Малый и средний бизнес в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие сектора малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики любого государства. Статистические данные по структуре ВВП зарубежных стран говорят о том, что в рыночной экономике малый бизнес представляет собой ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Помимо этого, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Малый и средний бизнес в Республике Казахстан……………………………...4
1.1. Малый бизнес – сущность, функции и его роль в экономике……………..4
1.2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………...5
2. Кредитование малого и среднего бизнеса……………………………………….8
2.1. Представительство политических интересов малого и среднего бизнеса..9
2.2. Проблемы кредитования малого бизнеса………………………………….10
3. Статистические данные малого и среднего бизнеса Республики Казахстан...13
3.1. Показатели состояния социально-экономического положения в регионе МСБ………………………………………………………………………………19
3.2. Информация о развитии малого предпринимательства по Восточно-Казахстанской области…………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Кредитование_малого_и_среднего_бизнеса_в_РК.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Для того чтобы ускорить сроки вливания средств госбюджета, «Самрук-Казына»  предлагает исключить из процесса принятия решений специальные комиссии, созданные при акиматах для отбора проектов. Однако представители МСБ опасаются, что данная мера, наоборот, усложнит ситуацию и уменьшит количество потенциальных участников программы. По их словам, являясь исполнительными органами, акиматы знают, какие проекты, компании и отрасли нужно финансировать для развития региона, и выступают на стороне предпринимателей.

     Еще одна проблема «ДАМУ-регионы» – это  более высокие по сравнению с  программой 50/50 кредитные ставки. Напомним, в этой схеме маржа акиматов колеблется от 6,72% до 8,64% (ориентиром для установления ставки служит уровень доходности по государственным ценным бумагам), ставка Фонда «ДАМУ» – до 1,5%, еще 5% получают БВУ. В итоге конечная ставка вознаграждения для заемщика достигает 14%. В этой связи на правительственном совещании 10 ноября г-н Келимбетов заявил, что ставки должны быть унифицированы на уровне 12,5% годовых, чтобы исключить конкуренцию между госпрограммами. Сделать это предполагается за счет снижения маржи акиматов, которые будут предоставлять свои ресурсы «Самрук-Казына» под 3% годовых. По заверению специалистов фонда, все средства, выделенные из госбюджета в рамках программы 28/28, будут освоены к 1 марта 2009 года [13].

     Государство принимает программы, создает институты, выделяет финансы. Главным камнем преткновения является реализация этих программ, на этапах которой и выявляются все проблемы. Среди основных барьеров, помимо высоких процентных ставок, можно выделить бюрократию, отсутствие у заемщиков залоговой базы, недоразвитость финансовой инфраструктуры, коррупцию. Как показывают последние опросы представителей МСБ, более 90% предпринимателей считают, что необходимо усилить прямую господдержку, исключив из цепи взаимодействия «государство – МСБ» промежуточные звенья, например банки.

     Однако  и такое предложение вызывает определенные сомнения. Наглядный пример – «ДАМУ-Колдау», которая из-за затянувшихся внутренних согласований в институтах развития реально до сих пор не работает. При этом требования фонда  к заемщикам по рискам, финансовой устойчивости, организационной состоятельности и проработанности проекта по своей жесткости не очень отличаются от банковских.

     На  данный момент от 50% до 70% предпринимателей по-прежнему кредитуются в банках. Немногие, чуть более 10%, используют услуги микрокредитных организаций, у которых ставка еще выше.  
В Казахстане есть и альтернативные кредитованию источники финансирования. Однако для МСБ это пока, скорее, теоретическая возможность. Одним из способов является привлечение бизнес-партнера или инвестиционного фонда. Сегодняшние проблемы заставляют менять позиции. Другой вариант – фондовый рынок, о необходимости развития которого все говорили... и говорят до сих пор. Условия по вхождению в него сейчас значительно либерализованы, особенно для малых и начинающих компаний [14]. Главным из них остается прозрачность, к чему чаще всего не готовы сами предприниматели. Существует и вариант венчурного финансирования, однако, несмотря на длительную историю и имеющуюся инфраструктуру, эта отрасль не демонстрирует высоких результатов. Возможность обновить свои основные фонды МСБ мог бы получить через лизинг. Тем более что правительство отказалось от предполагавшихся ранее изменений в законодательстве по отмене льгот для лизинговых структур. Однако динамика этого рынка также замерла на фоне спада в производственном секторе.

     Между тем 24 ноября на селекторном заседании  правительства в Астане председатель правления «Самрук-Казыны» объявил, что, согласно поручению главы государства, фонд в следующем году выделит еще 1 млрд. долларов на кредитование МСБ. Из них 70% будет направлено на рефинансирование текущих проектов для общего снижения ставки в малом бизнесе и 30% – на реализацию новых проектов. В целом государственное фондирование должно быть предоставлено МСБ с конечной ставкой не более 14%. Примечательно, что схема реализации особо не изменится: средства «Самрук-Казыны» предполагается распределять через фонд «ДАМУ» и коммерческие банки, условия участия и маржа которых пока не определены. Остается надеяться, что окончательный механизм реализации новой программы будет выработан путем диалога и скоординированных усилий правительственных органов, институтов развития, финансовых структур и представителей бизнеса [15].

3.1. Показатели состояния социально-экономического положения в регионе МСБ

    

     Развитие МСБ:

  1. Общее состояние субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионе:

    - количество активных субъектов  малого и среднего бизнеса  на 01.09.2009 г. к аналогичному периоду 2008 года увеличилось на 12,4% и составило 69733 единиц; 
       - в отраслевом разрезе наибольшее увеличение предприятий малого бизнеса наблюдается в сфере строительства на 94 субъектов,  сельском хозяйстве на 20;

    - снизилось количество предприятий, в сфере торговли на 32, в обрабатывающей промышленности на 76, горнодобывающей на 5;

    - выпуск продукции субъектами  малого и среднего бизнеса  составил 102 009,0 млн. тенге или  91,6% к 2008 году; при показатели по  республике 92,4 %. 
       - количество занятых в малом и среднем бизнесе составило 196653 человека или 101,3% по сравнению с прошлым годом, при средне республиканском показатели 98,1%;

    - доля занятого населения в  сфере малого и среднего бизнеса  в общем объеме экономически  активного населения области по сравнению с 2008 годом увеличилась на 0, 5 % и составила 25,7%.

  1. Обеспеченность финансовыми ресурсами предприятий МСП: 
            - в рамках освоения 3-го транша программы обусловленного размещения средств через банки второго уровня АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» по области заключено договоров на финансирвоание субъектов малого и среднего бизнеса на сумму 8,3 млрд. тенге;

        - ВК филиалом АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» на 01.09.2009 года сельскому населению области выдано микрокредитов на сумму 100,0 млн. тенге;

        - в городах и районах области функционируют кредитные товарищества, ими выдано кредитов сельхозтоваропроизводителям на 648,6 млн. тенге;

        - через представительство АО «Продкорпорация» на весенне-полевые и уборочные работы выделено 303,5 млн. тенге;

        - филиалом АО «Казагрофинанс» на приобретение сельскохозяйственной техники и перерабатывающего оборудования, в том числе по финансовому лизингу, инвестировано 843,6 млн. тенге;

        - основным по объему предоставляемых средств источником инвестиций для малого предпринимательства являются банки второго уровня. В т.г. субъектам малого предпринимательства ими выдано кредитных ресурсов на сумму 22,4 млрд. тенге;

        - удельный вес налоговых платежей от малого бизнеса в общем объеме в 1 полугодии 2009 года по сравнению с 2008 годом увеличился на 4,4% и составил 27,2% [16].

     
 

3.2. Информация о развитии малого предпринимательства по Восточно-Казахстанской области 

     По  состоянию на 1 апреля 2009 года в Восточно-Казахстанской области было зарегистрировано 11907 предприятий малого бизнеса, что на 104,4 % больше чем на соответствующую дату предыдущего года.  
Количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств составило - 56028 единиц, что на 106,3% больше по сравнению с началом т.г. Численность занятых в малом бизнесе за 1 квартал увеличилась на 3,2 % и составила 167,2 тыс. человек.

     Выпуск  продукции (товаров, услуг) субъектами малого бизнеса на 01.04.2009 г. составил 24433,8 млн. тенге или 101,0% к показателю соответствующего периода 2008 года.

     В целях финансовой поддержки предпринимательства  для кредитования  приоритетных  проектов субъектов малого и среднего бизнеса в текущем году в области из средств АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» через банки второго уровня по программе «Даму-Регионы» выделено 1,3 млрд. тенге.  
По программе обусловленного размещения средств АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» через банки второго уровня (3 транш), реализуемой в настоящий момент в Республике, заключено договоров на финансирование 215 проектов субъектов малого и среднего бизнеса на сумму 6,9 млрд. тенге [17].

     В области действует 17 кредитных товариществ, которыми за 1 квартал предоставлено  кредитов сельхозтоваропроизводителям на 328,9 млн. тенге. ВК филиалом АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» сельскому населению области выдано микрокредитов на сумму 9,0 млн. тенге. 
Через филиал АО «Казагрофинанс» на приобретение сельскохозяйственной техники и перерабатывающего оборудования, в том числе по финансовому лизингу, направлено 300,0 млн. тенге, дополнительно находятся на рассмотрении инвестиционные проекты на общую сумму 10,4 млрд. тенге. 
Заключены договора на сумму 372,2 млн. тенге на кредитование проектов через представительство АО «Продкорпорация».

     Основным  по объему предоставляемых средств  источником кредитов для малого предпринимательства  являются банки второго уровня. В  текущем году субъектам малого бизнеса  ими выдано 7,6 млрд. тенге.

     Обеспечивается  участие субъектов малого предпринимательства в проводимых в области конкурсах по государственным закупкам, объем которых у данной категории субъектов в 1 квартале т.г. составил 3,6 млрд. тенге, или 46,4% от его общего объема.

     С целью принятия мер по поддержке  отечественных поставщиков проводятся анализ закупок, осуществляемых  крупными компаниями области у субъектов малого и среднего бизнеса. Доля товаров и услуг МСП в общем объеме закупок крупных предприятий региона (АО «Казцинк», АО «УК ТМК», АО «УМЗ», Филиал ТОО «Корпорация «Казахмыс») в марте 2009 года в среднем составила 67%.

     Для организации предпринимательской  деятельности предоставлено 126 земельных  участков, выдано 42 разрешения на перепланировку квартир, передано в доверительное  управление 3 объекта коммунальной собственности.  
В целях создания и развития предприятий, ориентированных на выпуск качественной конкурентоспособной  продукции в городах  Усть-Каменогорск и Семей созданы индустриальные зоны «Өркен» и «Өндіріс», на территории которых в текущий момент к реализации планируется 28 инвестиционных проектов.

     Для создания предприятий с долевым  участием бизнеса в СПК «Ертiс» на рассмотрении находится 23 проекта  на общую сумму 99308,25 млн.тенге. Акционерным  обществом на сегодняшний день рассматривается  возможность участия в 14 проектах.

     В целях развития ремесленничества и  возрождения народных  видов прикладного искусства в рамках заключенного Меморандума о взаимовыгодном сотрудничестве между управлением и фондом Евразия Центральной Азии в городе Усть-Каменогорске открыт ресурсный Центр ремесленников [18].

     Обеспечивается  работа по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства  области. В рамках деятельности областной  Рабочей группы совместно с представителями  бизнеса в текущем году разработана Схема процесса рассмотрения заявки и выдачи государственной лицензии на эксплуатацию объектов хранения нефтепродуктов (АЗС, нефтехранилища). Итогом работы стало снижение сроков прохождения процедуры на 50 дней, упрощение и отмена ряда требований.

     В целях недопущения фактов волокиты при прохождении разрешительных процедур при предоставлении прав на земельные участки областным управлением земельных отношений совместно с заинтересованными госорганами при участии общественных объединений предпринимателей разработана Схема сроков прохождения разрешительных процедур при предоставлении права на земельные участки при строительстве и реконструкции [19]. Акимам городов и районов рекомендовано неукоснительное применение и соблюдение сроков принятой схемы.

     В рамках заключенного Меморандума о сотрудничестве между управлением и Фондом информационной поддержки развития общества, реализующим на территории области Проект USAID по улучшению бизнес среды (BEI), в настоящее время проводится работа по выработке предложений на предмет оптимизации следующих административных процессов:

     - открытие бизнеса;

     - регистрация недвижимости;

     - ликвидация юридических лиц;

     - проведение конкурсов по государственным  закупкам;

     - экологическая экспертиза объектов.  
 
 

Заключение

 

 

       Динамизм, развитие и диверсификация форм малого и среднего бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

       Хотелось бы надеяться, что  в ближайшее время и наша  страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого и среднего бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в Казахстане. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

       Хотелось бы заметить, что несомненная  перспективность сектора малого  и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование казахстанского рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Малый и средний бизнес в Республике Казахстан