Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:33, курсовая работа
Цель настоящей дипломной работы: выяснить преимущества лизинга и объективную необходимость его использования в условиях финансовых ограничений и предложение путей решения некоторых проблем в области совершенствования лизинга в России.
Поставленные цели достигались путем решения следующих задач:
- раскрытие сущности лизинга, его функции и виды;
- определение объектов и субъектов лизинговых операций, а так же технику проведения лизинговых операций;
- выявить преимущества и недостатки лизингового бизнеса перед другими альтернативными путями вложения капитала;
- осветить современное состояние рынка лизинга в России, перспективы его развития и проблемы осуществления;
- выявить, какие недостатки в законодательстве и другие факторы затормаживают развитие лизинга у нас в стране
Введение
Сущность, классификация и правовое регулирование лизинговых отношений
1.1 Понятие и финансовое значение лизинга
1.2 Предмет, субъекты и объекты лизинга
1.3 Формы и виды лизинговых операций
1.4 Нормативно правовое обеспечение лизинговых операций
в России
2 Рынок лизинговых услуг в России
2.1 Современное состояние лизинга в России
2.2 Преимущества и недостатки лизинга
2.3 Актуальные проблемы лизинга сегодня
3 Перспективы развития лизинговых операций в России
Заключение
Список использованных источников
Первыми
нормативно-правовыми
Для развития форм инвестиций в средства производства посредством лизинга, защиты прав собственности, прав участников лизинговой сделки и обеспечения эффективности инвестирования в конце октября 1998 года был принят Федеральный закон “О лизинге” № 164-ФЗ [1].
В июле 2001 года Государственной Думой в третьем чтении был принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах” от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ.
Его основные положения, касающиеся лизинговой деятельности:
1) амортизационная политика:
2)
отнесение лизинговых платежей
к расходам, учитываемым при исчислении
налогооблагаемой базы: в случае
если предмет лизинга
3)
Отменяются налоговые льготы, среди
которых и льгота по налогу
на прибыль, предоставляемая
8 августа 2001 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” № 128-ФЗ, который вступил в силу с 10 февраля 2002 года. Этот закон исключил лизинговую деятельность из списка лицензируемых видов деятельности с 10 февраля 2002 года.
29
января 2002 года был принят Федеральный
закон РФ “О внесении
Среди
важнейших положений
Лизингу также посвящен параграф 6 главы 34 второй части Гражданского кодекса РФ.
Процесс
формирования нормативно-правовой базы
лизинга в настоящее время
далеко не закончен: остается много
нерешенных вопросов, имеются существенные
недостатки, требующие своего устранения.
В частности, с принятием Федерального
закона “О финансовой аренде (лизинге)”
не устранены существенные проблемы,
препятствующие развитию международного
лизинга, — проблема таможенного
регулирования, требующая внесения
изменений в Таможенный кодекс РФ.
До сих пор существует практика определения
таможенной стоимости, при которой
в таможенную стоимость включаются
все платежи по договору лизинга,
что значительно удорожает
Все
основные законы и изменения по лизингу
были приняты до 2003 года. В 2004-2006 гг. есть
несколько изменений в основном законе
“О лизинге”, касающихся формулировок.
Последние изменения были внесены от 8
мая 2010 года.
2 Рынок лизинговых услуг в России
2.1
Современное состояние
лизинга в России
Российский рынок лизинга с 2000 года демонстрировал уверенный рост, увеличивая темпы развития, вплоть до четвертого квартала 2008 года, когда произошло значительное сокращение объемов и количества сделок в результате глобального экономического кризиса. Указанный период стал наиболее сложным и охарактеризовался падением рублевой ликвидности и ростом просроченной задолженности по лизинговым платежам. В результате объем рынка лизинга в 2008 году сократился на 27,8% и составил 720 млрд. руб.
В первом полугодии 2009 года падение рынка продолжилось: наблюдалось повсеместное закрытие программ, сокращение объема заключаемых сделок. В течение года было опубликовано около 40 заявлений о банкротствах лизинговых компаний. Лишь в середине 2009 года рынок начал постепенно восстанавливаться, благодаря стабилизации на финансовых рынках, наращиванию ликвидности, росту рубля по отношению к другим валютам.
В 2009 году объем нового бизнеса составил 315 млрд. руб., что на 56,3% ниже аналогичного показателя 2008 года. При этом 41% всех сделок 2009 года было заключено в 4 квартале, традиционно характеризующимся повышением активности на рынке лизинга.
Нехватка
заемных средств и рост просроченной
задолженности наложили свой отпечаток
на развитие рынка в 2009 году. Значительные
усилия лизинговых компаний были направлены
не на привлечение новых клиентов,
а на работу с проблемными
В 2009 году произошло изменение структуры рынка по типу лизингополучателей. Произошло значительное смещение лизинговых сделок в пользу крупного бизнеса. На его долю в 2009 году пришлось 64,4% сделок, что на 14,6 п.п. больше значения 2008 года.
В
структуре рынка лизинга по отраслям
лидирующие позиции занимают сегменты
железнодорожной техники (26,02%), авиационного
транспорта (15,3%) и легкового автотранспорта
(9,05%). Рост объема сегментов лизинга
железнодорожной техники и
Восстановление после кризиса приходится в основном на крупные компании – лидеров рынка. Рост показателей лидеров рынка обусловлен введением антикризисных программ для клиентов, среди которых лизинг подержанных автомобилей, экспресс-лизинг, дополнительные сервисы для лизингополучателей. Кроме того, в конце 2009 – начале 2010 гг. вновь заработали закрытые в 2008 году программы по финансированию спецтехники, были заключены новые партнерские договоры с автопроизводителями, импортерами и дилерами.
Наибольшее количество сделок в 2009 году заключалось на срок до 3-х лет. Средняя стоимость таких договоров находилась в диапазоне от 1,05 до 3,1 млн. рублей. Чаще всего размер аванса составлял 20-30%. Средняя величина минимального финансирования по лизинговым программам составляла от 0,3 до 0,5 млн. рублей, максимального – от 9 до 30 млн. рублей.
В 2010 году был принят законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В новом документе были освещены следующие вопросы:
- схема повторного лизинга. Лизинговая компания получит возможность передать возращенное или изъятое оборудование в аренду новому получателю;
- закрепление понятия оперативного лизинга. Наряду с широким применением на практике, данное понятие практически не фигурирует в действующем законодательстве;
- расширение круга потенциальных лизингополучателей за счет некоммерческих организаций и физических лиц;
- разработка порядка и процедуры реализации права лизингодателя на досрочное расторжение договора и возврат предмета лизинга.
В 2009 году осуществлялась государственная поддержка лизинговой отрасли. Одной из самых масштабных программ подобного рода является Государственная программа финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемая Российским банком развития. Совокупный лимит кредитования по Программе составил 4,9 млрд. рублей. На 1 апреля 2010 года в рамках данной программы осуществлялось сотрудничество Российского банка развития с 44 лизинговыми компаниями. Сумма профинансированных сделок на указанную дату составила 1,1 млрд. рублей. Кроме того, заявки еще от 40 лизинговых компаний находились на рассмотрении банка.
В 1 полугодии 2010 года Российский Банк Развития предлагал лизингодателям две подпрограммы:
- «Развитие» (для компаний, осуществляющих деятельность более одного года);
- «Лизинг начинающим предпринимателям» (для компаний, существующих менее года).
Подпрограммы были ориентированы на субъекты, удовлетворяющие следующим требованиям:
- устойчивое финансовое положение;
- отсутствие задолженности по налогам и сборам.
В
рамках данных программ компании могли
получить в лизинг имущество, относящееся
к третьей и выше амортизационным
группам. Объем финансирования по программе
«Развитие» составлял от 150 тыс. руб.
до 60 млн. руб. и до 30 млн. руб. по программе
«Лизинг начинающим предпринимателям».
Срок лизинга не должен был превышать
5 лет. В качестве поддержки отрасли
со стороны государства
Четвертый
квартал 2009 ознаменовался стабилизацией
экономической ситуации в России,
сокращением роста просроченной
задолженности и снижением
Аналитики выделяют следующие тенденции рынка лизинга, сложившиеся в конце 2009 – 2010 гг.:
- уход с рынка слабых игроков;
- укрупнение некоторых операторов рынка;
- рост интереса к лизингу со стороны крупных государственных структур;
- возобновление региональной экспансии;
- расширение сети продаж лизинговых компаний.
В
2010 году рынок лизинга
2.2
Преимущества и
недостатки лизинга
Наиболее важные преимущества и недостатки лизинга:
- лизинг позволяет предприятию при минимальных единовременных затратах приобрести современное оборудование и технику в достаточных количествах. При этом нет необходимости при приобретении дорогостоящего имущества аккумулировать собственные средства, которые, как правило, вложены в запасы, готовую продукцию, участвуют в расчетах с дебиторами, т. е. являются источником финансирования текущей деятельности предприятия;
Информация о работе Лизинговые операции и их развитие в России