Место Центрального Банка в экономике страны, его задачи и функции

Автор: Ирина Быченкова, 05 Июня 2010 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Банковская система представляет собой организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом.
Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность Центрального Банка Российской Федерации является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.
В условиях переходной экономики сфера денежно-кредитных отношений и банковская система страны остаются особенно уязвимыми, и их стабильность зависит именно от Центрального Банка.

Содержание

Введение
1. Задачи и функции центрального банка
1.1. Понятие и сущность Центрального Банка
1.2. Задачи и функции Центрального Банка
2. МЕСТО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА в денежно-кредитном регулировании экономики страны
2.1. Особенности формирования денежно-кредитной политики в России
2.2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ОДЦБ.docx

— 44.07 Кб (Скачать)
  • во взаимодействии с Президентом РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета о отчетности для банковской системы;
  • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • осуществляет надзор а деятельностью кредитных организаций;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг, кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виду банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
  • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
  • определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • организует и осуществляет валютных контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
  • публикует соответствующие материалы и статистические данные, а так же выполняет иные функции в соответствии с Федеральными Законами.[3]

     Таким образом, при выполнении функций  по контролю и надзору Центральны Банк осуществляет нормативное регулирование и финансовое обеспечение национальных и международных финансово-кредитных отношений, т.е. Центральный Банк осуществляет властно-волевое воздействие по отношению ко всем субъектам, связанным с национальной финансово-кредитной системой. [10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. МЕСТО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА  в денежно-кредитном регулировании экономики страны

     Денежно-кредитная  политика рассматривается как важнейшее  направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных Центральным Банком совместно с правительством мероприятия в области организации денежных и кредитных отношений в стране[14].

     С помощью этих мероприятий обеспечивается взаимодействие  денежно-кредитной  сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

     В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста.[16]

2.1. ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В РОССИИ

     За  последние 10-15 лет экономическая  ситуация в России кардинально изменилась. Изменился подход к реализации денежно-кредитной политики: если в начале периода реформ решения, принимаемые в области денежно-кредитного регулирования, носили часто противоречивый характер, что приводило к дестабилизации в экономике страны, то сегодня можно говорить об улучшении ситуации.[17]

     Сегодня Центральный Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной  политики и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского  рубля.

     В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы  экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни  населения. Низкая инфляция является основой  для обеспечения устойчивости рубля, формировании позитивных ожиданий экономический агентов, снижение рисков и принятия обоснованных решении относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики.[15]

     Выбор приоритетных объектов денежно-кредитной  политики зависит от того, что сильнее  воздействует на экономику - спрос на деньги или их предложение, а фактически - процентная ставка или количество денег.

     Использование процентной ставки как механизма  денежно-кредитной политики регулирования  посредством ее снижения до уровня,  соответствующего целевому ориентиру  развития экономики, приводит к активизации  роли процентных ставок, а так же к увеличению роли банков в кредитовании предприятий. Снижение ставки рефинансирования приводит к снижению издержек обращение денег и корректировке рыночной ставки ссудного процента в свою очередь, что делает банковские кредиты более доступными для экономических агентов.[13]

     При воздействии на предложение денег  в рамках денежно-кредитной политики Центральный Банк проводит политику поддержания плановых темпов роста  денежной массы за счет связывания излишних денежных средств на счетах Правительства РФ и проведения операций на открытом рынке, где Банк России выступает в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг.

     Разработка  Центральным Банком денежно-кредитной  политики определяется так же степенью его независимости от государства. Она проявляется в том, что  Центральный Банк не обязан автоматически  выдавать денежные средства правительству  для финансирования государственных  расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов.[12]

     Банк  России обладает достаточно высокой  степенью независимости в разработке и проведении денежно-кредитной  политики. Он учитывает цели и задачи экономической политики государства, но в процессе формирования денежно-кредитной политики в значительной мере опирается на собственные прогнозы экономического развития[3]

     Таким образом, денежно-кредитная политика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию Центрального Банка на временные изменения  экономической ситуации. В разделе  документа "Основные направления  единой государственной денежно-кредитной политики" проводится анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности достижения их с помощью определенных мероприятий или посредством их корректировки.[14]

2.2. МЕТОДЫ  И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РФ

     Методы  денежно-кредитной политики - это  совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной  политики воздействуют на объекты для  достижения поставленных целей.[8]

     Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным  признакам.

Таблица 2 - Классификация методов денежно-кредитной  политики [14]

Признак классификации Характеристика
1 2
В зависимости  от связи метода с поставленной целью:

- Прямые методы;

- Косвенные методы;

- Общие методы; 
- Селективные методы.

Прямые методы - административные меры в форме  различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения  и цены на финансовом рынке:

- лимит роста  кредитования или привлечения  депозитов;

- максимальные  размеры ставок по кредитам  и депозитам.

Косвенные методы - воздействуют на мотивацию поведения  хозяйствующих субъектов при  помощи рыночных механизмов.

Общие методы -  являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок  в целом.

Селективные методы -  регулируют конкретные виды кредита  и носят в основном директивный  характер.

В зависимости  от объекта воздействия:

- Спрос на  деньги как объект денежно-кредитной  политики;

- Спрос на  деньги как средства сохранения  стоимости;

- Спрос на  деньги как средство обращения;

- Спрос на  деньги как средство сохранения  стоимости.

Это методы денежно-кредитной  политики, воздействующие непосредственно  на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.

     Выбор методов Денежно-кредитной политики зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение  денег, процентная ставка или количество денег.[6]

     В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми  финансовыми рынками центральные  банки, в краткосрочном периоде, устанавливают елевые ориентиры  в области процентных ставок, а  не объема денежной массы.

     Под инструментам денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального Банка на объекты денежно-кредитной политики.

     Центральный Банк использует следующие инструменты  денежно-кредитной политики:

  • изменение норматива обязательных резервов, или так называемых "резервных требований";
  • процентная политика центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;
  • операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.[10]

     1. Изменение норматива обязательных  резервов.

     Обязательные  резервы - это процентная доля от обязательств коммерческого банка. Эти резервы  коммерческие банки обязаны хранить  в Центральном банке. Изменение  нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.

     Механизм  действия этого инструмента заключается  в следующем:

  • Если Центральный Банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банка которые они могут использовать для проведения ссудных операций;
  • При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

     Этот  инструмент является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает  основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы  обязательных резервов способно вызвать  большие изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков.[14]

     2. Процентная политика.

     Процентная  политика Центрального Банка может  быть представлена двумя направлениями:

     1. Как политика регулирования займов коммерческих банков у Центрального Банка;

     2. Депозитная политика Центрального  Банка.

     Иначе она может быть названа политикой  учетной ставки или ставки рефинансирования.

     Ставка  рефинансирования - процент, под который  Центральный Банк предоставляет  кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в  последней инстанции.[12]

Информация о работе Место Центрального Банка в экономике страны, его задачи и функции