Личное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение сущности личного страхования и востребованности его среди населения Республики Беларусь.
Используемые методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация, индукция, дедукция.
Полученные результаты: рассмотрена роль личного страхования, законодательство в области личного страхования, проблемы личного страхования на современном этапе развития Республики Беларусь.

Содержание

Введение
Сущность и функции личного страхования
Нормативно-правовые основы личного страхования
Перспективы развития личного страхования в РБ
Заключение

Работа содержит 1 файл

ИЛОНА КУРСАЧ ДОРАБОТАННЫЙ ФИНАНСЫ.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

В условиях рыночной экономики социальная защищенность не носит уравнительно-всеобщего характера. Личное страхование дополняет государственное социальное страхование. Основными принципами личного страхования являются:

  1. Наличие имущественного интереса.
  2. Принцип непосредственной причины, т. е. организация выплачивает страховое обеспечение после реализации только страховых случаев, оговоренных договором.
  3. Принцип высшей добросовестности, т. е. страхователь и страховщик должны быть честны друг с другом в отношении всех факторов, имеющих материальное значение.

Личное страхование  подразделяется на:

  1. Накопительное страхование.
  2. Рисковые виды личного страхования.

Накопительное страхование включает следующие  элементы:

  1. Страхование жизни на случай дожития.
  2. Дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события.
  3. Страхование жизни с условием периодических выплат и с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.
  4. Пенсионное страхование.

К рисковым видам  личного страхования относят:

  1. Страхование от несчастных случаев или болезни.
  2. Медицинское страхование.
  3. Страхование жизни.

По количеству лиц, указанных в договоре:

  1. Индивидуальное страхование (страхователем выступает одно отдельно взятое физическое лицо).
  2. Коллективное страхование (страхователями или застрахованными выступает группа физических лиц).

По длительности страхового обеспечения:

  1. Краткосрочное (менее одного года).
  2. Среднесрочное (1-5 лет).
  3. Долгосрочное (6-15 лет).

По форме выплаты страхового обеспечения:

  1. С единовременной выплатой страховой суммы.
  2. С выплатой страховой суммы в форме ренты.

По форме  уплаты страховых премий:

  1. Страхование с уплатой единовременных премий.
  2. Страхование с ежегодной уплатой премий.
  3. Страхование с ежемесячной уплатой премий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

В страховое законодательство внесены изменения, которые закреплены в Указе Президента Республики Беларусь № 205, который был подписан 16 апреля 2009 года. Новые законодательные коррективы еще раз подтвердили действующий  запрет на участие иностранных страховщиков в страховании жизни и обязательном страховании.

Теперь пункт 31 Положения  о страховой деятельности в Республике Беларусь изложен в следующей  редакции:

«Страховые организации, являющиеся дочерними или зависимыми хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам, не могут проводить в Республике Беларусь страхование жизни, обязательное страхование, в том числе обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок, оказанием услуг или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц».

Ранее, в предыдущей формулировке выделялись понятия «страховой компании, зависимой по отношению к иностранному инвестору» и «страховщика с долей иностранных инвесторов более 49%». В то же время в Законе РБ «О хозяйственных обществах» под зависимым от иностранного инвестора понимается хозяйственное общество, в котором доля запрета содержалось противоречие. С целью исключения двузначности трактовки запрета и была проведена редакционная правка, которая не привела к концептуальным изменениям действующего порядка.

Между тем в конце 2008 года власти Беларуси анонсировали возможный допуск иностранных страховщиков на рынок страхования жизни. Так, в ноябре 2008 года на проведенном правительством в Лондоне инвестиционном форуме вице-премьер правительства Андрей Кобяков заявил, что Беларусь может допустить иностранные компании в сферу страхования жизни. А. Кобяков подчеркнул, что «страховой рынок будет одним из тех сегментов, где правительством будут предприниматься определенные шаги по привлечению иностранных инвесторов».

Также Указом Президента Беларуси № 205 повышены лимиты страховой ответственности по обязательному медицинскому страхованию для въезжающих иностранцев с $5 тыс. до 5 тыс. евро. Аналогичные требования распространены на иностранцев и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Беларуси. Соответственно повысились и страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в Беларуси, потому что они теперь будут также уплачиваться в евро (размер ставок тот же, но раньше он был установлен в долларах США, соответственно ставки увеличились на курсовую разницу евро/доллар).

C 1 января 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон ППС).

Закон ППС направлен  на формирование отдельного источника  финансирования досрочных пенсионных выплат работникам, занятым в неблагоприятных условиях, и постепенное освобождение общей пенсионной системы от таких расходов.

Профессиональные пенсии будут предоставляться за счет предварительного накопления целевых дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых за работников, занятых на «вредных» рабочих местах. Законом ППС сохранены основные элементы действующей системы досрочных пенсий (круг лиц, пользующихся правом на пенсию,  основания ее предоставления).

9 октября 2008 г. Правительством Республики Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, направленных на обеспечение функционирования системы профессионального пенсионного страхования – нового вида обязательного государственного социального (пенсионного) страхования, охватывающего определенные категории работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности.

Согласно Закону ППС  включение работника в систему  профессиональных пенсий осуществляется при одновременном выполнении двух условий:

  1. наличие профессии (должности) работника в статье 5 Закона ППС и в списке (перечне) производств, работ, профессий для профессионального пенсионного страхования по соответствующей сфере производственной деятельности.
  2. Признание условий труда на конкретном рабочем месте неблагоприятными по результатам его аттестации либо с применением критериев оценки условий труда.    

Списки (перечни) производств, работ, профессий, критерии оценки условий труда, а также порядок их применения и использования результатов аттестации рабочих мест для целей профессионального пенсионного страхования работников определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования». Закрепленные в нем нормы во многом сохраняют действующие в настоящее время требования и условия назначения досрочных пенсий (по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет).     

Одним из основных условий  предоставления работнику права  досрочного (ранее общего пенсионного возраста) выхода на профессиональную пенсию остается наличие требуемого Законом профессионального стажа – стажа работы в неблагоприятных условиях труда, сопровождавшейся уплатой работодателем взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Правила подсчета такого стажа установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9.10.2008 № 1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию». В частности, формируемый на протяжении трудовой деятельности работника профессиональный стаж будет исчисляться путем суммирования периодов его «вредной» работы, сопровождавшейся уплатой целевых взносов. Определяется также порядок исчисления профессионального стажа при работе застрахованного лица в различных неблагоприятных условиях труда, в том числе в тех случаях, когда часть такой работы протекала до введения профессионального пенсионного страхования.  

Тарифы обязательных страховых  взносов на профессиональное пенсионное страхование утверждены 10 января 2009 года Указом Президента Республики Беларусь № 23 (дифференцированы по категориям работников в пределах от 1,5 до 4,8 процентов). Объектом для исчисления указанных взносов являются выплаты всех видов, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте с особыми условиями труда. Взносы на профессиональное пенсионное страхование работодателями уплачиваются за периоды непосредственного выполнения работниками работы на «вредных» рабочих местах и трудового отпуска.

Страховщиком по профессиональному  пенсионному страхованию работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, определен Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. 

С введением профессионального  пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, профессиональные пенсии по Закону ППС приходят на смену досрочным трудовым пенсиям по условиям труда, предусмотренным Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

С 1 января 2009 г. работники, занятые в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности, подлежат профессиональному пенсионному страхованию и формируют право на профессиональную пенсию (приобретают профессиональный стаж) по Закону ППС. Формирование указанными работниками права на трудовую пенсию по возрасту за работу в особых условиях труда или за выслугу лет по Закону «О пенсионном обеспечении» (приобретение специального стажа) в связи с «вредной» работой после 1.01.2009 не производится. 

Вместе с тем, продолжается назначение досрочных пенсий по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (в связи с ранее принятыми обязательствами пенсионной системы). Для урегулирования вопросов назначения и выплаты досрочных пенсий, исчисления «вредного» стажа по каждому из законов, соответствующие изменения в законодательство внесены Законом Республики Беларусь от 06.01.2009 № 6-З «О внесении дополнений и изменений  в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения».

С учетом внесенных изменений, назначение досрочных пенсий в связи с занятостью на «вредных» работах до и после 1.01.2009 производится в следующем порядке:

  1. при наличии у работника полного профессионального стажа (статья  11 Закона ППС) либо не менее половины требуемой продолжительности этого стажа, ему назначается досрочная профессиональная пенсия (с учетом периодов «вредной» работы до 1.01.2009).
  2. Досрочная трудовая пенсия (по возрасту либо за выслугу лет) по Закону «О пенсионном обеспечении» работнику назначается в случаях, когда в требуемом стаже «вредной» работы профессиональный стаж составляет менее половины. При этом учитываются периоды «вредной» работы после 1.01.2009.

Тем лицам, кто работал  в неблагоприятных условиях труда  только до 1.01.2009, назначение досрочных  трудовых пенсий производится согласно Закону «О пенсионном обеспечении».

Вместе с тем пунктом 17 Перечня видов выплат, на которые  не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями) (далее - Перечень), содержит норму следующего содержания: «Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых нанимателем в соответствии с законодательством Республики Беларусь в пользу отдельных категорий работников по договорам обязательного государственного личного страхования».

Для определения понятия  «система обязательного государственного страхования отдельных категорий граждан» следует обратится к Концепции унификации законодательства в области обязательного государственного страхования отдельных категорий граждан в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 11.04.2005 № 383 (с изменениями и дополнениями), которая направлена на развитие и унификацию системы обязательного государственного страхования отдельных категорий граждан и определяет цели, задачи и способы совершенствования законодательства, регулирующего обязательное государственное страхование государственных служащих, а также лиц, не относящихся к таковым, на которых тем не менее распространяется обязательное государственное страхование (далее – государственные служащие).

В настоящее время  в Республике Беларусь действует 37 актов законодательства, которые вводят, а некоторые из них и регулируют обязательное государственное страхование в отношении 31 категории государственных служащих.

Информация о работе Личное страхование