Лекции по "Статистики финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:26, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предмет, методы и задачи статистики финансов
Тема 2. Система национальных счетов (СНС)
Тема 3. Финансово-экономические расчеты
Тема 4. Статистика государственного бюджета
Тема 5. Банковская статистика
Тема 6. Статистика страхования
Тема 7. Статистика финансов предприятия

Работа содержит 1 файл

166038.rtf

— 1.37 Мб (Скачать)

     Важной задачей статистики государственных финансов является изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов.

     Статистическое изучение государственных финансов предполагает определение объема государственных финансов, их структуры, динамики структурных сдвигов, происходящих в строении государственных финансов под воздействием экономических изменений; выявление факторов, влияющих на формирование и расходование государственных финансов и их составных частей.

     Информационной базой статистики государственных финансов является совокупность отчетностей Минфина по исполнению консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, а также отчеты внебюджетных фондов.

     Государственный бюджет -- основной элемент государственных финансов. В узком смысле слова статистику государственных финансов можно назвать статистикой государственного бюджета.

     Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы -- бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.

     Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потребностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

     Статистические методы позволяют осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей, выявлять закономерности распределения и характеризовать связи между показателями доходов и расходов.

     Необходимой основой устойчивости и сбалансированности бюджета являются повышение эффективности общественного производства, рациональная структура бюджетных расходов, применение эффективного бюджетного механизма.

     В настоящее время органы государственной статистики проводят большую работу по совершенствованию бюджетной классификации и системы показателей государственного бюджета для осуществления международных сопоставлений в области статистики государственных финансов.

     Основными задачами статистики государственного бюджета на этапе интеграции Украины в мировое экономическое сообщество являются:

     - дальнейшее приведение действующей бюджетной классификации в соответствие с существующими международными стандартами;

     - определение объема и динамики доходов и расходов государственного бюджета;

     - изучение структуры источников доходов и направлений расходов средств государственного бюджета;

     - анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;

     - анализ источников финансирования бюджетного дефицита;

     - определение объема государственного внутреннего долга, его структуры и динамики;

     - изучение сети, штатов и контингентов бюджетных учреждений.

     Информационная база статистики государственного бюджета опирается на совокупность отчетностей об исполнении государственного бюджета, представляемых Минфином: форма № 1 "Бухгалтерский баланс"; форма № 2 "Отчет о финансовых результатах"; форма № 3 "Отчет о движении капитала"; форма № 4 "Отчет о движении денежных средств"; форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу"; форма № 2-2 "О составлении квартальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете"; форма 2 "Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации"; форма 2-1 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования"; форма 2-2 "Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией, предприятием"; форма 2-3 "Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)"; формы 4,4-сводная "Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам"; "Отчет об исполнении планов по сети, штатам".

     Бюджетная классификация -- это основной методологический документ, на основе которого должны составляться и исполняться бюджеты. Задачей статистики в области классификации государственных бюджетов являются осуществление группировки основных операций сектора государственного управления и создание аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в наличии финансовых ресурсов без привлечения заемных или накопленных за прошлые периоды средств.

     Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления. Деятельность институциональных единиц, относящихся к сектору государственного управления, направлена на выполнение функций государственного управления, заключающихся в предоставлении услуг нерыночного (коллективного) характера, а также в перераспределении доходов и национального богатства. В основном перераспределение доходов происходит Посредством налогообложения институциональных единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

     Характер системы статистических показателей государственного бюджета, базирующихся на бюджетной классификации, опирается на категории, отражающие природу различных хозяйственных операций, которые осуществляются учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики. К ним относятся:

     * поступления или платежи;

     * поступления (платежи) возвратные и невозвратные;

     * поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;

     * поступления (платежи) текущие и капитальные;

     * приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

     * приобретение финансовых активов с целью проведения государственной политики или управления ликвидностью.

     Все операции, осуществляемые органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, можно отнести либо к платежам, либо к поступлениям, выполняющимся на возвратной или на невозвратной основе. Текущие и капитальные, а также возмездные и безвозмездные поступления относятся к невозвратным операциям. Приобретение финансовых активов, принятие обязательств относятся ко всем возвратным операциям. Последняя позиция касается только операций с государственными финансовыми активами.

     В любой операции участвуют две стороны (участники операции). В большинстве случаев в операции задействованы два потока: входящий (поступление); выходящий (платеж).

     Посредством этих операций осуществляется воздействие на увеличение или уменьшение финансовых активов органов государственного управления, причем поступления увеличивают финансовые активы государства, а платежи их уменьшают.

     Платеж или поступление является возвратным, если обратный поток выступает в форме договорных обязательств с фиксированным сроком погашения (платежи в счет погашения кредитов в виде товаров и услуг; платежи в счет погашения кредитов; дарение или аннулирование по ссудам; рефинансирование кредитов; погашение кредитов в форме государственных долговых обязательств). В результате возвратной операции возникает финансовое требование либо погашается обязательство.

     При невозвратных платежах или поступлениях обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует. Невозвратные платежи (поступления) могут быть возмездными либо безвозмездными. Возмездные невозвратные поступления (платежи) имеют место при наличии обратного потока товаров и услуг (бартер, товары и услуги в обмен на сборы; доходы от собственности; дарения в виде товаров а услуг; государственные товары и услуги, предоставленные обществу).

     Невозвратные платежи (поступления) считаются безвозмездными, если обратный поток товаров и услуг отсутствует (налоги;

     безвозмездные денежные трансферты и дарения; трансферты и дарения в виде товаров и услуг).

     Осуществление возмездных операций предполагает наличие платежей на условиях компенсации, а безвозмездная операция независимо от того, добровольная она (дарения) или обязательная (налоги), не предусматривает получения взамен эквивалента в какой-либо форме.

     Целевое назначение поступлений и платежей может быть связано как с текущей деятельностью, так и с осуществлением капитальных затрат. К операциям с капиталом относятся поступления и платежи, имеющие целью приобретение, создание или продажу финансовых активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. Земля и нематериальные активы включаются в капитальные активы. Безвозмездные платежи из государственных источников для приобретения капитальных активов относят к официальным трансфертам капитала. К капитальным трансфертам относят безвозмездные платежи на приобретение капитальных активов, если они получены из негосударственных источников.

     Среди возвратных финансовых операций различают два вида: операции, при которых возникают обязательства органов государственного управления по отношению к другим секторам экономики, и операции, связанные с возникновением обязательств других секторов экономики по отношению к органам государственного управления.

     Классификация доходов государственного бюджета ориентирована на международную классификацию доходов государственного бюджета, согласно которой доходы бюджета -- это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет.

     Доходы государственного бюджета делятся на текущие и капитальные.

     Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые поступления.

     Налоговые доходы -- это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. К налоговым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж иностранной валюты), штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

     Для рыночной системы важно использовать бюджетную классификацию поступлений, основанную на экономическом характере налогообложения, так как изменения в экономической сфере сказываются на поступлениях, а налоги оказывают существенное влияние на те операции, с которых они взимаются.

     Текущие неналоговые поступления -- это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозвратные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожертвования).

     Официальные трансферты -- это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременными и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственного управления, а также международные организации. Официальные трансферты выделены в составе доходов в соответствии с рекомендацией Международного валютного фонда как операции, сокращающие дефицит бюджета. Выделение их отдельной позицией позволяет осуществить любую перегруппировку доходов государственного бюджета. Официальные трансферты классифицируются по источнику их получения (внутренние и внешние), а также по назначению (текущие и капитальные).

     К капитальным доходам относятся доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из негосударственных источников, т.е. поступление безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, например больниц, на покупку оборудования и т.д.).

Информация о работе Лекции по "Статистики финансам"