Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:26, курс лекций
Тема 1. Предмет, методы и задачи статистики финансов
Тема 2. Система национальных счетов (СНС)
Тема 3. Финансово-экономические расчеты
Тема 4. Статистика государственного бюджета
Тема 5. Банковская статистика
Тема 6. Статистика страхования
Тема 7. Статистика финансов предприятия
Налоговые доходы -- это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Налоги классифицируются статистикой по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство. Базой налога могут служить фонд заработной платы, торговый оборот, импортируемые товары и т.п.
Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходные налоги, налоги на прибыль, на увеличение рыночной стоимости капитала, отчисления на социальное страхование, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, платежи за использование природных ресурсов, внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы), налоги на международную торговлю и внешние операции (импортные пошлины, экспортные пошлины), прочие налоги.
Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (дарения, добровольные пожертвования от частного сектора и др.). В российской бюджетной классификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Как отмечалось выше, это является отступлением от международной классификации доходов государственного бюджета.
Показатель неналоговых поступлений исчисляется как сумма доходов от собственности и предпринимательской деятельности, административных сборов и платежей, доходов от некоммерческих и побочных продаж, поступлений по штрафам и санкциям, отчислений в пенсионный фонд и фонды социального обеспечения государственных служащих, функционирующих в рамках сектора государственного управления, доходов от внешнеэкономической деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, доходов от реализации государственных запасов, доходов от продажи земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из негосударственных источников.
Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.
Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюджета, введенной в 1995 г.
Показатель чистого кредитования (кредитование минус погашение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) -- заимствование с целью финансирования дефицита.
В действующей классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:
* функциональному назначению;
* экономическому назначению;
* ведомственному назначению.
Бюджетная классификация -- важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура расходов государственного бюджета. Она позволяет определить приоритеты в деятельности государства и посредством бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей.
Функциональная структура состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран, в их числе:
* государственное управление;
* обеспечение внутренней и внешней безопасности;
* международная деятельность;
* содействие научно-техническому прогрессу;
* социальное развитие.
В Украине действует следующая функциональная классификация государственного бюджета:
* государственное управление;
* судебная власть;
* межгосударственная деятельность;
* национальная оборона;
* правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
* фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
* промышленность, энергетика и строительная индустрия;
* сельское хозяйство и рыболовство;
* охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метрология;
* транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
* развитие рыночной инфраструктуры;
* жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;
* предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
* образование;
* культура и искусство;
* средства массовой информации;
* здравоохранение и физическая культура;
* социальная политика;
* обслуживание и погашение государственного долга;
* пополнение государственных запасов и резервов;
* региональное развитие;
* утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;
* прочие расходы.
Перечисленные функции конкретизированы путем разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри которых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от стоящих проблем развития той или иной области экономики. Некоторые функциональные разделы имеют временный характер (например, обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы) и подлежат отмене по мере необходимости.
От построения функциональной классификации, обоснованности объемов финансирования отдельных ее разделов и подразделов зависит эффективность государственного управления. В качестве главных в функциональной классификации государственного бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международную деятельность, участие государства в развитии науки и техники, сельского хозяйства, рыболовства, энергетики, транспорта и ;вязи, содействие структурной перестройке промышленности, конверсии военного производства, развитию рыночной инфраструктуры, местному и региональному развитию, ликвидации последствий стихийных бедствий.
Текущие расходы -- это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, вызванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей.
Капитальные расходы включают возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.
Показатель "Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)" впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Показатель чистого кредитования включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
Для того чтобы придать адресный характер процессу распределения финансовых ресурсов государственного бюджета, статистика предусматривает группировку расходов бюджета по ведомственному признаку. Она дает возможность отразить распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям) -- федеральным министерствам и ведомствам.
В ходе группировки расходов бюджета по ведомственному признаку денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам. Направления расходов данного министерства или ведомства детально конкретизируются, что позволяет органам законодательной власти сделать заключение о необходимости данного вида деятельности и объемах его финансирования, а также контролировать его осуществление. Для отражения ведомственной структуры федеральных расходов выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме этого в соответствии с международными стандартами в ведомственной группировке расходов бюджета в качестве самостоятельных организационных структур показаны органы законодательной и судебной власти и исполнительный аппарат Президента и Правительства.
Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.
Высокая степень детализации расходов осуществляемых группировок позволяет установить на уровне видов расходов целевых статей бюджетов отдельных министерств и ведомств их связь с конкретным подразделом функциональной группировки либо отнести данный вид расходов к одной из экономических статей.
Экономическая и функциональная структуры расходов являются едиными для всех нижестоящих бюджетов. Однако ведомственная структура нижестоящих бюджетов будет различна в силу того, что у каждого уровня власти свои органы и целевые направления деятельности.
Консолидированный бюджет, отражающий аккумуляцию и использование финансовых средств на всех уровнях бюджетной системы, можно представить также в единой функциональной и экономической структуре.
Статистические методы анализа показателей государственного бюджета
Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета и т.д.
Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов. При этом принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей, отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает более или менее существенные изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов государственного бюджета за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации (т.е. той, на основе которой осуществлена группировка данных за последний год, включенных в рассматриваемый ряд динамики). Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики бюджетных показателей в последнее время являются также меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость данных можно либо путем замены абсолютных показателей государственного бюджета относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.