Кредитование физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Основной целью работы является оценка современной системы кредитования физических лиц.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность и функции кредита;
описать принципы кредитования;
исследовать правовое регулирование кредитных операций;
проанализировать современное состояние рынка кредитования физических лиц в России;
рассмотреть особенности кредитной политики банка, порядок предоставления и заключения кредитного договора, сопровождение кредитного договора и его погашение;
выявить проблемы кредитования физических лиц и наметить пути их решения;
оценить перспективы развития кредитования физических лиц.

Содержание

Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты кредитования физических лиц в России 7
1.1 Понятие, сущность и функции кредита 7
1.2 Принципы кредитования и виды кредитов 14
1.3 Правовое регулирование кредитных отношений 21
1.4 Современное состояние рынка кредитования физических лиц в России 22
ГЛАВА 2. Особенности кредитования физических лиц на примере ОАО «Росбанка» 26
2.1 Краткая экономическая характеристика кредитной организации ОАО «Росбанка» 26
2.2 Особенности кредитной политики банка 31
2.3 Порядок предоставления и заключения кредитного договора на примере программы «Автоэкспресс-кредит» 34
2.4 Сопровождение кредитного договора и порядок его погашения 41
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития кредитования физических лиц в России 57
3.1 Проблемы кредитования физических лиц 57
3.2 Перспективы развития кредитования физических лиц 62
Заключение 69
Список использованной литературы 76
Приложения 79
4.1 Тип ТС 83
4.2 Идентификационный номер VIN 83
4.3 Двигатель № 83
4.4 Кузов № 83
Приложение 1 87
к Договору о перечислении платежей от « »________ 200__г. №______ 87
1. Предмет договора 88
2. Цена договора 89
3. Условия и порядок оплаты 89
4. Срок передачи автомобиля 90
6. Порядок приема-передачи автомобиля 92
7. Гарантийные условия 93
8. Форс-мажор 93
9. Порядок изменения и дополнения договора 94
10. Порядок разрешения споров 94
11. Прочие условия 94
12. Реквизиты сторон 94

Работа содержит 1 файл

Глава3. п. 3.1..doc

— 757.50 Кб (Скачать)

Рис. 7. Динамика кредитного портфеля российских банков, в млрд.руб.

 

Рис. 8. Динамика розничных продаж (в млрд. руб.), в том числе кредитных

Таким образом, в течение  последних 5 лет, и в особенности  в 2004г., в России наблюдалось существенное развитие потребительского кредитования.

Основными предпосылками  данного развития стал рост экономики  России, увеличение реальных доходов  населения вследствие этого роста, а также постепенное заполнение рынка потребительского кредитования конкурентоспособными игроками, предоставляющими потребителям кредитные услуги на конкурентоспособных ценовых условиях.

Случившийся в середине 2004 г. кризис ликвидности банковской системы не оказал негативного влияния  на рынок потребительского кредитования. Более того, среднемесячный рост портфеля с мая по июль (кризисный период) составил 7,8 %, что превышает средний показатель за весь 2004г. на полтора процента.

Росту рынка потребительского кредитования способствовало также  и снижение уровня процентных ставок. Среднее снижение ставки по кредитам срочностью до 1 года в рублях составило в 2004г. примерно 3 %. В то же время, стоимость долгосрочных кредитов, напротив, выросла на 90 б.п., составив порядка 17 % годовых. Наибольшее снижение процентных ставок наблюдалось по кредитам срочностью от 3 до 6 мес., которое составило порядка 4,5 %.

Структура рынка потребительского кредитования в течение 2004г. претерпела некоторые изменения по сравнению  с предыдущим годом.

В частности, структура  рынка несколько сместилась в  пользу целевых кредитов (автокредитование, товарное кредитование, ипотека), доля которых выросла примерно на 10 %. Наиболее быстрорастущим сегментом рынка было автокредитование, доля которого выросла более чем на 7 %. На целевые кредиты по итогам 2004г. пришлось порядка 62 % объема портфеля кредитов, выданных физическим лицам.

В региональной структуре  рынка по-прежнему доминировал Центральный  федеральный округ, на который пришлось порядка 30 % всех выданных кредитов. На втором месте по объему выданных кредитов оказались Приволжский и Сибирский федеральный округ, на которые пришлось 20 % и 15 % рынка соответственно. В целом, структура рынка кредитования физических лиц отражает уровень экономического развития регионов и их долю в общероссийском ВВП.

Рис. 9. Региональная структура рынка потребительского кредитования на 1.10.04

Рис. 10. Зависимость доли рынка от доли ВРП региона в ВВП РФ

В валютной структуре рынка доминировали рублевые кредиты (порядка 85 % общего объема кредитного портфеля), а срочная структура рынка указывает на преобладание долгосрочных кредитов (более 3 лет). На долю кредитов срочностью от 1 до 3 лет пришлось порядка 18 % кредитного портфеля, а на кредиты срочностью от 6 месяцев до 1 года – почти 10 %.

Оценивая дальнейшие перспективы рынка потребительского кредитования в России, можно обратиться к опыту западных стран, в которых уровень развития этой сферы пока несравнимо выше.

Основными показателями, на которые в данном случае имеет  смысл ориентироваться, - это отношение  объема кредитного портфеля к объему ВВП, а также зависимость этого показателя от уровня ВВП на душу населения. Ориентирами для России вполне могут стать страны Центральной и Восточной Европы, в частности, Чехия, Словакия, Польша и, скажем, Венгрия (табл. 3).

Россия в данном сопоставлении проигрывает как по уровню ВВП на душу населения, так и по отношению потребительского долга к ВВП, которые оцениваются на уровне $ 3 970 и 3,7 % соответственно.

 

 

Таблица 3

Показатели  развития кредитования физических лиц  в странах Центральной и Восточной Европы

Страна

Отношение объема кредитного портфеля к объему ВВП, %

ВВП на душу населения, $

Чехия

10,5

10 000

Словакия

8

7 300

Польша

19,5

5 900

Венгрия

12,1

9 800


Даже с учетом более  низкого уровня ВВП доля потребительских кредитов в общероссийском ВВП выглядит достаточно низкой и может в течение ближайшего времени повыситься до 7 – 8 %, что в абсолютном выражении соответствует уровню кредитного портфеля в 1,2 – 1,4 трлн. руб., по сравнению с текущими 618 млрд. руб.

Специалисты Центра экономических исследований ММИЭИФП (Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права) оценивают потенциал роста рынка в 2005г. на уровне 115%: по их мнению общий портфель потребительских кредитов к концу года вырастет до 1,33 трлн. руб.

Таким образом, высокие  темпы роста потребительского кредитования в России сохранятся и в течение 2005 г., к концу которого общий объем  рынка может удвоиться.

Росту рынка будут  способствовать ряд факторов, в числе  которых продолжающийся рост экономики  страны, сопровождаемый ростом доходов населения, появление на рынке новых игроков и новых кредитных продуктов и, как следствие, снижение ценовых условий кредитования.

Заключение

Кредит выступает опорой современной  экономики, неотъемлемым элементом  экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.

Потребительский кредит в современных условиях оказывает двоякое влияние на экономические процессы. Потребительский кредит способствует развитию экономики, поскольку:

1. Стимулирует потребление населением  товаров длительного пользования  и услуг, и, как следствие, - их производство.

2. Способствует перераспределению доходов не только в пространстве (между различными участниками процессов производства и потребления), но и во времени.

3. Устанавливает баланс между  совокупным спросом и совокупным  предложением в краткосрочном  периоде.

4. Сокращает временные разрывы  между потребностью в определенных товарах и услугах и возможностью их оплаты.

6. Сокращает издержки обращения,  связанные с хранением товаров.

7. Увеличивает скорость денежного  обращения. С помощью кредита  свободные денежные капиталы  и сбережения помещаются их владельцами в банки, а последние путём предоставления ссуд пускают их в оборот. Оборот денег ускоряется также тем, что покупка товаров в кредит исключает необходимость предварительного накопления денег, а долг может оплачиваться немедленно после получения дохода.

8. Дает возможность производителям  снять остроту проблемы перепроизводства  товаров и услуг, скоординировать  в будущем производственные планы  с учетом прогноза потребительского  спроса и избежать кризиса  сбыта.

В тоже время потребительский кредит может оказывать и негативное влияние на экономические процессы:

1. На уровне индивида потребительский  кредит создает иллюзию богатства  и приводит к чрезмерным тратам. По мере роста задолженности  часто возникают трудности с  ежемесячными платежами. Кроме  того, потребитель с высокой долей задолженности в потребительском бюджете отчасти теряет покупательский потенциал и привлекательность для товаропроизводителей в будущем.

2. Как правило, покупки в кредит  обходятся дороже, чем при оплате  наличными. Увеличение расходов связано с необходимостью оплаты процентов за пользование кредитом.

3. На макроуровне потребительский  кредит, временно форсируя рост  производства и создавая видимость  высокой конъюнктуры, в конечном  счёте, может способствовать выходу  производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастанию перепроизводства и обострению экономических кризисов. Уровень потребительского кредитования зависит от фазы экономического цикла. На стадии подъема население увеличивает покупки в кредит, в период пика – замедляет, в период спада – резко снижает, в период депрессии – стабилизирует, а затем повышает объемы покупок товаров в кредит. Потребительский кредит в период подъема может способствовать «перегреву» экономики.

4. В условиях глобализации экономики  особенно явно проявляются отличия в возможности предоставления потребительского кредита отечественными и ведущими зарубежными компаниями. Крупнейшие, транснациональные компании, столкнувшись с кризисом сбыта в странах базирования и производства товаров и услуг, предлагают более выгодные условия потребительского кредитования на российском рынке, повышая свои шансы в конкурентной борьбе. Отечественные компании, часто более слабые в финансовом отношении, предлагают менее выгодные условия кредитования. Данный факт оказывает отрицательное воздействие на конкурентоспособность отечественных компаний.

В течение последних 5 лет, и в особенности в 2004г., в  России наблюдалось существенное развитие потребительского кредитования.

Основными предпосылками  данного развития стал рост экономики России, увеличение реальных доходов населения вследствие этого роста, а также постепенное заполнение рынка потребительского кредитования конкурентоспособными игроками, предоставляющими потребителям кредитные услуги на конкурентоспособных ценовых условиях.

Случившийся в середине 2004 г. кризис ликвидности банковской системы не оказал негативного влияния  на рынок потребительского кредитования. Более того, среднемесячный рост портфеля с мая по июль (кризисный период) составил 7,8 %, что превышает средний показатель за весь 2004г. на полтора процента.

Росту рынка потребительского кредитования способствовало также  и снижение уровня процентных ставок. Среднее снижение ставки по кредитам срочностью до 1 года в рублях составило  в 2004г. примерно 3 %. В то же время, стоимость долгосрочных кредитов, напротив, выросла на 90 б.п., составив порядка 17 % годовых. Наибольшее снижение процентных ставок наблюдалось по кредитам срочностью от 3 до 6 мес., которое составило порядка 4,5 %.

Структура рынка потребительского кредитования в течение 2004г. претерпела некоторые изменения по сравнению с предыдущим годом.

В частности, структура  рынка несколько сместилась в  пользу целевых кредитов (автокредитование, товарное кредитование, ипотека), доля которых выросла примерно на 10 %. Наиболее быстрорастущим сегментом рынка было автокредитование, доля которого выросла более чем на 7 %. На целевые кредиты по итогам 2004г. пришлось порядка 62 % объема портфеля кредитов, выданных физическим лицам.

В региональной структуре рынка по-прежнему доминировал Центральный федеральный округ, на который пришлось порядка 30 % всех выданных кредитов. На втором месте по объему выданных кредитов оказались Приволжский и Сибирский федеральный округ, на которые пришлось 20 % и 15 % рынка соответственно. В целом, структура рынка кредитования физических лиц отражает уровень экономического развития регионов и их долю в общероссийском ВВП.

В валютной структуре  рынка доминировали рублевые кредиты (порядка 85 % общего объема кредитного портфеля), а срочная структура рынка указывает на преобладание долгосрочных кредитов (более 3 лет). На долю кредитов срочностью от 1 до 3 лет пришлось порядка 18 % кредитного портфеля, а на кредиты срочностью от 6 месяцев до 1 года – почти 10 %.

Проблемы в области кредитования физических лиц, стоящие перед банками на сегодняшний день:

    1. Отсутствие специального законодательства, регулирующего отношения в области потребительского кредитования. Отношения в данной сфере регулируются законом «О банках и банковской деятельности» и законом «О защите прав потребителей».
    2. Отсутствие кредитной истории. Это дает массу возможностей недобросовестным заемщикам, которые могут получить несколько кредитов в различных банках, без какой – либо проверки их предыдущих кредитных «подвигов».
    3. Используемые зарплатные схемы предприятий. Работодатели зачастую отдают предпочтение «серым» схемам выплаты вознаграждения своим работникам. Заемщик не может официально подтвердить уровень доходов, а банк лишается платежеспособного клиента.
    4. Нет простого механизма возврата денег инвестору в случае несостоятельности заемщика. Стоимость таких ошибок очень велика: потеря основной суммы долга, судебные издержки, административные издержки, потерянное время и т.д.
    5. Проблемы классификации. Необходима достоверная оценка потенциального заемщика, отсечение «плохих» заемщиков. Неверная классификация порождает проблему обеспечения возврата средств заемщиком в принудительном порядке.
    6. Проблема залога. Механизм реализации залога – неудобное и дорогостоящее занятие. Отсутствие регистрации залога движимого имущества позволяет продать или повторно заложить недобросовестным заемщиком заложенное имущество.
    7. Проблема оценки реальных возможностей поручителей. Не секрет, что большинство российских банков решают вопрос снижения своих кредитных рисков путем простого переноса их на поручителей заемщика. При этом нередко поручителями, особенно при крупных размерах кредита, являются различные юридические лица (как крупные, так и средние и малые предприятия). В контексте будущих пластиковых кредитов такая практика будет применяться повсеместно, поскольку удобно выдать заемщику пластиковую карточку, а в случае каких – либо затруднений с возвратом кредита востребовать его с поручителя – предприятия, на котором он работает. На первый взгляд это должно решить проблему, но если более широко рассмотреть вопрос, то данная кредитная политика не гарантирует успеха в той степени, на которую полагаются банки. Рассмотрим общие положения, которыми руководствуется кредитор. Будем считать, что поручительство имеет определенную стоимость. Для простоты будем считать стоимость поручительства равной рыночной стоимости предприятия (или рыночную стоимость материальных ценностей и их ликвидность поручителя – физического лица). Но дело в том, что рыночная стоимость, как предприятия, так и имущества является величиной непостоянной. Она, в основном, зависит от динамики экономики. Т.е. на фазе экономического подъема рыночная стоимость увеличивается, а на стадии экономического спада стремительно уменьшается. Т.е. при оценке необходимо учитывать будущую динамику. Возникает необходимость привлечения экспертов для прогнозирования макроэкономической ситуации. Только таким образом можно адекватно оценить будущую «стоимость» поручительства на момент погашения кредита.

Информация о работе Кредитование физических лиц