Медицинское страхование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - оценка современного состояния медицинского страхования в России и определение направлений его совершенствования.
Поставленная цель обусловила необходимость постановки и решение таких задач:
-раскрытие сущности медицинского страхования;
-отражение проблемы обязательного и добровольного страхования;
- анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования ;
- определение основных направлений совершенствования медицинского страхования в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......3
1. Сущность медицинского страхования………………………………………………..….5
1.1 Общие сведения об обязательном медицинском страховании……………………….5
1.2. Перспективы развития системы медицинского страхования………………………...9
2. Формы медицинского страхования……………………………………………………..13
2.1. Система обязательного медицинского страхования в России……………….…….13
2.2. Добровольное медицинское страхование………………………………………….…18
2.3. Развитие, современное состояние и перспективы ДМС в России……………...…..21
2.4. Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов……………………………………….23
3.Основные проблемы медицинского страхования и пути их решения ………..…….…25
3.1. Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения……………………………………………………………………………………...25
3.2. Проблемы медицинского страхования. Возможные пути решения..……………....26
Заключение………………………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 476.00 Кб (Скачать)

          Значительно (на 34,6%) возросли поступления на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 24,1 млрд. рублей. Однако это только 1/3 часть от расчетной потребности, которая составляет 76,0 млрд. рублей, ведь неработающее население составляет порядка 60% от общей численности населения Российской Федерации.

          В настоящее время государственные  обязательства по предоставлению бесплатной медицинской помощи не обеспечиваются финансовыми ресурсами. До сих пор не утверждена базовая программа ОМС, а территориальные программы ОМС финансируются лишь на 40-60%.

          Правительство разрабатывает и предоставляет  базовую программу ОМС вместе с финансово-экономическими обоснованиями для утверждения Государственной Думой.

          Чтобы избежать чрезмерной декларативности  обязательств по базовой программе  ОМС, она должна рассчитываться как  минимальный социальный стандарт в  виде минимального норматива финансирования на одного жителя. Этот норматив должен быть ориентиром для расчета территориальной программы ОМС на уровне субъекта федерации. Иначе говоря, каждая территория должна иметь свою базовую программу в размере минимальных государственных обязательств. После оценки своих возможностей субъект федерации принимает дополнительные обязательства, которые финансируются в территориальной программе ОМС.

          Основными участниками системы обязательного  медицинского страхования помимо граждан  являются непосредственно сами страхователи и страховщики.

          Страхователями  в системе ОМС являются физические и юридические лица, заключившие договор страхования со страховщиком. Страхователями для работающего населения выступают предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и лица свободных профессии; для неработающего – органы исполнительной власти разных уровней.

          Страхователями  по ОМС, т.е. теми, которые уплачивают страховые взносы на обеспечение всех граждан медицинским страхованием, выступают работодатели и местные органы исполнительной власти.

          Работодатели  обязаны платить страховые взносы за работающее население. Тариф страховых  взносов устанавливается федеральным  законом и в настоящее время  составляет 3,6% к фонду оплаты труда. Правила начисления и уплаты страховых взносов представлены в Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров Правительства РФ от 11.10.93 г. № 1018. В соответствии с этим документом страховые взносы в фонды ОМС обязаны платить все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. К ним относят:

  • организации, учреждения, предприятия;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными видами хозяйствования;
  • граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, частной практикой;
  • граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве;
  • лиц творческих профессий.

          Освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.6

          Фонды ОМС – это самостоятельные  государственные кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования. Фонды ОМС предназначены для аккумулирования страховых взносов, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

          Федеральные фонды ОМС создаются высшим органом  законодательной власти и Правительством РФ. Территориальные фонды ОМС создаются соответствующими органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.7

          1-й  уровень страхования  в системе ОМС представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Сам он не осуществляет страховые операции и не финансирует систему ОМС граждан. Фонд был создан для реализации государственной политики в области медицинского страхования, а его роль в ОМС сводится к общему регулированию системы, что достигается как за счет нормативного регулирования основных положений ОМС на территории РФ, так и за счет финансового регулирования осуществления медицинского страхования граждан в субъектах Федерации.

          ФОМС  является самостоятельным государственным  некоммерческим финансово-кредитным учреждением, подотчетен Законодательному Собранию и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Государственной Думой.8

          Финансовые  средства фонда образуются за счет части страховых взносов предприятий (0,2% от ФОП), взносов территориальных  фондов ОМС на реализацию совместных программ и других источников, определяемых законодательством РФ.

          Федеральный ФОМС выравнивает условия деятельности территориальных ФОМС по обеспечению  финансирования ОМС за счет предоставления финансовой помощи, финансирует целевые программы в рамках ОМС, утверждает типовые правила ОМС граждан, разрабатывает нормативные документы, участвует в разработке базовой программы ОМС для всей территории РФ, осуществляет международное сотрудничество в области медицинского страхования, участвует в организации территориальных фондов ОМС, осуществляет финансово-кредитною деятельность для выполнения задач по финансированию ОМС и проводит научно-исследовательские работы и подготовки специалистов для ОМС.

          2-й  уровень организации  обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами. Этот уровень – основной в системе, поскольку именно территориальными фондами осуществляются сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС.

          Территориальные ФОМС создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти.

          Финансовые  средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.9 Они образуются за счет:

  • части страховых взносов, уплачиваемых предприятиями на ОМС работающего населения (3,4% ФОТ);
  • средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС неработающего населения;
  • средств, взыскиваемых в результате предъявления регрессных требований к страхователям, медицинским учреждениям и другим субъектам;
  • средств, получаемых от применения финансовых санкций к страхователям за нарушение порядка уплаты страховых взносов;
  • других источников, предусмотренных законодательством РФ.10

          Главной задачей ТФОМС является обеспечение  реализации ОМС на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.

          Руководство деятельностью ТФОМС осуществляется так же правлением и исполнительной дирекцией. Председатель правления избирается правлением, а исполнительный директор назначается местной администрацией.

          3-й  уровень в осуществлении  ОМС представляют страховые медицинские организации (СМО). Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

          По  Положению о страховых медицинских организациях, осуществляющих ОМС, в качестве СМО может выступать юридическое лицо любой формы собственности и организации, предусмотренной российским законодательством, и имеющее лицензию на проведение ОМС, выдаваемую департаментом страхового надзора.

          СМО вправе одновременно проводить обязательное и добровольное медицинское страхование  граждан, но не вправе осуществлять другие виды страховой деятельности. При  этом финансовые средства по обязательному  и добровольному страхованию  учитываются СМО раздельно. СМО не имеют права использовать средства, перечисляемые им на реализацию ОМС, в коммерческих целях.

          Основными функциями СМО являются:

  • участие в выборе и аккредитации медицинских учреждений;
  • оплата медицинских услуг, предоставляемых застрахованным;
  • осуществление контроля за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг, в том числе предъявление регрессных требований и исков медицинским учреждениям по фактам нарушения условий ОМС или причинения ущерба застрахованным;
  • формирование страховых резервов: резерва оплаты медицинских услуг, резерва финансирования предупредительных мероприятий и запасного резерва и другое.  

          Таким образом, деятельность СМО представляет заключительный этап в реализации положений  ОМС. Страховые медицинские организации  – важное звено в системе обязательного медицинского страхования. Цель страховой медицинской организации – обеспечить оплату медицинской помощи, следить за полнотой и качеством предоставляемых медицинских услуг и защищать право застрахованных лиц.11

    2.2. Добровольное медицинское страхование

          Конституция РФ в статье 41 провозглашает право  на охрану здоровья и медицинскую помощь, ставя его в один ряд с такими социальными правами, как право на пенсионное и социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану материнства и детства. Экономические гарантии сами представляют собой систему, центральное место в которой занимают государственное (бюджетное) финансирование, обязательное медицинское страхование (ОМС) и добровольное медицинское страхование (ДМС). ДМС должно было бы занять достойное место среди экономических гарантий права на охрану здоровья и стать одной из наиболее действенных среди них.12

          Впервые о ДМС заговорили в 90-е годы к  исходу горбачевской перестройки, когда  окончательно стало ясно, что государство не в состоянии исполнять свои обязательства по финансированию здравоохранения. Надвигалась экономическая катастрофа, которая все более сказывалась на реализации государством социальных функций. В этих условиях было решено обратиться к опыту других стран, где национальные системы здравоохранения имеют различные источники финансирования, дополняющие друг друга. Организаторы здравоохранения, экономисты и законодатель одинаково понимали необходимость реформ в отросли, в первую очередь, – пересмотра концепции финансового обеспечения здравоохранения.

          С экономической точки зрения ДМС  представляет собой механизм компенсации гражданам расходов и потерь, связанных с наступлением болезни или несчастного случая, т.е. страхового случая – (в ДМС) обращение застрахованного лица в медицинское учреждение (к врачу) за медицинской помощью. Страховой случай считается урегулированным, когда по медицинским показаниям исчезнет необходимость дальнейшего лечения. Число страховых случаев по правилам ДМС может быть неограниченным.

          Добровольное  медицинское страхование – весомое  дополнение к системам государственного здравоохранения или ОМС.

          В России ДМС как экономическая  и правовая категория и вид  страховой деятельности возникло в 1991 г. с принятием Закона РСФСР  «О медицинском страховании граждан  в РСФСР» от 28.06.1991 г. № 1499-1. Предусмотренная  законом страховая модель коренным образом отличалась от существовавших на тот момент разновидностей личного страхования. Речь шла о качественно новом для нашей правовой системы правоотношении. Новизна была в объекте возникающего при ДМС страхового правоотношения. По-новому выглядел и его субъектный состав. Личное страхование, в том числе страхование здоровья, распространенное в советский период, предусматривало при наступлении страхового случая (болезни или другого вреда здоровью) выплаты непосредственно застрахованному. Цель такого страхования – сгладить возможные финансовые потери застрахованного, понесенные им в результате повреждения здоровья. Объектом страхования выступали в данном случае имущественные интересы застрахованного лица. Наиболее распространенной была «простая» структура страхового правоотношения, включающая в качестве субъектов страховщика и страхователя, причем страхователь обычно персонально совпадал с застрахованным. 13

Информация о работе Медицинское страхование в России