МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 11:37, доклад

Описание работы

Расчетные правоотношения возникают относительно особого объекта — безналичных денежных средств, регулируемых, в свою очередь, финансово-правовым методом.
Правовая природа безналичных денежных средств двояка: с одной стороны, они являются объектом расчетного правоотношения, с другой стороны, представляют собой элемент государственной денежной системы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ 

РАСЧЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 

И.А. НИКУЛИНА 

Никулина И.А., начальник юридического отдела Главного управления Банка России по Мурманской области. 

Расчетные правоотношения возникают относительно особого  объекта — безналичных денежных средств, регулируемых, в свою очередь, финансово-правовым методом.

Правовая природа  безналичных денежных средств двояка: с одной стороны, они являются объектом расчетного правоотношения, с другой стороны, представляют собой  элемент государственной денежной системы.

Регулирование финансовой деятельности в области  денежного обращения носит характер императивного.

Таким образом, именно в связи с наличием особого  объекта правового регулирования  расчетные правоотношения приобретают  финансово-правовую специфику регулирования.

Движение безналичных  денежных средств в процессе исполнения расчетных правоотношений представляет собой денежное обращение. По определению  К.С. Бельского, «безналичные деньги являются элементом системы денежного  обращения наряду с финансово-правовыми нормами, предусматривающими указанные элементы и обеспечивающими функционирование денежной системы».

В экономически развитом и государственно-организованном обществе денежное обращение является важнейшим элементом финансовой системы государства.

В этой связи  нормы, регулирующие вопросы денежного  обращения, содержатся в ряде законодательных  актов, относящихся к сфере финансового  регулирования, таких, как Федеральный  закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Федеральный закон N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Установление  правил расчетов отнесено Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» (ст. 4) к одной из основных функций Банка России.

Таким образом, в процессе осуществления и регулирования  денежного обращения возникают  общественные отношения, регулируемые в первую очередь нормами финансового  права. В гражданских правоотношениях  деньги служат средством исполнения денежных обязательств, однако определение и регулирование всех существенных характеристик денег (регулирование объема денежной массы, осуществление денежных реформ, организация денежного обращения) осуществляются государством в лице уполномоченного государственного органа — Банка России.

Регулируя денежное обращение, государство имеет возможность  влиять на покупательную способность  денег, в зависимости от государственной  финансовой политики могут изменяться свойства денег как носителей абстрактной стоимости.

Поскольку в  отличие от материальных объектов деньги не обладают собственными потребительскими качествами, то их способность выступать  средством платежа в гражданско-правовых отношениях зависит в первую очередь  от государственного денежного регулирования.

Следовательно, деньги, являясь основополагающим элементом  денежной системы, должны получить свое определение в первую очередь  как публично-правовая категория.

При этом правовое регулирование понятия «деньги» должно основываться на экономических реалиях (таких, как широкое распространение безналичных и электронных расчетов, пластиковых карт), а также адекватно отражать потребности всей финансовой сферы общества. 

Принятые в  соответствии с полномочиями, предоставленными законом, нормативные акты Банка России детально регулируют осуществление безналичных расчетов в Российской Федерации, правила эмиссионно-кассовых операций, правила бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Таким образом, деньги в первую очередь выступают  в качестве финансово-правовой категории и в этом же качестве участвуют в гражданском обороте, их финансово-правовой режим является первичным и определяющим.

С точки зрения финансового права отсутствуют  различия между наличными и безналичными деньгами, поскольку денежное обращение в государстве подразделяется на наличное и безналичное, при этом процессы движения наличных денег в форме банкнот и отражения движения безналичных денежных средств на счетах бухгалтерского учета происходят непрерывно и неразрывно один от другого.

Государство в  лице Банка России изготавливает  денежные знаки как носители информации об абстрактной стоимости, величина которой определяется номиналом  денежных знаков. При этом увеличение денежной массы в государстве  осуществляется Банком России не произвольно, а с соблюдением ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений государственной денежно-кредитной политики (ст. 42 ФЗ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

В соответствии со ст. 30 Закона банкноты и монета Банка  России обязательны к приему по нарицательной  стоимости при осуществлении  всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, при этом они являются безусловными обязательствами Банка России.

Таким образом, в нормах финансового права нашла  свое отражение способность денег  в процессе обращения непрерывно трансформироваться из безналичной  формы в наличную и наоборот, что, собственно, и составляет их экономическую сущность как средства обращения и платежа.

Отсюда можно  сделать вывод о том, что не только экономически, но и с позиций  финансового права наличные и  безналичные деньги и соответственно расчеты с использованием тех  и других отличий не имеют.

Учет безналичных  денежных средств осуществляется на банковских счетах.

Механизм финансово-правового  регулирования банковского счета  обусловлен тем, что, во-первых, банковский счет представляет собой разновидность  счетов бухгалтерского учета; во-вторых, банковские счета различных видов имеют различные режимы финансово-правового регулирования; в-третьих, существуют виды банковских счетов, регулируемых исключительно финансово-правовым методом (счета бюджетов и другие счета с публичным элементом).

Как известно, расчетные  операции в рамках расчетного правоотношения совершаются по правилам бухгалтерского учета в кредитных организациях, которые установлены Положением Банка России N 205-П.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» «бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».

Бухгалтерский учет является публично-правовой категорией, поскольку представляет собой императивно  устанавливаемую государством в  лице Министерства финансов либо Центрального банка систему единообразных  требований по документальному оформлению финансовой документации. К такому же выводу пришел Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 апреля 2003 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 ст. 7 Федерального закона „Об аудиторской деятельности“ в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной», где указано, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики.

Посредством бухгалтерского учета наличные денежные средства приобретают безналичное отображение в балансе предприятия или банка, в связи с чем бухгалтерский учет является неотъемлемым инструментом института безналичных расчетов.

Таким образом, содержание расчетных операций в  рамках расчетного правоотношения регулируется правилами бухгалтерского учета и соответственно нормами финансового права.

Под финансово-правовым режимом регулирования банковского  счета мы понимаем совокупность финансово-правовых требований и особенностей, установленных законодательством для банковских счетов, имеющих различные правовые режимы.

В настоящее  время, как установлено п. 1.1 Инструкции Банка России N 28-И, операции по банковским счетам, счетам по вкладу (депозиту) соответствующего вида (режим счета) регулируются законодательством Российской Федерации и производятся в установленном им порядке.

В указанной  Инструкции приведена классификация  видов (режимов) банковских счетов, позволяющая  рассмотреть специфику расчетных  правоотношений, возникающих между  кредитной организацией и различными клиентами.

Банк России определил режимы счетов, открываемых  банками в валюте Российской Федерации  и иностранных валютах с учетом присущих им особенностей: текущие  счета; расчетные счета; бюджетные  счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Следует отметить, что особенности регулирования банковских счетов с различными режимами могут быть установлены только финансово-правовыми актами, поскольку Гражданский кодекс РФ содержит отсылочные нормы, не устанавливая никаких различий в правовом регулировании возникающих правоотношений в зависимости от их специфики.

Приведенная в  Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» классификация счетов с различными режимами позволяет  рассмотреть отличия в установленном режиме регулирования банковских счетов в привязке к субъектному составу договора банковского счета. Можно отметить, что финансово-правовое регулирование расчетных операций банков выражено еще ярче в тех случаях, когда обеими сторонами договора банковского счета выступают специальные субъекты, а именно:

— при заключении договоров банковского счета  на обслуживание счетов бюджетов. В  качестве кредитной организации  в этом случае выступает Банк России, в качестве клиента — учреждение федерального казначейства;

— при заключении договоров корреспондентского счета, поскольку обеими сторонами правоотношения выступают в этом случае кредитные  организации, либо одной стороной выступает  кредитная организация, а другой — Банк России;

— при заключении договоров банковского счета, когда на стороне клиента выступают органы государственной власти и управления, например договоров на ведение депозитных счетов правоохранительных органов, счетов избирательных комиссий, счетов по учету средств, находящихся во временном распоряжении бюджетных учреждений, счетов средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности государственными и муниципальными учреждениями.

Правоотношения, возникающие между Банком России и распорядителями бюджетных  средств по поводу обслуживания счетов бюджетов, стали предметом рассмотрения Конституционного Суда, которым 17 июня 2004 г. вынесено Постановление N 12-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 155, п. 2 и 3 ст. 156 и абз. 22 ст. 283 Бюджетного кодекса РФ.

В указанном  Постановлении Конституционный  Суд определил правоотношения, возникающие  между Банком России и его клиентами  в связи с обслуживанием счетов бюджетов, в качестве публично-правовых, при этом указал, что «согласно  статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов».

Рассматривая  обслуживание счетов бюджетов как элемент  бюджетного процесса, Конституционный  Суд отметил, что публичный характер бюджетно-правового регулирования  не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Из наличия имущественных начал в бюджетных правоотношениях и одновременно — властного характера правового регулирования в этой сфере исходит Гражданский кодекс Российской Федерации, в п. 3 ст. 2 которого закрепляется, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В Постановлении  Конституционного Суда отражена коллизия норм бюджетного и гражданского законодательства: с одной стороны, признается бюджетно-правовой статус отношений сторон по договору на обслуживание счетов бюджета, с другой стороны, отмечается, что публичный характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства о договоре банковского счета.

Информация о работе МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ