Лизинговые операции и их развитие в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы: выяснить преимущества лизинга и объективную необходимость его использования в условиях финансовых ограничений и предложение путей решения некоторых проблем в области совершенствования лизинга в России.

Поставленные цели достигались путем решения следующих задач:

- раскрытие сущности лизинга, его функции и виды;

- определение объектов и субъектов лизинговых операций, а так же технику проведения лизинговых операций;

- выявить преимущества и недостатки лизингового бизнеса перед другими альтернативными путями вложения капитала;

- осветить современное состояние рынка лизинга в России, перспективы его развития и проблемы осуществления;

- выявить, какие недостатки в законодательстве и другие факторы затормаживают развитие лизинга у нас в стране

Содержание

Введение

Сущность, классификация и правовое регулирование лизинговых отношений
1.1 Понятие и финансовое значение лизинга

1.2 Предмет, субъекты и объекты лизинга

1.3 Формы и виды лизинговых операций

1.4 Нормативно правовое обеспечение лизинговых операций

в России

2 Рынок лизинговых услуг в России

2.1 Современное состояние лизинга в России

2.2 Преимущества и недостатки лизинга

2.3 Актуальные проблемы лизинга сегодня

3 Перспективы развития лизинговых операций в России

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 119.82 Кб (Скачать)

       Первыми нормативно-правовыми документами, определяющими и регулирующими  лизинг, были Указ Президента РФ “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” от 17.09.1994 г, № 1929 и  Постановление Правительства РФ “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” от 29.06.1995 г. № 633.

       Для развития форм инвестиций в средства производства посредством лизинга, защиты прав собственности, прав участников лизинговой сделки и обеспечения  эффективности инвестирования в  конце октября 1998 года был принят Федеральный закон “О лизинге” № 164-ФЗ [1].

       В июле 2001 года Государственной Думой в третьем чтении был принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах” от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ.

       Его основные положения, касающиеся лизинговой деятельности:

       1) амортизационная политика:

       2) отнесение лизинговых платежей  к расходам, учитываемым при исчислении  налогооблагаемой базы: в случае  если предмет лизинга учитывается  на балансе лизингополучателя,  к расходам относятся лизинговые  платежи за вычетом начисленной  по данному имуществу амортизации;

       3) Отменяются налоговые льготы, среди  которых и льгота по налогу  на прибыль, предоставляемая организациям, осуществляющим капитальные вложения.

       8 августа 2001 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” № 128-ФЗ, который вступил в силу с 10 февраля 2002 года. Этот закон исключил лизинговую деятельность из списка лицензируемых видов деятельности с 10 февраля 2002 года.

       29 января 2002 года был принят Федеральный  закон РФ “О внесении изменений  и дополнений в закон “О  лизинге” от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ” № 10-ФЗ. Несмотря на то, что закон “О лизинге” стал называться законом “О финансовой аренде (лизинге)”, последний, сохранив все направления и формы развития лизинга, внес в базовый закон необходимые уточнения и корректировки в соответствии с недавно принятыми нормативно-правовыми актами.

       Среди важнейших положений Федерального закона “О финансовой аренде (лизинге)” можно отметить следующие:

  • соответствие новой редакции Закона Гражданскому кодексу в части использования понятия “договор лизинга”;
  • упрощение требований к обязательным положениям договора лизинга: единственное обязательное условие — договор должен содержать информацию, позволяющую определить имущество, подлежащее передаче в качестве предмета лизинга;
  • предоставление права применять механизм ускоренной амортизации участнику договора лизинга, на балансе которого находится предмет лизинга. Одновременно с этим исключено положение, позволяющее (в качестве государственной поддержки) предоставлять право лизингодателю наряду с применением ускоренного коэффициента амортизации списывать в течение первого года эксплуатации до 35% стоимости объекта лизинга со сроком службы более трех лет;
  • устранение существовавшего ранее принципиального противоречия Закона с Гражданским кодексом РФ: в новой редакции отмечена необходимость иметь решение суда о досрочном расторжении договора аренды (лизинга) [2].

       Лизингу также посвящен параграф 6 главы 34 второй части Гражданского кодекса РФ.

       Процесс формирования нормативно-правовой базы лизинга в настоящее время  далеко не закончен: остается много  нерешенных вопросов, имеются существенные недостатки, требующие своего устранения. В частности, с принятием Федерального закона “О финансовой аренде (лизинге)”  не устранены существенные проблемы, препятствующие развитию международного лизинга, — проблема таможенного  регулирования, требующая внесения изменений в Таможенный кодекс РФ. До сих пор существует практика определения  таможенной стоимости, при которой  в таможенную стоимость включаются все платежи по договору лизинга, что значительно удорожает таможенную очистку [12].

       Все основные законы и изменения по лизингу были приняты до 2003 года. В 2004-2006 гг. есть несколько изменений в основном законе “О лизинге”, касающихся формулировок. Последние изменения были внесены от 8 мая 2010 года. 
 
 

       2 Рынок лизинговых  услуг в России

       2.1 Современное состояние  лизинга в России 

       Российский  рынок лизинга с 2000 года демонстрировал уверенный рост, увеличивая темпы  развития, вплоть до четвертого квартала 2008 года, когда произошло значительное сокращение объемов и количества сделок в результате глобального  экономического кризиса. Указанный  период стал наиболее сложным и охарактеризовался  падением рублевой ликвидности и  ростом просроченной задолженности  по лизинговым платежам. В результате объем рынка лизинга в 2008 году сократился на 27,8% и составил 720 млрд. руб.

       В первом полугодии 2009 года падение рынка  продолжилось: наблюдалось повсеместное закрытие программ, сокращение объема заключаемых сделок. В течение  года было опубликовано около 40 заявлений  о банкротствах лизинговых компаний. Лишь в середине 2009 года рынок начал  постепенно восстанавливаться, благодаря  стабилизации на финансовых рынках, наращиванию  ликвидности, росту рубля по отношению  к другим валютам.

       В 2009 году объем нового бизнеса составил 315 млрд. руб., что на 56,3% ниже аналогичного показателя 2008 года. При этом 41% всех сделок 2009 года было заключено в 4 квартале, традиционно характеризующимся  повышением активности на рынке лизинга.

       Нехватка  заемных средств и рост просроченной задолженности наложили свой отпечаток  на развитие рынка в 2009 году. Значительные усилия лизинговых компаний были направлены не на привлечение новых клиентов, а на работу с проблемными лизингополучателями. Процесс оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий  стал играть ведущую роль в работе с потенциальными лизингополучателями  и повлек за собой значительное ужесточение  критериев по отбору клиентов лизинговыми  компаниями. Если в 2007 году большая  часть заявок получала одобрение  лизинговыми компаниями, в 2008 году было одобрено чуть более 50% заявок, то в 2009 году количество одобренных заявок сократилось  до одной трети. При этом спрос  на услуги лизинга в 2009 году сократился по сравнению с 2008 годом на 9,4% [8].

       В 2009 году произошло изменение структуры  рынка по типу лизингополучателей. Произошло значительное смещение лизинговых сделок в пользу крупного бизнеса. На его долю в 2009 году пришлось 64,4% сделок, что на 14,6 п.п. больше значения 2008 года.

       В структуре рынка лизинга по отраслям лидирующие позиции занимают сегменты железнодорожной техники (26,02%), авиационного транспорта (15,3%) и легкового автотранспорта (9,05%). Рост объема сегментов лизинга  железнодорожной техники и авиационного транспорта был ожидаем аналитиками и обусловлен тем, что основные сделки на них совершаются компаниями, связанными с государственным капиталом. Кроме того, в сегменте железнодорожной техники основными факторами роста стали привлекательные цены на вагоны и отложенный спрос конца 2008 – начала 2009 гг.

       Восстановление  после кризиса приходится в основном на крупные компании – лидеров  рынка. Рост показателей лидеров рынка обусловлен введением антикризисных программ для клиентов, среди которых лизинг подержанных автомобилей, экспресс-лизинг, дополнительные сервисы для лизингополучателей. Кроме того, в конце 2009 – начале 2010 гг. вновь заработали закрытые в 2008 году программы по финансированию спецтехники, были заключены новые партнерские договоры с автопроизводителями, импортерами и дилерами.

       Наибольшее  количество сделок в 2009 году заключалось  на срок до 3-х лет. Средняя стоимость  таких договоров находилась в  диапазоне от 1,05 до 3,1 млн. рублей. Чаще всего размер аванса составлял 20-30%. Средняя величина минимального финансирования по лизинговым программам составляла от 0,3 до 0,5 млн. рублей, максимального  – от 9 до 30 млн. рублей.

       В 2010 году был принят законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В новом документе были освещены следующие вопросы:

           -  схема повторного лизинга. Лизинговая компания получит возможность передать возращенное или изъятое оборудование в аренду новому получателю; 

           - закрепление понятия оперативного лизинга. Наряду с широким применением на практике, данное понятие практически не фигурирует в действующем законодательстве;

           - расширение круга потенциальных лизингополучателей за счет некоммерческих организаций и физических лиц;

           -  разработка порядка и процедуры реализации права лизингодателя на досрочное расторжение договора и возврат предмета лизинга.

       В 2009 году осуществлялась государственная  поддержка лизинговой отрасли. Одной  из самых масштабных программ подобного  рода является Государственная программа  финансовой поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства, реализуемая Российским банком развития. Совокупный лимит кредитования по Программе составил 4,9 млрд. рублей. На 1 апреля 2010 года в рамках данной программы осуществлялось сотрудничество Российского банка развития с 44 лизинговыми компаниями. Сумма профинансированных сделок на указанную дату составила 1,1 млрд. рублей. Кроме того, заявки еще от 40 лизинговых компаний находились на рассмотрении банка.

       В 1 полугодии 2010 года Российский Банк Развития предлагал лизингодателям две подпрограммы:

           - «Развитие» (для компаний, осуществляющих деятельность более одного года);

           - «Лизинг начинающим предпринимателям» (для компаний, существующих менее года).

       Подпрограммы  были ориентированы на субъекты, удовлетворяющие  следующим требованиям:

           -  устойчивое финансовое положение;

           -  отсутствие задолженности по налогам и сборам.

       В рамках данных программ компании могли  получить в лизинг имущество, относящееся  к третьей и выше амортизационным  группам. Объем финансирования по программе  «Развитие» составлял от 150 тыс. руб. до 60 млн. руб. и до 30 млн. руб. по программе  «Лизинг начинающим предпринимателям». Срок лизинга не должен был превышать 5 лет. В качестве поддержки отрасли  со стороны государства осуществлялись различного рода субсидии [8].

       Четвертый квартал 2009 ознаменовался стабилизацией  экономической ситуации в России, сокращением роста просроченной задолженности и снижением ставок по кредитам. Как результат, в конце 2009 - начале 2010 гг. возобновился отложенный спрос на услуги лизинговых компаний, которые, в свою очередь, начали предлагать клиентам более выгодные условия  заключения сделок. Также компании стали возвращаться к таким невостребованным в момент кризиса предметам лизинга, как технологическое оборудование, подвижной состав, морские и речные суда и так далее.

       Аналитики выделяют следующие тенденции рынка  лизинга, сложившиеся в конце 2009 – 2010 гг.:

           - уход с рынка слабых игроков;

           - укрупнение некоторых операторов рынка;

           - рост интереса к лизингу со стороны крупных государственных структур;

           -  возобновление региональной экспансии;

           -  расширение сети продаж лизинговых компаний.

       В 2010 году рынок лизинга продемонстрировал положительную динамику: темпы роста составят 10-15%, объем рынка достиг 350-370 млрд. руб. Однако возврата оборотов на докризисный уровень, по мнению участников рынка, следует ожидать не ранее, чем в 2012-2013 гг. [9]. 
 

       2.2 Преимущества и  недостатки лизинга 

       Наиболее  важные преимущества и недостатки лизинга:

       - лизинг позволяет предприятию при минимальных единовременных затратах приобрести современное оборудование и технику в достаточных количествах. При этом нет необходимости при приобретении дорогостоящего имущества аккумулировать собственные средства, которые, как правило, вложены в запасы, готовую продукцию, участвуют в расчетах с дебиторами, т. е. являются источником финансирования текущей деятельности предприятия;

Информация о работе Лизинговые операции и их развитие в России