Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 11:37, доклад
Расчетные правоотношения возникают относительно особого объекта — безналичных денежных средств, регулируемых, в свою очередь, финансово-правовым методом.
Правовая природа безналичных денежных средств двояка: с одной стороны, они являются объектом расчетного правоотношения, с другой стороны, представляют собой элемент государственной денежной системы.
МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
РАСЧЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
И.А. НИКУЛИНА
Никулина И.А.,
начальник юридического отдела Главного
управления Банка России по Мурманской
области.
Расчетные правоотношения возникают относительно особого объекта — безналичных денежных средств, регулируемых, в свою очередь, финансово-правовым методом.
Правовая природа безналичных денежных средств двояка: с одной стороны, они являются объектом расчетного правоотношения, с другой стороны, представляют собой элемент государственной денежной системы.
Регулирование
финансовой деятельности в области
денежного обращения носит
Таким образом,
именно в связи с наличием особого
объекта правового
Движение безналичных денежных средств в процессе исполнения расчетных правоотношений представляет собой денежное обращение. По определению К.С. Бельского, «безналичные деньги являются элементом системы денежного обращения наряду с финансово-правовыми нормами, предусматривающими указанные элементы и обеспечивающими функционирование денежной системы».
В экономически
развитом и государственно-
В этой связи
нормы, регулирующие вопросы денежного
обращения, содержатся в ряде законодательных
актов, относящихся к сфере
Установление правил расчетов отнесено Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» (ст. 4) к одной из основных функций Банка России.
Таким образом, в процессе осуществления и регулирования денежного обращения возникают общественные отношения, регулируемые в первую очередь нормами финансового права. В гражданских правоотношениях деньги служат средством исполнения денежных обязательств, однако определение и регулирование всех существенных характеристик денег (регулирование объема денежной массы, осуществление денежных реформ, организация денежного обращения) осуществляются государством в лице уполномоченного государственного органа — Банка России.
Регулируя денежное обращение, государство имеет возможность влиять на покупательную способность денег, в зависимости от государственной финансовой политики могут изменяться свойства денег как носителей абстрактной стоимости.
Поскольку в
отличие от материальных объектов деньги
не обладают собственными потребительскими
качествами, то их способность выступать
средством платежа в
Следовательно, деньги, являясь основополагающим элементом денежной системы, должны получить свое определение в первую очередь как публично-правовая категория.
При этом правовое
регулирование понятия «деньги»
должно основываться на экономических
реалиях (таких, как широкое распространение
безналичных и электронных расчетов, пластиковых
карт), а также адекватно отражать потребности
всей финансовой сферы общества.
Принятые в соответствии с полномочиями, предоставленными законом, нормативные акты Банка России детально регулируют осуществление безналичных расчетов в Российской Федерации, правила эмиссионно-кассовых операций, правила бухгалтерского учета в кредитных организациях.
Таким образом, деньги в первую очередь выступают в качестве финансово-правовой категории и в этом же качестве участвуют в гражданском обороте, их финансово-правовой режим является первичным и определяющим.
С точки зрения финансового права отсутствуют различия между наличными и безналичными деньгами, поскольку денежное обращение в государстве подразделяется на наличное и безналичное, при этом процессы движения наличных денег в форме банкнот и отражения движения безналичных денежных средств на счетах бухгалтерского учета происходят непрерывно и неразрывно один от другого.
Государство в лице Банка России изготавливает денежные знаки как носители информации об абстрактной стоимости, величина которой определяется номиналом денежных знаков. При этом увеличение денежной массы в государстве осуществляется Банком России не произвольно, а с соблюдением ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений государственной денежно-кредитной политики (ст. 42 ФЗ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
В соответствии со ст. 30 Закона банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, при этом они являются безусловными обязательствами Банка России.
Таким образом, в нормах финансового права нашла свое отражение способность денег в процессе обращения непрерывно трансформироваться из безналичной формы в наличную и наоборот, что, собственно, и составляет их экономическую сущность как средства обращения и платежа.
Отсюда можно сделать вывод о том, что не только экономически, но и с позиций финансового права наличные и безналичные деньги и соответственно расчеты с использованием тех и других отличий не имеют.
Учет безналичных денежных средств осуществляется на банковских счетах.
Механизм финансово-правового
регулирования банковского
Как известно, расчетные
операции в рамках расчетного правоотношения
совершаются по правилам бухгалтерского
учета в кредитных
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» «бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».
Бухгалтерский учет является публично-правовой категорией, поскольку представляет собой императивно устанавливаемую государством в лице Министерства финансов либо Центрального банка систему единообразных требований по документальному оформлению финансовой документации. К такому же выводу пришел Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 апреля 2003 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 ст. 7 Федерального закона „Об аудиторской деятельности“ в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной», где указано, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики.
Посредством бухгалтерского учета наличные денежные средства приобретают безналичное отображение в балансе предприятия или банка, в связи с чем бухгалтерский учет является неотъемлемым инструментом института безналичных расчетов.
Таким образом, содержание расчетных операций в рамках расчетного правоотношения регулируется правилами бухгалтерского учета и соответственно нормами финансового права.
Под финансово-правовым
режимом регулирования
В настоящее время, как установлено п. 1.1 Инструкции Банка России N 28-И, операции по банковским счетам, счетам по вкладу (депозиту) соответствующего вида (режим счета) регулируются законодательством Российской Федерации и производятся в установленном им порядке.
В указанной
Инструкции приведена классификация
видов (режимов) банковских счетов, позволяющая
рассмотреть специфику
Банк России определил режимы счетов, открываемых банками в валюте Российской Федерации и иностранных валютах с учетом присущих им особенностей: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).
Следует отметить, что особенности регулирования банковских счетов с различными режимами могут быть установлены только финансово-правовыми актами, поскольку Гражданский кодекс РФ содержит отсылочные нормы, не устанавливая никаких различий в правовом регулировании возникающих правоотношений в зависимости от их специфики.
Приведенная в
Инструкции Банка России от 14 сентября
2006 г. N 28-И «Об открытии и закрытии
банковских счетов, счетов по вкладам
(депозитам)» классификация
— при заключении договоров банковского счета на обслуживание счетов бюджетов. В качестве кредитной организации в этом случае выступает Банк России, в качестве клиента — учреждение федерального казначейства;
— при заключении договоров корреспондентского счета, поскольку обеими сторонами правоотношения выступают в этом случае кредитные организации, либо одной стороной выступает кредитная организация, а другой — Банк России;
— при заключении договоров банковского счета, когда на стороне клиента выступают органы государственной власти и управления, например договоров на ведение депозитных счетов правоохранительных органов, счетов избирательных комиссий, счетов по учету средств, находящихся во временном распоряжении бюджетных учреждений, счетов средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности государственными и муниципальными учреждениями.
Правоотношения, возникающие между Банком России и распорядителями бюджетных средств по поводу обслуживания счетов бюджетов, стали предметом рассмотрения Конституционного Суда, которым 17 июня 2004 г. вынесено Постановление N 12-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 155, п. 2 и 3 ст. 156 и абз. 22 ст. 283 Бюджетного кодекса РФ.
В указанном Постановлении Конституционный Суд определил правоотношения, возникающие между Банком России и его клиентами в связи с обслуживанием счетов бюджетов, в качестве публично-правовых, при этом указал, что «согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов».
Рассматривая
обслуживание счетов бюджетов как элемент
бюджетного процесса, Конституционный
Суд отметил, что публичный характер
бюджетно-правового
В Постановлении Конституционного Суда отражена коллизия норм бюджетного и гражданского законодательства: с одной стороны, признается бюджетно-правовой статус отношений сторон по договору на обслуживание счетов бюджета, с другой стороны, отмечается, что публичный характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства о договоре банковского счета.
Информация о работе МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ