Кризис банковской системы и практика её реструктуризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы и связующим звеном между различными сферами деятельности любой страны. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Содержание

Содержание.
Введение. 3
Глава 1. Кризис банковской системы. Понятие и методы реструктуризации. 7
1.1. Проблемы в банковском секторе - основа мирового финансово- экономического кризиса 2007-2009гг. 7
1.2. Понятие реструктуризации банковской системы. 9
Глава 2. Практика реструктуризации банковских систем в период мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009гг. 13
2.1. Обзор банковского кризиса в США и стратегии выхода из кризиса. 13
2.2. Обзор банковского кризиса в Англии и стратегии выхода из кризиса. 16
2.3. Обзор банковского кризиса в России и стратегии выхода из кризиса. 18
Заключение. 24
Список литературы. 26

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая банки.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Наиболее  интересным подходом можно считать  привлечение крупного банка-резидента  или нерезидента в качестве консультанта по оздоровлению с таким расчетом, что впоследствии, накопив необходимую информацию для оценки имеющихся активов и пассивов, он может провести реструктуризацию или поглощение данного банка.

     Среди методов оздоровления, т.е. улучшения качества активов банков, особенно выделяется решение проблемы безнадежных кредитов. Покупка по фиксированной цене или передача неработающих активов (просроченных кредитов, дебиторской задолженности, неликвидных ценных бумаг, нереализуемой недвижимости) в распоряжение санирующих организаций является наиболее эффективным инструментом реструктуризации. В этом случае санирующие организации, такие как другие банки, агентства по реструктуризации, центральные банки или национальные правительства, сознательно идут на принятие текущих убытков в расчете на долгосрочный положительный эффект. Основным условием для этого является наличие свободной ликвидности или легкореализуемых активов у санирующих организаций.

     Основная  проблема этого подхода – сложность  в определении цен на плохие активы. При этом если цена слишком низкая, то возникает необходимость дополнительной рекапитализации.

     Широко  применяется списание части «плохих» активов против резервов, созданных  ранее под возможные потери, связанные  с этими активами. Менее активно используется межбанковский обмен одних активов на другие, более приемлемые для данного банка, через систему многостороннего межбанковского обмена активами и пассивами.

     Важным  направлением расширения работающей части  активов является снижение норм обязательного резервирования и обязательных экономических нормативов, таких, как максимальный риск на одного заемщика и другие.

     Наиболее  приемлемым шагом при реструктуризации банка практически всегда является попытка достижения договоренности с кредиторами:

  • о переоформлении их срочной задолженности в участие в капитале банка;
  • о продлении срока истребования кредиторской задолженности;
  • о рассрочке или пересмотре графика выплаты процентов;
  • о конверсии кредиторской задолженности в долговые ценные бумаги (облигации, депозитные сертификаты, векселя).

     В процессе реструктуризации пассивов важную роль играет введение моратория на исполнение исковых требований, предъявленных  к счетам или имуществу банка, на период действия плана финансового  оздоровления. Такое решение может приниматься как законодательно (и распространяться на всю банковскую систему или банки с четко указанными характеристиками), так и добровольно кредиторами банка. В последнем случае особенно важно достижение единогласного решения кредиторов.

     Основными подходами при реализации метода повышения ликвидности банков являются:

  • прием государственных ценных бумаг или облигаций центральных банков в качестве обеспечения под предоставляемые банкам кредиты;
  • уточнение временного соответствия пассивов и активов - законодательное продление срочности пассивов или сокращение срочности активов;
  • заключение договоров с Центральным Банком о проведении сделок под имеющиеся государственные ценные бумаги санируемого банка;
  • проведение ломбардного кредитования со стороны санирующей организации (или ЦБ) за счет принятия в качестве обеспечения активов «проблемного» банка.

     Среди мер оптимизации расходов банков можно выделить:

  • сокращение административных и капитальных расходов;
  • увольнение персонала;
  • отмена дополнительных форм поощрения менеджеров и сотрудников;
  • реализация неиспользуемого имущества;
  • сокращение филиальной сети;
  • выделение в отдельный бизнес и продажа подразделений банка;
  • упрощение административной структуры;
  • удаление лишних управленческих звеньев;
  • применение различных форм реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение) для оптимизации налогового режима банка в новых условиях;
  • прямая распродажа (ликвидация) затратных активов.

Глава 2. Практика реструктуризации банковских систем в период мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009гг.

2.1. Обзор банковского кризиса в США и стратегии выхода из кризиса.

     Слабая  монетарная политика в США привела  к возникновению пузырей на рынке  недвижимости и фондовом рынке. Параллельно с этим происходил рост кредитования и развитие финансовых инструментов, риски которых трудно поддавались оценке, а дерегулирование деятельности банков сделало систему сильно подверженной риску. Ипотечный кризис 2007 года повлек за собой уменьшение доверия инвесторов к сложным финансовым инструментам, что вылилось в проблемы с ликвидностью в банковском секторе. Весной 2008 года инвестиционный банк Bear Stearns был вынужден обратиться за помощью в срочном финансировании. Государство спонсировало поглощение его банком JPMorgan. Полномасштабный финансовый кризис разразился в сентябре 2008 года, когда государство было вынуждено взять под свой контроль два крупнейших ипотечных агенства Fannie Mae и Freddie Mac и допустило банкротство инвестиционного банка Lehman Brothers. После банкротства банка в тяжелом положении оказалась крупнейшая американская страховая компания AIG, которой государство предоставило кредит на 85 млрд.долларов в обмен на 80% акций, в марте 2009 средства выделенные AIG достигли уже 170 млрд.долларов. После этих событий правительство стало принимать систематические меры по поддержке финансовой системы.

     На  протяжении кризиса Федеральная резервная система активно пыталась поддерживать ликвидность в банковской системе и создала целый ряд инструментов по предоставлению банкам надежных залогов в обмен на облигации, обеспеченные ценными бумагами, по кредитованию корпораций и т.д. Последним действием ФРС было введение программы TALF по рефинансированию потребительских кредитов и кредитов малому бизнесу.

     В октябре 2008 года в США была запущена программа покупки проблемных активов TARP. На конец года в рамках данной программы были проведены следующие подпрограммы:

  • Программа покупки капитала (CPP), которая направила 250 млрд долларов на приобретение привилегированных акций таких крупнейших банков США как: Citigroup, JP Morgan Chase, Wells Fargo (по 25 млрд.долларов), Bank of America (15 млрд.долларов), Morgan Stanley и Goldman Sachs (по 10 млрд.долларов).
  • Покупка дополнительно 20 млрд.долларов привилегированных акций банка Citigroup на условиях, схожих с программой покупки капитала;
  • Займы машиностроительной отрасли (18,4 млрд.долларов)

     В ноябре 2008 года государство объявило, что покроет 90% потерь по активам банка Citigroup, стоимостью 306 млрд.долларов после того, как банк понесет первые 29 млрд.долларов потерь: 5 млрд.долларов должны будут быть покрыты из средств TARP, 10 млрд.долларов из Фонда Страхования Вкладов, оставшиеся 234 млрд.долларов покроет ФРС.

     В начале февраля был принят пакет  фискальных мер по поддержке экономики США , в рамках которого действовала также программа по решению жилищного вопроса, и обнародован план финансовой стабильности, состоящий из трех пунктов:

  • Стресс-тест всех банков и помощь банкам, испытывающих недостаток капитала (расширение программы покупки капитала СРР);
  • Создание Частно-Государственного Инвестиционного Фонда для выкупа проблемных активов;
  • Расширение кредитной программы TALF.

     Также в феврале 2009 года была обнародована программа по поддержке капитала CAP, которая представляет собой второй этап рекапитализации банков (после CPP). Ключевыми пунктами программы являются:

  • В рамках CAP средства будут, как и на первом этапе, предоставляться в виде привилегированных акций
  • Дивиденды установлены на уровне 9% годовых;
  • По желанию банка привилегированные акции могут быть конвертированы в обыкновенные по установленной цене;
  • Если привилегировнные акции не будут конвертированы либо выкуплены, по прошествии 7 лет они будут автоматически конвертированы в обыкновенные

     В ходе подачи заявки на участие в программе, банки должны составить план по использованию капитала. В частности, план должен включать увеличение кредитование по сравнению с тем, которое было возможно без участия в программе.

     В марте 2009 года запущена программа PPIP по выкупу активов частно-государственными фондами, цель которой - привлечь частных инвесторов и направить 500-1000 млрд.долларов на покупку плохих активов, оставшихся со времен кредитного бума 2000 года. В рамках этой программы дейсвовало несколько подпрограмм, направленных на выкуп у банков и воссоздание рынков по торговле следующими двумя типами активов: кредиты и ценные бумаги, обеспеченные активами, выпущенными до 2009 года.

     Реформа регулирования финансового сектора началась в марте 2009 года. Согласно заявлению Казначейства, данная реформа должна включать в себя изменения по следующим направлением:

  • контроль и ограничение системного риска;
  • защита интересов потребителей;
  • закрытие пробелов в структуре регулирования;
  • усиление международной координации в сфере регулирования финансовой системы, действия против отмывания доходов и ухода от налогов.

     Набор мер, разрабатываемых Казначейством  в направлении ограничения системных рисков, включал в себя такие меры, как создание единого независимого регулятора, ответственность которого включает в себя мониторинг системообразующих компаний и торговых площадок; усиление требований к капиталу и управлению риском системообразующих компаний и другие.

2.2. Обзор банковского кризиса в Англии и стратегии выхода из кризиса.

     Первые  проблемы в банковском секторе возникли в Англии после начала ипотечного кризиса в США. Летом 2007 года один из крупнейших ипотечных банков в Англии Northern Rock столкнулся с проблемой нехватки ликвидности и вынужден был обратиться к Банку Англии за кредитом. В сентябре произошел набег на банк, после чего правительство объявило о гарантии всех депозитов банка, что несколько стабилизировало ситуацию.

     К январю 2008 года долг банка перед Банком Англии достиг почти 27 млрд. фунтов, и в феврале банк был национализирован. В общей сложности спасение Northern Rock стоило государству 119 млрд. фунтов.

     В сентябре 2008 с проблемы начал испытывать другой английский банк Bradford & Bingly. Ипотечный  бизнес банка был национализирован, оставшаяся часть банка с сетью филиалов была выкуплена испанским банком Grupo Santander. Спасение Bradford & Bingly обошлось в 14 млрд. фунтов.

     С начала 2008 года правительство ввело  в действие несколько программ по предоставлению ликвидности банкам и увеличило гарантии по депозитам до 50000 фунтов, снижало ставки рефинансирования (последний раз ставка была снижена 5 марта 2009 до 0,5%). Но вскоре стало ясно, что эти меры не могут справиться с систематическими проблемами банковского сектора, в частности, с большим объемом неликвидных высокорискованных активов.

     В апреле 2008 года Банк Англии ввел новое  окно, в рамках которого банкам предлагался обмен высококачественных ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, на государственные облигации сроком до 3 лет. К концу января 2009 общий объем активов, обмененных на государственные облигации, составлял 185 млрд. фунтов. Изначально рассчитывалось, что это будет временная программа. Но в связи с не улучшающимся положением банков было решено неограниченно продлить срок ее действия.

     Новое дисконтное окно, открытое в октябре 2008 года предоставляло средства на срок до 30 дней под залог широкого спектра активов, в зависимости от которого устанавливается процентная ставка. Окно работало для банков и строительных обществ, которым необходимо предоставить специальные депозиты  в Банк Англии и которые не испытывают серьезных проблем с платежеспособностью (т.е. удовлетворяют определенным установленным Банком требованиям).

     В октябре 2008 года банки Англии прошли стресс-тест и были оценены их потребности в капитале. 20 млрд фунтов было предоставлено банку RBS в обмен на обыкновенные акции (15 млрд фунтов) и привилегированные (5 млрд фунтов). Произошла отставка председателя совета директоров и замена президента банка. В результате доля государства в банке составила 58%. 17 млрд фунтов было предоставлено Lloyd Banking Group. Председатель совета директоров и президент HBOS сложили свои полномочия. В результате доля государства в объединенном банке оказалась равной 44%.

     А в феврале 2009 года правительство объявило о программе защиты активов, в ходе которой банки смогут приобрести гарантии от потерь сверх установленного уровня по определенным классам активов, тем самым улучшив капитализацию. Гарантии выпускаются на корпоративные кредиты, кредиты на выкуп компаний, кредиты под залог коммерческой и жилой недвижимости, структурные кредиты и необеспеченные потребительские кредиты. Гарантии работают по следующей схеме: потенциальные убытки по активам делятся на убытки первого уровня (будут определяться индивидуально) и второго уровня, при этом убытки первого уровня несет банк В программе приняли участие два крупнейших банка RBS и Lloyd Banking Group.

Информация о работе Кризис банковской системы и практика её реструктуризации