Личное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение сущности личного страхования и востребованности его среди населения Республики Беларусь.
Используемые методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация, индукция, дедукция.
Полученные результаты: рассмотрена роль личного страхования, законодательство в области личного страхования, проблемы личного страхования на современном этапе развития Республики Беларусь.

Содержание

Введение
Сущность и функции личного страхования
Нормативно-правовые основы личного страхования
Перспективы развития личного страхования в РБ
Заключение

Работа содержит 1 файл

ИЛОНА КУРСАЧ ДОРАБОТАННЫЙ ФИНАНСЫ.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Для действующего законодательства об обязательном государственном страховании характерно отсутствие единого правового регулирования соответствующей группы общественных отношений, что проявляется во множественности нормативных правовых актов, предусматривающих различные условия и порядок страхования, различные степени страховой защиты, а также различный круг подлежащих страхованию интересов.

Так, например, в соответствии с законодательством обязательному  государственному страхованию подлежат:

  • сотрудники органов внутренних дел на случай гибели (смерти), ранения (контузии), заболевания, полученных в связи с осуществлением служебной деятельности, - ст. 40 Закона РБ от 17.07.2007 № 263-3 «Об органах внутренних дел»;
  • военнослужащие (военнообязанные, призванные на сборы) на весь период прохождения ими службы (сборов) на случай их гибели (смерти), ранения, контузии, увечья (травмы), заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы, - ст. 23 Закона РБ от 13.11.1992 № 1939-XII «О статусе военнослужащих»;
  • прокурорские работники на случай гибели (смерти), ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, - ст. 66 Закона РБ от 08.05.2007 № 220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь»;
  • судьи на случай гибели (смерти) в период работы или после увольнения с должности, если она наступила по причине телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением ими служебных обязанностей, - ст. 129 Кодекса РБ от 29.06.2006 №139-3 «О судоустройстве и статусе судей»;
  • работники государственной налоговой инспекции на случай смерти, ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей (за счет средств республиканского бюджета),- ст. 18 Закона РБ от 02.02.1994 № 2737-XII «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь»;
  • и др.

Также законодательством Республики Беларусь установлен порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязательному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит жизнь или здоровье граждан:

  1. выполняющих работу на основании трудового договора (контракта).
  2. Работающих по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя.
  3. Выполняющих работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм.
  4. Являющихся учащимися, студентами учреждений образования всех видов, клиническими ординаторами, аспирантами, докторантами и привлекаемых к работам в период прохождения производственной практики (стажировки).
  5. Содержащихся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ.

В случае нарушения страхователем  срока регистрации (перерегистрации) у страховщика страхователь уплачивает страховые взносы за весь период уклонения от регистрации (перерегистрации) и штраф в размере 10 процентов от причитающейся к уплате за это время суммы страховых взносов.

При нарушении страхователем срока  уплаты страховых взносов страхователь уплачивает страховщику пеню в размере 0,2 процента от суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.

В случае сокрытия или занижения  размера начисленной общей суммы всех видов выплат (дохода, вознаграждений) застрахованным, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы, страхователь уплачивает страховщику всю сумму страхового взноса от сокрытой или заниженной части начисленной общей суммы всех видов выплат (дохода, вознаграждений) застрахованным и штраф в двойном размере этой суммы.

При выявлении фактов сокрытия или занижения сумм, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы по обязательному государственному социальному страхованию и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и страховщик в десятидневный срок информируют об этом друг друга для принятия соответствующих мер.

Страховщик вправе в  бесспорном порядке осуществлять взыскание  задолженности по страховым взносам, штрафов и пени в размерах, установленных законодательством, на основании распоряжения руководителя страховщика или одного из его заместителей с текущих (расчетных), вкладных (депозитных) счетов страхователя — юридического лица в белорусских рублях, за исключением счетов по учету бюджетных средств, средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также иных счетов, бесспорное взыскание с которых производится в установленном законодательством порядке.

Причитающиеся страховщику  задолженность по страховым взносам, штрафы и пеня при недостаточности средств в белорусских рублях и наличии иностранной валюты на счетах страхователей взыскиваются в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату взыскания.

Задолженность по страховым  взносам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, штрафы и пени взыскиваются страховщиком со страхователя-гражданина по решению суда.

Возмещение застрахованному  утраченного заработка в части оплаты труда по гражданско-правовому договору, в соответствии с которым работник не подлежит страхованию, а также в части выплаты авторского вознаграждения, на которое не начислены страховые взносы, осуществляется за счет причинителя вреда.

 Возмещение морального вреда, причиненного застрахованному или его семье в связи со страховым случаем, осуществляется причинителем вреда в порядке, установленном гражданским законодательством.

Пособие по временной  нетрудоспособности в связи со страховым  случаем назначается и выплачивается страхователем за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, а также при обострении заболеваний, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний после его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, в размере 100 процентов его среднедневного (среднечасового) заработка, исчисляемого и выплачиваемого в соответствии с законодательством о пособиях по временной нетрудоспособности, за рабочие дни (часы) по графику работы застрахованного.

Выплаченные страхователем  суммы пособий по временной нетрудоспособности засчитываются в уплату страховых взносов и подтверждаются документально при представлении страховщику установленной статистической отчетности.

Размер ежемесячной  страховой выплаты застрахованному определяется как доля его откорректированного среднемесячного заработка (дохода) до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. При этом заработок (доход), из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, не может быть ниже 60 процентов средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь, применяемой для корректировки заработка в соответствующем месяце.

 

 

 

 

 

 

3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ЕЛАРУСЬ

 

По состоянию на 1 ноября 2006 г. в Беларуси осуществляли страховую деятельность 23 организации, 8 из них созданы с участием иностранных инвесторов. При этом 18 осуществляют виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни.

По состоянию на 1.10.2006 г. собственный капитал страховых организаций республики составил 125 млрд руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,5 млрд руб. или на 2%.

При этом структура  собственного капитала страховых организаций (в процентном отношении) выглядит следующим образом: оплаченный уставный фонд — 35,4%, добавочный фонд — 50%, нераспределенная прибыль — 7,3%, фонд накопления — 6,7%, резервный фонд — 3,3%, фонд потребления — 0,5%.

Анализ показывает, что страховой рынок республики нуждается в дополнительных финансовых «вливаниях» с тем, чтобы повысить свою капиталоемкость. Определенных подвижки наблюдались в связи с принятием Указа Президента от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности». Во-первых, принято решение о поэтапном увеличении минимальных размеров уставных фондов страховых организаций. Во-вторых, Совмином создана страховая организация для осуществления деятельности исключительно по перестрахованию с уставным фондом в сумме, эквивалентной 20 млн EUR. Это было реализовано постановлением Совмина от 4.11.2006 № 1463 — создано республиканское унитарное предприятие «Белорусская национальная перестраховочная организация».

За 9 месяцев 2006 г. страховыми организациями получено страховых взносов на сумму 409,5 млрд белорусских рублей (прямое страхование, включая сострахование). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года это больше на 50,9 млрд белорусских рублей или на 14,2%. С учетом перестрахования ситуация несколько иная. Так, сумма поступивших страховых взносов с учетом переданных в перестрахование за 9 месяцев 2006 г. составила 392,8 млрд белорусских . Прирост — 52,7 млрд белорусских рублей или 15,5% [1,с.28].

Лидирующее  положение по сборам страховых премий среди организаций, осуществляющих виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни, занимает Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах». Его доля в общей сумме собранных страховых премий (с учетом принятых и переданных в перестрахование) составляет 240,5 млрд белорусских рублей или 61,2%.

Далее по количеству собранных взносов с учетом перестрахования идут ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко» — 33 млрд белорусских рублей, «ТАСК» — 25,2 млрд, ЗАСО «Промтрансинвест» — 18,5 млрд, ЗАСО «Белнефтестрах» — 18,3 млрд, РДУСП «Стравита» — 12 млрд., СООО «Белкоопстрах» — 10,6 млрд, Белэксимгарант — 9,8 млрд, ОАО «Белорусский народный страховой пенсионный фонд» — 6,1 млрд, ЗАСО «БРОЛЛИ» — 4,1 млрд. ЗАО «Страховая компания АльВеНа» — 3,7 млрд белорусских рублей.

На долю перечисленных выше страховых организаций приходится 36% от всех собранных страховых взносов по республике, а вместе с Белгосстрахом эта доля составляет 97,2%.

На макроэкономическом уровне ситуация на страховом рынке Беларуси выглядит следующим образом.

Одним из основных показателей развития страхового рынка является доля в ВВП совокупных страховых взносов, собранных страховыми организациями. В Беларуси за истекший период этот показатель составил около 0,8%. Если говорить о динамике, то за период с 2000 по 2005 гг. рост страховых взносов составил 8,3 раза. При этом доля страховых взносов в ВВП по фактическим данным за указанный период увеличилась с 0,64% до 0,75%. По данному показателю среди стран ЕврАзЭС Беларусь занимает только третье место после России и Казахстана. Почему так? Да потому, например, что в РФ с участием страховых организаций применяются разного рода финансовые и налогосберегающие схемы («псевдострахование»). Доля же реального страхования в ВВП России достигает уровня 0,7-0,8%, который сопоставим с показателем нашего страхового рынка.

Кроме того, на удельный вес страховых взносов в ВВП весьма существенно влияет проводимая государством тарифная политика по обязательным видам страхования, учитывающая социальный аспект. Она у нас строится с целью предоставления страховых услуг по минимальным обоснованным страховым тарифам, вследствие чего прослеживается тенденция снижения размеров страховых тарифов (взносов), что также влияет на итоговые показатели работы страхового рынка.

По добровольным видам страхования за 9 месяцев страховых взносов собрано 151,2 млрд белорусских рублей. Прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 36,4 млрд белорусских рублей, или 31,7%. Удельный вес добровольных видов страхования в общем объеме собранных страховых взносов составил 36,9% (9 месяцев 2005 г. — 32%) [1, с. 30].

В структуре поступлений страховых взносов по добровольным видам страхования на долю добровольного личного страхования приходится 35,7 млрд  или 2 белорусских рублей, 3,6% (27,1 млрд белорусских рублей, или 23,6% за 9 месяцев 2005 г.); имущественного страхования — 100 млрд или 66,1% (за 9 месяцев 2005 г. — 72,2 млрд или 62,9%); страхования ответственности — 15,5 млрд белорусских рублей, или 10,3% (15,5 млрд, или 13,5% за 9 месяцев 2005 г.).

Итоговый показатель сборов страховых премий по обязательным видам страхования равен 258,3 млрд белорусских рублей, что составляет 63,1% к общей сумме поступлений (243,8 млрд белорусских рублей или 68% за 9 месяцев 2005 г.).

В соответствии с п.57 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом № 530, для обеспечения выполнения принятых на себя страховых обязательств страховая организация образует из полученных страховых взносов страховые резервы по видам страхования, относящимся к страхованию жизни (математические резервы), по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни (технические резервы), по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (специальный страховой резерв).

Общая сумма  страховых резервов, сформированных страховыми организациями РБ за 9 месяцев текущего года, составляет 326 млрд белорусских рублей,  что на 87,1 млрд белорусских рублей больше, чем за аналогичный период прошедшего года.

Страховые резервы  по видам страхования иным, чем страхование жизни, составили 263,5 млрд белорусских рублей, а по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, — 62,5 млрд белорусских рублей.

Страховые выплаты  в целом по республике составили 213,1 млрд белорусских рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма произведенных страховыми организациями РБ страховых выплат увеличились на 69,1 млрд белорусских рублей или на 48%. На долю Белгосстраха в общей сумме страховых выплат приходится 125,1 млрд белорусских рублей,  или 58,7%.

Информация о работе Личное страхование