Кризис банковской системы и практика её реструктуризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы и связующим звеном между различными сферами деятельности любой страны. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Содержание

Содержание.
Введение. 3
Глава 1. Кризис банковской системы. Понятие и методы реструктуризации. 7
1.1. Проблемы в банковском секторе - основа мирового финансово- экономического кризиса 2007-2009гг. 7
1.2. Понятие реструктуризации банковской системы. 9
Глава 2. Практика реструктуризации банковских систем в период мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009гг. 13
2.1. Обзор банковского кризиса в США и стратегии выхода из кризиса. 13
2.2. Обзор банковского кризиса в Англии и стратегии выхода из кризиса. 16
2.3. Обзор банковского кризиса в России и стратегии выхода из кризиса. 18
Заключение. 24
Список литературы. 26

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая банки.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

2.3. Обзор банковского кризиса в России и стратегии выхода из кризиса.

     Россия  стала далеко не первой страной, столкнувшейся с масштабным экономическим кризисом и кризисом банковской системы в частности. Экономическая ситуация ухудшилась не за один день, этому предшествовал ряд других процессов, происходивших как в самой стране, так и (в большей части) за ее пределами, последствия которых постепенно накапливались и просто не могли не привести к тому, что мы имеем сейчас.

     К основным причинам банковского кризиса в России можно отнести следующие: низкая капитализация большинства банков, низкий уровень доверия банков друг к другу, и, как следствие, неразвитость рынка межбанковского кредитования.

     Явные проявления банковского кризиса  начались в сентябре 2008 года, когда  потери по индексу ММВБ достигали 10%, акции Сбербанка и ВТБ теряли по 30%, ставки МБК для банков первого круга подскакивали до 20% годовых, для более мелких банков – до 45% годовых. Ставки МБК упали с 25% до 6-7%. Бюджет РФ выделил средства в размере 500 млрд руб. на поддержку фондового рынка, была снижена норма резервирования для банков в сумме на 300 млрд. руб. Выделены дополнительные средства для размещения на депозитах крупнейших банков. Общие вливания составили 1,5 трлн руб.

     Начался мощный отток частного капитала, который  сопровождался резким падением цен  на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались отрезанными от иностранных источников финансирования. В сентябре 2008 года чистый отток капитала из России составил 26 млрд.долларов.

     Ухудшилась  ситуация с ликвидностью кредитных  организаций. Многие банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. Началось стремительное падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары. Заметно ухудшилось финансовое положение производителей экспортной продукции.

     По итогам октября 2008г. совокупное значение собственных средств мелких банков (с капиталом менее 0,5 млн.евро) впервые с 2005 года стало отрицательным. Отрицательное значение капитала означает, что активы банков в реальной оценке меньше обязательств. На 1 ноября суммарный капитал 56 банков, вошедших в указанную группу, составил минус 20,7 млрд руб. По мнению экспертов, отрицательное значение совокупного капитала мелких банков является отражением кризисных явлений в банковском секторе. Основными причинами являются, во-первых, переход в категорию банков с малым размером капитала ранее крупных банков, ставших проблемными. Именно этим объясняется столь большой размер отрицательного капитала. В сентябре-октябре 2008 года были санированы через продажу госструктурам банки КИТ Финанс, Связь-банк, Глобэкс, Собинбанк, коммерческим банкам — Российский капитал, Ярсоцбанк. Вторая причина: мелкие банки фиксируют как прямые убытки, так и убытки от увеличения резервов в связи с ухудшением качества кредитного портфеля — естественно, что капитал мелких банков иссякает быстрее. Причем 20,7 млрд руб. — это далеко не все убытки, а лишь та их часть, которую не смогли покрыть имевшийся у крупных проблемных игроков капитал и накопленная ими прибыль.

     За  период конца 2008 – начала 2009 года Банк России дважды принимал решения о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень банковских активов, принимаемых ЦБ РФ в залог при рефинансировании банков. По инициативе Банка России были внесены изменения в законодательство, которые позволили ему предоставлять банкам кредиты без обеспечения. К началу II квартала 2009 года доступ к этому виду кредитования имели примерно 190 банков. Центральные банки других стран такой инструмент рефинансирования даже в незначительных масштабах не применяют. Очевидно, что Банк России принял на себя очень серьезные кредитные риски.

     Кроме того, Банк России получил право  заключать с банками соглашения, предусматривающие компенсацию Банком России части убытков, возникающих в результате кредитования ими других банков. Типовое соглашение предусматривает возможность компенсации до 90% таких убытков.

     В это же время Банк России заключил соглашения с 13 крупнейшими банками. Кроме того, еще 11 банкам, соответствующим критериям, установленным Советом директоров Банка России, направлены предложения о заключении таких соглашений. Общее число банков — потенциальных заемщиков, включенных в эти соглашения, составляет в настоящее время 369. Фактически в марте 2009г. межбанковские кредиты в рамках соглашений получали 128 банков. При этом общий объем задолженности в среднем за март составил около 23 млрд. рублей. За все время действия соглашений был зафиксирован только 1 "страховой" случай, когда банк-заемщик своевременно не вернул межбанковский кредит банку-кредитору. В соответствии с заключенным соглашением Банк России разместил в банке-кредиторе "компенсационный" депозит, который через 5 дней был возвращен Банку России после погашения просроченной задолженности банком-заемщиком.

     Очевидно, что этот механизм временный. Он имеет  целью поддержать межбанковский  рынок в условиях кризиса. В нормальных, не кризисных условиях такой механизм может стимулировать банки заключать избыточно рискованные сделки при кредитовании других банков».

     Резкое  падение мировых цен на нефть  привело к ухудшению состояния  платежного баланса страны. Стало  ясно, что сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля уже не соответствовал новым экономическим реалиям. Сложились сильные ожидания девальвации, что в свою очередь усиливало отток капитала и создавало дополнительное давление на валютном рынке.

     Девальвация была постепенной и управляемой.

     Началась  она 11 ноября 2008 года. Закончилась 23 января 2009 года. С этого дня была установлена верхняя граница стоимости бивалютной корзины на уровне 41 рубль, что при курсе 1,3 долл. США за 1 евро соответствует примерно 36 руб. за 1 долл. США.

     Банк  России заявил, что эта граница  установлена, как минимум, на несколько месяцев.

     В целом за 2008 г. чистый отток частного капитала составил примерно 133 млрд. долларов. Причем практически весь он пришелся на последний, IV квартал 2008 года. Международные резервы России сократились с 479 млрд. долларов на 1 января 2008 г. до 427 млрд. долларов на 1 января 2009 года.

     Начиная с момента обострения мирового финансового  кризиса и до завершения девальвации  рубля, наблюдался интенсивный процесс  трансформации рублевых накоплений в валютные активы. Доля валютных депозитов в общем объеме депозитов, привлеченных кредитными организациями, увеличилась с 14% на 1 октября 2008 г. до 26% на 1 января 2009 г. и до 34% на 1 февраля 2009 года. После чего она стабилизировалась. На 1 апреля 2009 г. доля валютных депозитов составляла 33%. Объем наличной иностранной валюты вне банковской системы с 1 октября 2008 г. по 1 февраля 2009 г. увеличился примерно на 38 млрд. долларов. После 1 февраля этот рост прекратился.

     Курс рубля стабилизировался в начале февраля 2009 года, прибыли банков сокращаются, им остается получать доходы от основной деятельности, в частности от процентов по выданным кредитам. Но продолжающийся рост просроченной задолженности и, соответственно, формирование резервов по ним съедают заработки и от основной банковской деятельности. С развитием кризиса суммарные убытки от основной банковской деятельности только увеличивались и достигли пика в 150 млрд руб. в январе. Именно с осени начался интенсивный рост просрочки по банковским ссудам, когда доходов от кредитования перестало хватать на формирование резервов. Общий объем просроченной задолженности на 1 февраля, по данным ЦБ, составил 494,4 млрд руб., , а на 1 марта —554 млрд руб.

     Данные  по просроченной задолженности в  российской банковской  системе  не выглядят угрожающими на фоне мирового опыта, но нужно  принимать во внимание, что стандарты учета просроченной задолженности  по российской системе  отчетности отличаются от мировых. В России в объем просроченной задолженности включается только сумма самого  просроченного платежа, тогда как по международным стандартам, в объем просроченной задолженности попадает вся сумма кредита, по которому  допущена просрочка платежа (что представляется более корректным).  Поэтому не исключено, что просроченная задолженность, рассчитанная по  международным стандартам, окажется в 2-3 раза выше, чем следует из  статистики Банка России.

     Правительство и Банк России признают наличие проблемы плохих кредитов,  но считают другую проблему – угрозу кредитного сжатия – гораздо более  серьезной. Поэтому Банк России ослабил нормы регулирования  банковской системы, тем самым дав банкам возможность безболезненно  пролонгировать проблемные займы, ещё осенью 2008 начала  реализовываться программа предоставления банкам субординированных кредитов, весной 2009 года было объявлено о  предоставлении дополнительного капитала ВТБ и ВЭБу и возможной  либерализации условий предоставления кредитов частным банкам.

     Но  при  этом проблеме освобождения банковских балансов от плохих долгов  практически не уделяется должного внимания, а идея создания инструментов  для выкупа плохих долгов была отвергнута как коррупционная.  По мировому опыту сценарий, по которому развивается ситуация в России, является очень  рискованным с точки зрения объема средств, которые, в конечном счете, придется потратить на поддержку банков.

     Из  опыта других стран следует, что  для предотвращения системного кризиса  российской банковской системы необходимо как можно скорее  сконцентрировать внимание на проблеме плохих долгов и симметричной ей  проблеме цивилизованной реструктуризации задолженности заемщиков.  Выявлению масштабов проблем будет способствовать проведение стресс-  тестирования банковских балансов по различным макроэкономическим  сценариям, что можно было бы сделать в рамках проводящихся сейчас  аудиторских проверок. Одновременно необходимо понимать, что если  правительство хочет избежать национализации значительного числа банков,  то ему придется вернуться к идее выкупа (в том числе обратного) и/или  секьюритизации части проблемных кредитов. Но и в этом случае придется  проводить дополнительную рекапитализацию не только государственных, но  и многих частных банков, которые в результате окажутся частично  национализированными. Альтернатива – введенный в Англии механизм  предоставления государственных гарантий, который на практике также  закончился частичной национализацией банковской системы. 

     Таким образом, из кризиса Россия может  выйти с  существенно более крепкой банковской системой, чем она имела до  кризиса. Однако в правительственной программе антикризисных мер некоторым моментами не уделено достаточного внимания

Заключение.

     Основными задачами для государства в банковский кризис являются восстановление доверия к системе, решение проблемы плохих долгов и восстановление кредитования. Разные страны решали эти задачи по-разному, но опыт показывает, что лучшая практика включает в себя: быструю оценку будущих потерь с использованием стрессовых сценариев развития событий; создание стимулов для банков в короткие сроки очистить балансы от плохих активов и рекапитализироваться с использованием государственных и частных средств. Дополнительно может использоваться расширение государственных гарантий для предотвращения паники, а также введение программ по реструктуризации долгов заемщиков.

     Безусловно, перечисленные меры не являются панацеей от финансовой нестабильности, они  должны осуществляться в комплексе  с общеэкономическими мерами и в  рамках общей экономической политики в каждой отдельно взятой стране. Однако в рассмотренных мною странах, проведение этих мер позволило ослабить напряженность ситуации в банковском секторе, повысить ликвидность и платежеспособность кредитных организаций и перейти к осуществлению среднесрочных задач реструктуризации банковской системы.

     Несмотря  на перспективы развития и наличие  определенных положительных результатов, к сожалению, по своему размеру и  уровню развития банковская система  России по-прежнему уступает более развитым мировым банковским системам, что только подтверждается тяжестью последствий кризиса. Структура рисков, которая присутствует в российской банковской системе, определяется как текущим состоянием экономики в целом, так и банковского сектора в частности. Для снижения этих рисков и контроля за ними необходимо целенаправленное реформирование банковской системы.

     Основными мерами, направленными на защиту банковской системы в целом, должно стать  решение следующих задач:

     1)  Продолжение работы по существенному увеличению капитализации банков. Недостаточная капитализация остается серьезнейшей проблемой банковской системы России, ведущей к избыточной рискованности операций и ограниченному кредитному потенциалу.

     2) Повышение роли банков в реальном секторе экономики, создание экономических условий для более активного кредитования предприятий и формирования долгосрочных ресурсов банков.

     3) Переход банковской системы на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Основной целью этой меры является более адекватное представление финансового положения банков и возможность распознавания негативных тенденций на ранних этапах их возникновения, проведение стресс-тестирования банковских балансов по различным макроэкономическим  сценариям должны также способствовать снижению общего уровня рисков в банковской системе.

     4) Необходимо как можно скорее  сконцентрировать внимание на проблеме плохих долгов и проблеме цивилизованной реструктуризации задолженности заемщиков. В России на сегодняшний день проблеме очистки балансов банков от плохих долгов пока еще не уделялось должного внимания. В то же время, наблюдается ускорение темпа роста просроченных кредитов. В связи с этим, для повышения эффективности государственной политики по предоставлению поддержки банкам, необходимо в кратчайшие сроки провести оценку потенциальных потерь в банковском секторе и создать инструменты по стимулированию банков к очистке балансов от плохих долгов. Помочь созданию таких инструментов может изучение международного опыта.

Информация о работе Кризис банковской системы и практика её реструктуризации