Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 11:37, доклад
Расчетные правоотношения возникают относительно особого объекта — безналичных денежных средств, регулируемых, в свою очередь, финансово-правовым методом.
Правовая природа безналичных денежных средств двояка: с одной стороны, они являются объектом расчетного правоотношения, с другой стороны, представляют собой элемент государственной денежной системы.
Таким образом,
платежную систему можно
По нашему мнению, платежная система вообще и банковская платежная система в частности регулируются финансово-правовым методом, поскольку совокупность существующих в государстве платежных систем образует систему денежного обращения, в связи с чем каждая платежная система, в особенности банковская, оказывает влияние на финансовую систему.
Структура банковской платежной системы России в настоящее время представляет собой два относительно самостоятельных сегмента, образуемых платежной системой Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и частными платежными системами.
Порядок и условия функционирования указанных сегментов урегулированы Банком России в Положении от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
Порядок осуществления
расчетных операций платежной системы
Банка России изложен во второй части
указанного Положения, в которой
последовательно
Порядок осуществления операций в платежной системе Банка России урегулирован Положением Банка России от 6 мая 2003 г. N 225-П «О Справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России)». Указанное Положение устанавливает ряд норм, касающихся осуществления контроля допустимости проведения расчетных операций и предоставления возможности предварительного информирования через Справочник БИК РФ о предстоящем изменении реквизитов участников расчетов, связанных с реорганизацией и ликвидацией как кредитных организаций, так и расчетно-кассовых центров Банка России. Платежная система Банка России является крупнейшей в системе денежного обращения государства, при этом использование в платежной системе Банка России электронных технологий расчетов и бездокументарных технологий практически вытеснило применение бумажных носителей.
В своей деятельности по созданию и совершенствованию нормативной базы безналичных расчетов с целью внедрения современных инструментов осуществления безналичных расчетов и сокращению наличного денежного оборота Банк России руководствуется Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года и Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год.
Техническая инфраструктура
платежной системы Банка России
включает автоматизированные расчетные
и информационные системы, сети телекоммуникаций,
средства доставки сообщений, защиты информации,
инженерного обеспечения, которые являются
неотъемлемой частью единой информационно-
Пользователями системы электронных платежей Банка России являются кредитные организации, их филиалы и другие клиенты Банка России, имеющие корреспондентские счета (субсчета), банковские счета в учреждениях Банка России, включенных в состав участников электронных платежей.
Платежи для совершения электронным способом могут направляться клиентами в Банк России по системам телекоммуникации, на магнитных и бумажных носителях. В последнем случае они преобразуются в электронный вид учреждениями Банка России, и далее бумажный носитель не передается.
При этом нормативным актом, регулирующим порядок и условия указанных договоров, является Положение Банка России от 12 марта 1998 г. N 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России», это же Положение содержит и типовой договор об обмене электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России.
При этом количество и объем платежей, совершенных с использованием бумажной технологии, из года в год снижается.
При исследовании природы платежных систем следует обратить внимание на то обстоятельство, что правовое регулирование платежных систем осуществляется в первую очередь финансово-правовыми нормами, к которым следует отнести нормативные акты уполномоченного в области установления правил расчетов и правил функционирования платежных систем государственного органа — Банка России.
Статья 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указывает в качестве одной из основных целей деятельности Банка России обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В соответствии со ст. 80 Закона Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию платежных и расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, проводит мониторинг деятельности частных платежных систем на основе статистической отчетности и осуществляет расчеты через свои учреждения.
Осуществление
расчетных правоотношений в электронном
формате урегулировано
Банк России
как орган банковского
На практике этот вывод подтверждается тем обстоятельством, что значительная часть используемых в платежной системе инструментов урегулирована исключительно на уровне нормативных актов Банка России, например пластиковые банковские карты, применение электронных технологий расчетов и другие, что не мешает этим институтам успешно функционировать и совершенствоваться.
Особое значение для функционирования платежных систем имеет правовое регулирование корреспондентских отношений, поскольку именно посредством заключения договора о корреспондентских отношениях кредитные организации получают доступ к той или иной платежной системе.
При этом в рамках
цивилистического регулирования особенности
финансово-правового
Одной из проблем, разрешение которой имеет большое практическое значение, является вопрос о возможности принудительного взыскания с корреспондентских счетов кредитных организаций по исполнительным документам, а также возможность ограничения распоряжения средствами на них длительное время обсуждается в юридической литературе.
С точки зрения гражданского законодательства (ст. 845 ГК РФ) корреспондентские счета, являясь разновидностью банковского счета, не служат объектом особого регулирования.
В то же время с позиций бухгалтерского учета и с учетом приведенной выше характеристики корреспондентского счета необходимо иметь в виду то обстоятельство, что на корреспондентских счетах аккумулируются не только собственные средства банков, но и средства их клиентов.
Корреспондентский счет кредитной организации с точки зрения режима находящихся на нем средств вообще не является принадлежащим ей счетом, поскольку, как видно из его бухгалтерской характеристики, средства, внесенные клиентами банка на их счета, одновременно отражаются на корреспондентском счете банка.
То есть корреспондентский
счет представляет собой обобщенную
информацию об остатках средств клиентов
банка и его собственных
Представляется,
что основной функцией корреспондентского
счета является его использование
для допуска к той или иной
платежной системе, поскольку именно
с момента установления корреспондентских
отношений с другим банком или, в
подавляющем большинстве
Указанные особенности финансово-правового режима корреспондентских счетов в судебной практике нашли свое отражение при рассмотрении вопросов, связанных с возможностью применения судами обеспечительных мер в виде ареста денежных средств на корреспондентском счете, а также при осуществлении принудительного взыскания со счета банка на основании судебного акта, поскольку и в том и в другом случае ограничение распоряжения счетом или обращение взыскания на находящиеся на нем средства фактически, во-первых, означает обращение взыскания на средства клиентов банков либо приостановление расчетного обслуживания клиентов банка.
С учетом того обстоятельства, что корреспондентские счета кредитных организаций являются элементом банковской платежной системы, приостановление операций в которой грозит непредсказуемыми экономическими последствиями, очевидно, что интерес отдельно взятого кредитора по удовлетворению своих требований не является достаточным основанием для разрушения сложной системы отношений по безналичным расчетам со множеством клиентов банка.
Представляется, что в связи с особенностями корреспондентского счета как элемента платежной системы последний должен являться объектом особого регулирования. Кроме того, банковская деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Банки как субъекты специального регулирования со стороны государства, находящиеся под постоянным контролем Банка России и осуществляющие свою деятельность на основании лицензии, обязаны исполнять решения судов в отношении средств, учтенных на корреспондентских счетах, исключительно добровольно. Причем в отличие от «обычных» должников реализация этого предложения возможна простыми и эффективными средствами, уже имеющимися в законодательстве.
Так, ст. 74 Федерального
закона «О Центральном банке РФ (Банке
России)» предусматривает
Поскольку в соответствии с требованиями законодательства решения суда обязательны для исполнения, в случае предъявления кредитором по денежному обязательству основанного на решении суда требования банк обязан его исполнить добровольно.
В случае уклонения от исполнения решения суда по прямому указанию к банку могут быть применены меры, предусмотренные ст. 74 Федерального закона N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
В случае невозможности исполнения решения суда по финансовым причинам можно говорить о признаках неплатежеспособности.
Таким образом, из изложенного можно сделать вывод о том, что правовое регулирование корреспондентского счета кредитной организации, являющегося в соответствии со ст. 28 ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» необходимым элементом платежной системы, должно учитывать его финансово-правовую специфику и роль в платежной системе.
Таким образом, с учетом вышеизложенного можно констатировать, что расчетные правоотношения регулируются одновременно нормами права, относящимися к различным отраслям: с одной стороны, отношения сторон по договору банковского счета возникают и строятся на основании договора банковского счета, с другой стороны, регулирование отношений сторон договора банковского счета осуществляется преимущественно нормами финансового права.
На уровне федерального законодательства вопросы осуществления безналичных расчетов урегулированы нормами Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», на уровне подзаконных актов правовое регулирование представлено более чем 90 нормативными актами Банка России, в связи с чем правоотношения в сфере безналичных расчетов в большинстве случаев лишены диспозитивности и подчинены исключительно императивным началам. Банк и клиент лишены возможности отклониться от модели поведения, установленной законом и нормативными актами Банка России. В расчетных правоотношениях наличествует публичный интерес, поскольку главной целью функционирования является обеспечение стабильности денежного обращения. Из изложенного можно заключить, что сегодня в системе финансового права функционирует финансово-правовой институт расчетных правоотношений, регулирующий властные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения в области безналичных расчетов.
Информация о работе МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ