Медицинское страхование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - оценка современного состояния медицинского страхования в России и определение направлений его совершенствования.
Поставленная цель обусловила необходимость постановки и решение таких задач:
-раскрытие сущности медицинского страхования;
-отражение проблемы обязательного и добровольного страхования;
- анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования ;
- определение основных направлений совершенствования медицинского страхования в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......3
1. Сущность медицинского страхования………………………………………………..….5
1.1 Общие сведения об обязательном медицинском страховании……………………….5
1.2. Перспективы развития системы медицинского страхования………………………...9
2. Формы медицинского страхования……………………………………………………..13
2.1. Система обязательного медицинского страхования в России……………….…….13
2.2. Добровольное медицинское страхование………………………………………….…18
2.3. Развитие, современное состояние и перспективы ДМС в России……………...…..21
2.4. Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов……………………………………….23
3.Основные проблемы медицинского страхования и пути их решения ………..…….…25
3.1. Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения……………………………………………………………………………………...25
3.2. Проблемы медицинского страхования. Возможные пути решения..……………....26
Заключение………………………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 476.00 Кб (Скачать)

          3акон  РФ «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации»  в качестве объекта добровольного медицинского страхования определяет риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая». При этом в Законе указывается, что добровольное медицинское страхование «обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг и иных услуг сверх установленных программами обязательного страхования».14 Объектами ДМС выступают две группы страховых рисков: 1) возникновение расходов на медицинские услуги по восстановлению здоровья, реабилитации, уходу; 2) потеря дохода в связи с невозможностью осуществления трудовой деятельности как во время заболевания, так и после – при наступлении инвалидности. Законодательство РФ ограничило объект медицинского страхования только возмещением затрат на медобслуживание.

          Страхователями  при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.15

          Добровольное  медицинское страхование предусматривало  качественно новый и до того неизвестный  отечественной страховой практике вид страхового правоотношения. Объектом его должны были выступать имущественные интересы третьих лиц, а не самого застрахованного. Понятие объекта раскрывалось в законе как «затраты но оказание медицинской помощи». Субъектный состав правоотношения усложнялся, кроме страховщика, страхователя и застрахованного лица в него вводилось медицинское учреждение как лицо, непосредственно оказывающее медицинскую помощь. 
     
     
     
     
     

          Взаимодействие  субъектов ДМС представлено на рис.1.

    Рис.1. Схема взаимодействия субъектов ДМС 
     

    2.3. Развитие, современное состояние и перспективы ДМС в России

          Добровольное  медицинское страхование – явление  в правовом смысле глубоко частное, какое бы то ни было вмешательство государства в частные отношения невозможно, если, конечно, эти отношения нормально развиваются.

          Не  случайно в 1999 г. по инициативе Федерального фонда обязательного медицинскою страхования проходило обсуждение законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». По этому законопроекту должно было произойти раздвоение закона на два: «Об обязательном медицинском страховании» и «О медицинском страховании». Это была попытка отделить ОМС с его специфическим правовым режимом от ДМС.

          Жизнь показала, что замысел законодателя не оправдался. ДМС не получило должного распространения, во всяком случае, оно  не стало значительной финансовой «подпоркой»  здравоохранения. Причин этому много, главная из них – экономические  проблемы. Но определенные недостатки заложены и в самом законе. Так, не реализуются на практике предусмотренные ч.2 ст.13 Закона налоговые льготы для предприятий, направляющих средства из прибыли ДМС.16 Между тем именно предприятия на сегодняшний день единственно реальные страхователи, на которых необходимо делать ставку. Только коллективный страхователь способен дать толчок дальнейшему развитию ДМС. Индивидуальный страхователь не имеет на сегодняшний день средств для оплаты полиса ДМС, и, если обращается за услугами страховщика, то только тогда, когда ему уже понадобилась медицинская помощь, и, как. правило, – дорогостоящая. В этом смысле работа с индивидуальным страхователем невыгодна для страховщика. Коллективный страхователь обычно заключает договоры ДМС в пользу своих работников – людей трудоспособного возраста, которым реже требуется медицинская помощь. Работа с коллективным страхованием выгодна для страховщика и в конечном счете для системы ДМС и здравоохранения.

          Индивидуальное  страхование не получит большого распространения в нашей стране еще и потому, что наше общество традиционно ориентировано на коллективизм и коллективные формы реализации прав.

          Кроме коллективной формы ДМС возможна так называемая корпоративная форма, когда страхователем выступает общественное объединение, страхуя своих членов, либо создается ассоциация страхователей. Ассоциация страхователей – форма объединения граждан для совместного участия в каком-либо (в нашем случае — ДМС) виде личного или имущественного страхования. Корпоративное страхование пока, к сожалению, распространения не получило. Хотя могло бы развиваться, например, в мелких муниципальных образованиях, где организацию ассоциации страхователей взяли бы на себя муниципальные власти, а в ассоциацию входили бы все жители муниципального образования.

          В целом по стране ДМС занимаются многие компании, и наиболее успешно - «Ингосстрах», «Промышпенно-строитепьная компания», СК «Спасские ворота»17, в Самарской области – СК «АскоМЕД», «СамараМед» и др.

          Потенциал ДМС очевиден. Но необходимо заинтересовать коллективного и корпоративного страхователя (последнего надлежит еще и формировать). Необходимо создать систему действенных налоговых, экономических, правовых льгот для предприятий, заключающих договоры ДМС в отношении своих работников, распространить эти льготы на частных предпринимателей, использующих наемный труд, предусмотреть возможность для небольших (а возможно, и больших) муниципальных образований выступать в роли корпоративного страхователя для населения этих муниципальных образований.

          Создание льготного режима для страхователей возможно как на федеральном, так и на региональном уровне. Региональный уровень представляется даже более оптимальным. Во-первых, региональная власть ближе населению, во-вторых, именно на региональную власть замыкаются проблемы здравоохранения. 

    2.4. Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

       Доходы  бюджета Федерального фонда на 2010 год установлены в размере 105,9 млрд. рублей, расходы - 110,9 млрд. рублей. Бюджет Фонда на 2010 год утвержден с дефицитом в размере 5,0 млрд. рублей, источником финансирования которого определены остатки средств бюджета по состоянию на 1 января 2010 года.

       Бюджет  Фонда на плановый период 2011 и 2012 годов  сбалансирован по доходам и расходам.

       В доходах бюджета ФОМС основную долю составляют средства ОМС в виде страховых  взносов.

       Средства  федерального бюджета, передаваемые бюджету  Фонда, предусмотрены в размерах в 2010 году - 4,7 млрд. руб., в 2011 году - 18,3 млрд.руб. и в 2012 году - 20,5 млрд.рублей.

       В 2010 году 4,0 млрд.руб. предусматривается  на дополнительную диспансеризацию  работающих граждан, в 2011 и 2012 годах  на эти цели предусмотрено направить  ежегодно по 4,0 млрд.руб., 0,73 млрд.руб. - на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2011-2012 годах, расходы на указанные цели составят соответственно 0,89 млрд.руб. и 0,9 млрд.рублей.

       Выпадающие  доходы бюджета Фонда в 2011-2012 годах в связи льготным налогообложением, предусмотренным для плательщиков, уплачивающих налоги по упрощенной системе налогообложения предусматривается компенсировать за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Объем указанной компенсации в 2011 году предусматривается в размере 13,4 млрд. рублей, в 2012 году - 15,6 млрд. рублей.

       Расходы бюджета Фонда запланированы  за счет средств обязательного медицинского страхования:

       на  ежемесячные дотации в бюджеты  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2010 год в сумме 85,7 млрд. рублей с сохранением объемов, утвержденных в 2009 году;

       на  оплату медицинских услуг, оказанных  женщинам в период беременности и  родов, послеродовом периоде и по дополнительному диспансерному  наблюдению ребенка в течение  первого года жизни (трансферты бюджету  Фонда социального страхования  Российской Федерации) в сумме 17,5 млрд. рублей в 2010 году;

       на  формирование нормированного страхового запаса в 2010 году - в сумме 2,4 млрд. рублей.

       Законом закрепляется, что условием предоставления дотаций в 2010 году является перечисление из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов ОМС ежемесячно не менее 8 процентов размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации.

       Распределение дотаций территориальным фондам ОМС осуществлялось в соответствии с положениями Методики распределения дотаций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2010 год. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    3.Основные  проблемы и пути решения медицинского страхования

3.1. Проблемы обязательного медицинского страхования  в России и пути их решения.

              Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса 3.6% от фонда оплаты труда – не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть – это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально-значимые виды медицинской помощи.

        Платежи за неработающее население из средств  выделенного бюджета здравоохранения  ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить так как рост активного туберкулеза среди детей за последние пять лет увеличился почти на 30% и т.д.. Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами,  а более дорогими технологиями.

        Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.

        Результаты  сборов страховых взносов и наличие задолженности по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования показывают необходимость  значительной  работы по совершенствованию методов сбора страховых взносов. (Приложение 5)

        Сложившаяся в России ситуация, когда система здравоохранения не получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти обусловлена неспособностью собирать страховые взносы вовремя.

        Особой  проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц18.

        Еще одна острая проблема – это проблема достоверности информации о поступлении  и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей.

        В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и  медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо:

  • исполнение Закона РФ « О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным;
  • в связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях 10 – 20 %, целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС;
  • разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страховании.

        Таким образом, проводимая в России реформа здравоохранения, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.  

Информация о работе Медицинское страхование в России