Несмотря на  популярность российских 1РО в  Лондоне, более 70% сделок от  общего объема операций с российскими  ценными бумагами заключается  на ММВБ.

Наконец, следует отметить и либеральное валютное регулирование, действующее в России.

Мировые тенденции также  способствуют превращению Москвы в  мировой финансовый центр: Нью-Йорк теряет звание финансовой столицы мира в связи с ужесточением регулирования, возведением визовых барьеров, что  было вызвано корпоративными скандалами и борьбой с терроризмом. В  США за разными сегментами рынка  следят разные регуляторы, а финансисты предпочитают иметь дело с единым регулятором, таким, например, как Британское управление финансовых услуг.

Место Нью-Йорка постепенно занимает Лондон, однако и у него есть проблемы, связанные с замкнутостью национальной валюты.

Сможет ли Москва конкурировать  с такими финансовыми монстрами, как Лондон, Франкфурт и другими, уже признанными МФЦ? Действительно, сегодня около 80% инвестиционных банковских операций прямо или косвенно проходят через Лондон, так что британская столица по праву считается ведущим  финансовым центром мира. Но ведь еще 20 лет назад ситуация была совершенно другой. В 1970-х гг. Нью-Йорк - главный  финансовый центр США - был явным  лидером в финансовом мире. И даже подъем Японии не смог потеснить его  с завоеванных позиций.

Благодаря статусу международного финансового центра Москва сможет привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы, увеличить налогооблагаемую базу, а также число рабочих мест и улучшить их качество. Это особенно важно для Москвы, имеющей значительное количество высших учебных заведений и академических учреждений.

Кроме того, она получит  возможность привлекать, в отличие  от сегодняшней ситуации, кадры с  высокой квалификацией, повысить оплату труда, а следовательно, и уровень  жизни москвичей; развивать туризм, в том числе и бизнес-туризм. Москва сможет активно участвовать  в принятии мировых решений по ведущим финансовым вопросам, а не оставаться простым наблюдателем, который  впоследствии будет обязан соблюдать  чужие правила игры.

Значительная часть вопросов, связанных с превращением Москвы в международный финансовый центр, находится в компетенции федеральных  властей, но также требует специальных  усилий со стороны правительства  Москвы. Международный финансовый центр  должен стимулировать потенциальных  инвесторов налоговой политикой, развитой судебной системой, финансовым законодательством, лояльным визовым режимом и прочими  атрибутами, лежащими в компетенции  федерального правительства, и, конечно, иметь комфортную, безопасную, надежную городскую инфраструктуру.

Процесс построения МФЦ можно  разделить на две фазы:

    • 2008-2010: развитие национального фондового рынка и его интеграция в региональную финансовую инфраструктуру. Российский финансовый рынок становится локальным МФЦ, способным предоставлять трансграничные финансовые услуги, – безусловным лидером в России и странах СНГ.
    • 2010-2012: достижение высокого уровня конкурентоспособности на глобальном уровне, прежде всего по сравнению с Шанхаем и Мумбаи. Российский финансовый рынок становится региональным МФЦ, одним из ведущих центров на евроазиатском пространстве.

Соответственно меры можно  классифицировать на те, которые необходимо предпринять немедленно, и на те, которые можно осуществить в  среднесрочной перспективе.

При этом должна быть продолжена работа по реализации мер, намеченных в Стратегии развития финансового  рынка на период до 2020 года, проекта Стратегии развития страховой деятельности, проекта Стратегии развития города Москвы до 2025 года и других ранее одобренных программных документов, поскольку соответствующие меры также способствуют прямо или косвенно развитию и становлению МФЦ.

В последние годы российский финансовый рынок динамично развивается, однако по-прежнему отстаёт по многим параметрам от ведущих мировых финансовых центров. Для того, чтобы преодолеть это отставание и создать в России конкурентоспособный международный финансовый центр, необходимо решить ряд проблем, наиболее важные из которых приведены ниже.

  • Сегментированная и негибкая система законодательства и регулирования: стремление чётко кодифицировать все правила и меры регулирования приводит к отставанию законодательства от практики и не позволяет быстро внедрять финансовые инновации (например, развивать рынок деривативов); наличие многих специализированных законов и нормативных актов делает законодательную систему сложной и неповоротливой; разделение надзора за различными финансовыми институтами между разными регуляторами приводит к конфликтам правовых норм и/или к регуляторному арбитражу; в надзоре преобладают требования к выполнению формальных ограничений, а не целостный подход к управлению рисками на уровне компании (группы компаний).
  • Высокая налоговая нагрузка: уровень налогообложения финансовых операций в России выше, чем в конкурирующих финансовых центрах, особенно для нерезидентов. Это объясняется как более высоким уровнем налоговых ставок (за исключением подоходного налога на физических лиц – резидентов), так и отсутствием возможности сальдирования прибылей и убытков по всем инструментам в портфеле. Эти проблемы усугубляются неэффективным налоговым администрированием.
  • Недостаточный уровень эффективности и прозрачности судебной системы и правовой среды в целом: существующая судебная система и практика правоприменения плохо приспособлены к быстрому и справедливому разрешению споров, касающихся финансовых сделок. Это повышает риск заключения контрактов и совершения сделок в российской юрисдикции и в сочетании с чрезмерной императивностью законодательства подталкивает участников рынка к переводу своих правоотношений в иные юрисдикции.
  • Низкая развитость институциональных инвесторов: паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании имеют малые объёмы активов под управлением. Причины этого – незаконченность пенсионной реформы, жёсткие ограничения на состав портфеля институциональных инвесторов, невысокая активность населения в связи с низким уровнем финансовой грамотности и доверия к негосударственным финансовым институтам. Это приводит к недостатку долгосрочных инвестиционных ресурсов на рынке и повышает его волатильность.
  • Сегментированная финансовая инфраструктура, недостаточно интегрированная в глобальные рынки: отсутствие централизованной системы учёта прав на ценные бумаги на организованном рынке и невозможность открытия счетов номинального держания иностранным кастодианам повышает транзакционные издержки для иностранных инвесторов; невозможность проведения биржевых расчётов на срок T+3 с частичным предварительным депонированием средств делает торговлю в России непривлекательной для ряда категорий инвесторов; до конца не отлажены процедуры допуска иностранных инструментов (напрямую или через РДР) на российские биржи.
  • Низкие корпоративные стандарты раскрытия информации: лишь немногие компании составляют финансовую отчётность согласно международным стандартам, раскрывают конечных бенефициаров – владельцев крупных пакетов акций, своевременно информируют всех акционеров обо всех существенных событиях. Это повышает риски, связанные с покупкой акций.
  • Жесткий и неэффективный визовый и миграционный режим создаёт большие трудности как для компании-работодателя, так и для иностранного сотрудника. При длительном и сложном процессе оформления российским компаниям (в том числе дочерним компаниям западных финансовых институтов) сложно привлекать иностранный персонал.
  • Недостаточный уровень развития социальной и бизнес-инфраструктуры делает проживание людей и ведение бизнеса в Москве некомфортным, особенно для иностранцев. Основные проблемы – загруженность транспортной системы, дороговизна недвижимости, ухудшение экологии, отсутствие англоязычной среды.
  • Недостаточно высокая репутация России как надежного долгосрочного партнера: высокие неэкономические риски (коррупционные, политические) и пугают иностранных инвесторов. При этом имидж России в глазах Запада зачастую хуже, чем реальное положение дел.

В соответствии с международным  опытом, для создания МФЦ необходимо повышение конкурентоспособности  сразу по нескольким критериям. Соответственно, необходимо осуществить комплекс мер, направленных и на улучшение регулирования  финансовых рынков, и на уровень  развития национального финансового  рынка, и на его интегрированность  в глобальный рынок, на улучшение  общих условий жизни и ведения  бизнеса, развития человеческого капитала и мер по повышению общей конкурентоспособности  российской экономики.

Создание в России такого центра позволит стимулировать развитие национального финансового рынка  за счет интеграции в глобальную индустрию  финансовых услуг, обеспечив решение  таких задач, как:

- привлечение в российскую  экономику существенных дополнительных  финансовых ресурсов (как зарубежных, так и внутренних);

- расширение возможностей  для осуществления индивидуальных  сбережений граждан; 

- повышение эффективности  размещения средств институциональных  инвесторов, в том числе пенсионных  фондов и инвестиционных фондов, а также суверенных фондов;

- снижение издержек доступа  российских компаний к капиталу;

- формирование цен на  российские активы и осуществление  расчетов с иностранными контрагентами  в рублях;

- углубление экономической  интеграции стран СНГ и Восточной  Европы;

- повышение роли России  в выработке глобальных правил  регулирования финансовых рынков;

- превращение российского  финансового сектора в отрасль  экономики, конкурентоспособную  в мировом масштабе, экспортирующую  услуги и вносящую существенный  вклад в увеличение ВВП. 

Концепция предусматривает  достижение к 2020 году международным  финансовым центром в России следующих  целевых показателей:

- вхождение одной из  российских бирж в десятку  мировых лидеров по торговому  обороту и объемам размещений  акций и облигаций; 

- рост номинальной стоимости  биржевых производных инструментов  до 50% ВВП; 

- привлечение эмитентов  из стран СНГ (прежде всего  Украины и Казахстана) для осуществления  IPO в России;

- вхождение 5 инвестиционных  банков с преимущественно российским  капиталом в число 50 крупнейших  в мире;

- увеличение доли финансового  сектора в ВВП до 6%.

Важно подчеркнуть, что речь идет о  системном развитии всего российского  финансового рынка, как с географической, так и с институциональной  точки зрения. Вариант территориального анклава с льготным налогообложением типа оффшорного центра не является приемлемым, поскольку, как правило, ориентирован на трансграничные расчеты и не стимулирует формирование развитой инфраструктуры и национального финансового рынка. Напротив, предлагаемые меры затронут всю российскую финансовую систему (с опорой на организованный рынок).

Информация о работе Международные финансовые центры