Малый и средний бизнес в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие сектора малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики любого государства. Статистические данные по структуре ВВП зарубежных стран говорят о том, что в рыночной экономике малый бизнес представляет собой ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Помимо этого, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Малый и средний бизнес в Республике Казахстан……………………………...4
1.1. Малый бизнес – сущность, функции и его роль в экономике……………..4
1.2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………...5
2. Кредитование малого и среднего бизнеса……………………………………….8
2.1. Представительство политических интересов малого и среднего бизнеса..9
2.2. Проблемы кредитования малого бизнеса………………………………….10
3. Статистические данные малого и среднего бизнеса Республики Казахстан...13
3.1. Показатели состояния социально-экономического положения в регионе МСБ………………………………………………………………………………19
3.2. Информация о развитии малого предпринимательства по Восточно-Казахстанской области…………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Кредитование_малого_и_среднего_бизнеса_в_РК.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Ведение……………………………………………………………………………….3

1. Малый  и средний бизнес в Республике  Казахстан……………………………...4

    1.1. Малый бизнес – сущность, функции  и его роль в экономике……………..4

    1.2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………...5

2. Кредитование малого и среднего бизнеса……………………………………….8

    2.1. Представительство политических интересов малого и среднего бизнеса..9

    2.2. Проблемы кредитования малого бизнеса………………………………….10

3. Статистические  данные малого и среднего бизнеса  Республики Казахстан...13

    3.1. Показатели состояния социально-экономического положения в регионе МСБ………………………………………………………………………………19

    3.2. Информация о развитии малого предпринимательства по Восточно-Казахстанской области…………………………………………………………20

    Заключение………………………………………………………………………….22

    Список  использованных источников……………………………………………...23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

 

     Значение  сектора малого и среднего бизнеса в различных странах определяется экономической и социальной ролью, которую он играет в общем развитии государства.

     Становление и развитие сектора малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики любого государства. Статистические данные по структуре ВВП зарубежных стран говорят о том, что в рыночной экономике малый бизнес представляет собой ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Помимо этого, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость.

     Необходимо  отметить наличие объективных специфических  особенностей развития малого бизнеса  в разных странах. Это обусловлено  историческими и культурными  традициями, уровнем развития экономики, а также законодательными и институциональными условиями поддержки сектора малого бизнеса. В связи с этим некорректно сравнивать уровень развития малого предпринимательства в различных государствах без учета их общеэкономического развития.

     Тема  развития малого и среднего бизнеса  и необходимых форм его поддержки является чрезвычайно актуальной. Как показывает международный опыт, именно этот фактор прямо и непосредственно способствует политической, социальной стабильности общества, влияет на формирование среднего класса, а также развитие социально-политических демократических институтов в обществе. Малый бизнес выполняет важную социальную функцию: он способствует насыщению товарного рынка, развитию конкурентной среды, структурной перестройке производства и общества.  

     Целью данной курсовой работы является определение роли и места данного сектора в развитии государства.  

      Достижение  поставленной цели предполагает рассмотрение следующих вопросов:

    -   Определение понятия "малый и средний бизнес" в мировой практике;

    -   Обобщение основных функций, присущих рассматриваемому сектору экономики;

    -   Определение роли малого и среднего бизнеса в экономическом развитии государства.

          - Кредитование малого и среднего  бизнеса. 

1. Малый и средний  бизнес в Республике  Казахстан

1.1. Малый бизнес – сущность, функции и его роль в экономике

     «Малый  бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

     Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных  организационно правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

     Общеизвестно, что  сектор малого бизнеса является одним  из ключевых  элементов рыночной экономики с присущими ему закономерностями развития. Его роль определяется тремя основополагающими функциями:

    -         экономической;

    -         социальной;

    -         политической [1]. 

     Экономическая функция сектора малого бизнеса заключается в его вкладе в производство ВВП, влиянии на структуру экономики и создание конкурентной среды. Также малый бизнес способствует укреплению экономической независимости населения и, как следствие, росту платежеспособного спроса.    

     В силу своей специфики и возможностей малые предприятия ориентируются преимущественно на локальные узкоспециализированные сегменты рынка товаров и услуг. Они занимают специфичные рыночные ниши, производя товары, которые из-за высоких накладных (indirect costs) расходов или быстро изменяющихся потребительских предпочтений могут быть экономически невыгодными для производства на крупных и средних предприятиях. Мобилизуя местные финансовые, трудовые и прочие ресурсы, малые предприятия через развитие производства и внутри- и межрегиональной торговли способствуют оживлению локальной экономики.  

     Социальная  функция малого бизнеса заключается  в смягчении последствий структурной  трансформации экономики и перехода к рыночным отношениям, решении проблем  занятости населения, вовлечении в экономическую деятельность наименее социально защищенных слоев населения.  

      В области решения проблемы безработицы  сектор малых предприятий в целом  способен предоставить значительное количество рабочих мест при относительно невысоких  капитальных затратах. Как основной создатель рабочих мест, даже в периоды спадов, малый бизнес помогает сохранить или повысить источники доходов, способствует их более равномерному распределению, внося таким образом вклад в обеспечение социальной стабильности.  

      Одной из важных социальных функций, которую выполняет малый бизнес в обществе, является изменение сознания населения. В рыночной экономике малый бизнес является не только источником средств к существованию, но также способом раскрытия потенциала личности. Особенно это актуально для пост-социалистических стран, где проведение структурных изменений, связанных с рыночными преобразованиями экономики, привело к тому, что значительное количество людей вынуждено было обратиться к малому предпринимательству, как способу обеспечения самозанятости.  

     Политическая  функция сектора малого бизнеса, на примере зарубежных стран, заключается в формировании самостоятельного класса собственников в обществе. Широко известно, что успешно развивающиеся представители малого бизнеса пополняют средний класс, который является гарантом политической стабильности в обществе. 

     Во  многих странах предпринимателями  ищут активного участия в политических процессах, формируют политические движения и партии, выражающие и  лоббирующие их интересы.  

     Признание значимости выполняемых малым бизнесом функций способствовало тому, что  практически во всех странах вопросам развития и поддержки малого бизнеса  уделяется существенное внимание как  на национальном, так и на местном  уровнях.  

     В Законе Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства в РК» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [2].

1.2. Роль малого бизнеса в экономике

     Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

     Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

     Несмотря  на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных  компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров.

     Успех малого бизнеса в этой области  можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

     Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных [3]. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

     Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство  воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

     Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

     Фактически  они теряют свою независимость и  превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

     Важность  малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Информация о работе Малый и средний бизнес в Республике Казахстан