Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:27, дипломная работа
Целью данной работы является изложение теоретических основ и практических аспектов оценки кредитоспособности заемщика на примере ООО «Пасифик стрэйд».
Для этого решаются следующие задачи:
1. дать экономическое определение понятию кредитоспособности заемщика и рассмотреть его основные элементы;
2. изучить методику оценки кредитоспособности заемщика – юридического лица;
Комплексный подход в оценки кредитоспособности заключается в выявлении и оценки показателей, всесторонне характеризующих деятельность компании. Методика основывается на анализе факторов внутренней и внешней среды деятельности компании.
Оценка внешней среды функционирования компании начинается с анализа регионального и отраслевого контекста. На стабильность деятельности компании, работающей в том или ином регионе влияет то, насколько динамична, развита и устойчива экономика региона, насколько прозрачно и эффективно ее регулирование. Есть ли необходимая инфраструктура экономики. Как работает финансовый сектор, насколько развита кредитная культура. Также необходимо анализировать структуру и перспективы развития отрасли, остроту конкуренции, особенности режима регулирования. Выявить ключевые факторы успеха и факторы риска влияющие на «игроков» отрасли. Необходимо оценить позиции компании на рынке, ее преимущества перед конкурентами и сферы, где она наиболее уязвима. Обязательно учитывается специфика отрасли и проводится сравнительный анализ ключевых показателей деятельности субъекта с показателями других компаний. Далеко не последнюю роль в рейтинговом исследовании предприятия играет изучение менеджмента и стратегии предприятия.
Оценив
связанные с кредитной заявкой
факторы внешней среды, в которой
функционирует заемщик, его позиции
в регионе, отрасли уровень менеджмента
и конкурентоспособность
Итогом работы по оценке кредитоспособности заемщика является определение двух важных моментов: отнесение заемщика к одному из классов кредитоспособности на основе финансового положения и классификация кредита в соответствии с категорией качества.17 По итогам оценки кредитоспособности заемщика в целях определения кредитного риска, кредит классифицируется в одну из пяти категорий качества:
первая высшая (стандартный кредит) – отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь равна нулю);
вторая (нестандартный кредит) – умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь в следствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по кредиту обусловливает его обесценивание в размере от 1 до 20%);
третья (сомнительный кредит) – значительный кредитный риск (обесценивание кредита от 21 до 50%)
четвертая (проблемный кредит) – высокий кредитный риск (обесценивание кредита от 51 до 100%)
пятая (безнадежный кредит) – отсутствует вероятность возврата кредита в силу неспособности заемщика выполнять обязательства по кредиту.
Предоставление
кредита – это только начало работы
с заемщиком. Банк в дальнейшем осуществляет
контроль за кредитными рисками путем
постоянного мониторинга финансового
положения заемщика и выполнения обязательств
заемщика.18 В ходе контроля за выданным
кредитом, особое внимание уделяется таким
факторам, как задержки с оплатой процентов
по кредиту, кадровые перестановки, распродажа
имущества и т.д. В процессе такого мониторинга
определяющую роль играет информационно-аналитическая
работа, которая базируется на доступных
источниках информации.
3.2
От разрозненных
оценок кредитоспособности
к формированию
единых источников
информации о заемщиках
Одним из путей снижения кредитного риска для коммерческих банков, а в совокупности и снижения кредитных ставок является процесс создания кредитного бюро. Федеральным законом «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30 декабря 2004г. установлено, что с 1 сентября 2005 года кредитные организации должны предоставлять в одно кредитное бюро содержание кредитных историй заемщиков. Увеличение степени доступности информации о заемщике позитивно сказывается на эффективности кредитования. В функционировании бюро кредитных историй заинтересованы все стороны, задействованные в процессе кредитования: и банки и заемщики. Банки могут более эффективно распределить кредитные ресурсы, заемщикам уже не нужно платить завышенные проценты за пользование кредитом, устанавливаемые банками в условиях невозможности реальной оценки кредитных рисков.
Мировая практика использования кредитных бюро показала, что существует вполне ощутимая общая выгода от их деятельности. Основные аргументы экономического характера состоят в следующем:
1. Существование кредитного бюро значительно облегчает получение необходимой информации кредиторами.
2.
обмен информации между
3. при наличии надежной и полной информации, кредиторы увеличивают объемы кредитования и выдают надежным заемщикам кредиты с более высоким показателем соотношения размера кредита и стоимости предмета залога или более низкими требованиями к размеру обеспечения или гарантий, от чего выигрывают потребители.
4. обмен полной информацией по кредитам среди кредиторов приводит к повышению конкуренции на кредитных рынках и снижению процентных ставок.
5.
Кредитные бюро формируют
Таким образом, можно сделать вывод, что использование банками кредитных бюро услуг кредитных бюро позволит снизить кредитные риски и снизить уровень процентных ставок19.
Кредитные
бюро выступают в качестве информационных
посредников, либо учрежденных и
принадлежащих самим
Сильное сдерживающее влияние на процессы формирования института кредитных бюро оказало и продолжает оказывать понятие коммерческой и личной тайны. Во избежание законодательных коллизий, необходимо четкое нормативное разграничение информации, составляющей и не составляющей коммерческую (банковскую) тайну20. В противном случае существует опасность судебных разбирательств в отношении деятельности кредитного бюро.
Активное обсуждение вопроса о создании кредитных бюро в России началось в 1997 году, когда VI Международный банковский конгресс в Санкт-Петербурге, посвященный проблеме рисков, принял рекомендации по активизации создания независимых информационных систем по вопросам кредитной истории ссудозаемщиков (в частности, в форме кредитных бюро). В 1998 году, совместной программой правительства РФ и Банка России «О мерах по реструктуризации банковской системы Российский Федерации» была предусмотрена разработка мер по созданию Банком России системы кредитных бюро, накапливающих и распространяющих информацию о кредитной истории банковских заемщиков21. Однако на государственном уровне идея создания кредитного бюро так и осталась идеей. Перечислим основные трудности, стоящие на пути формирования кредитных бюро в России:
1.
нежелание коммерческих банков
раскрывать информацию о
2.
существование такой формы
3. отсутствие доступа к кредитным историям, которые позволяют банкам кредитовать дочерние предприятия, акционеров и других зависимых (заинтересованных) лиц без осложнений.
В
этом заключаются основные причины
того, что банки неохотно идут на
создание системы, которая бы делала
прозрачной репутацию недобросовестных
заемщиков.
Заключение
Изучая
опыт кредитования банками юридических
лиц, необходимо отметить важность комплексной
оценки кредитоспособности заемщика,
как основного инструмента
Комплексный подход в оценки кредитоспособности заключается в выявлении и оценки показателей, всесторонне характеризующих деятельность компании. Методика основывается на анализе факторов внутренней и внешней среды деятельности компании.
Оценка внешней среды функционирования компании начинается с анализа регионального и отраслевого контекста. В ходе такого анализа необходимо оценить позиции компании на рынке, ее преимущества перед конкурентами и сферы, где она наиболее уязвима. Обязательно учитывается специфика отрасли и проводится сравнительный анализ ключевых показателей деятельности субъекта с показателями других компаний.
Изучив факторы внешней среды, в которой функционирует заемщик, можно приступать к исследованию финансовой отчетности компании, расчету коэффициентов, изучению трендов и финансовому прогнозированию. Оценка кредитоспособности заемщика базируется на системе экономической информации. Информационная база анализа основана на организационном нормировании, бухгалтерском учете и отчетности, финансовой, статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации.
Финансовый анализ проводится с учетом отраслевой специфики. При расчете финансовых показателей могут делаться аналитические корректировки, в частности для осуществления поправок на различия в учетной политике, а также исключения влияния чрезвычайных операций. Перечень показателей используемых для анализа финансового состояния заемщика определяется кредитной организацией самостоятельно.
Итогом работы по оценке кредитоспособности заемщика является определение двух важных моментов: отнесение заемщика к одному из классов кредитоспособности на основе финансового положения и классификация кредита в соответствии с категорией качества.
Осуществляя оценку кредитоспособности заемщика, коммерческие банки опираются не только на внутреннюю информацию о предприятии, но и на данные из внешних источников.
Одним из путей снижения кредитного риска для коммерческих банков, является процесс создания единых источников информации о заемщиках, в частности, кредитных бюро. Увеличение степени доступности информации о заемщике позитивно сказывается на эффективности кредитования. Информация о ненадежных заемщиках становится достоянием большого числа потенциальных кредиторов, что значительно уменьшает кредитный риск. В функционировании бюро кредитных историй заинтересованы все стороны, задействованные в процессе кредитования. Однако, практика создания кредитных бюро в России значительно затруднена. Как показывает мировой опыт, сбор информации о заемщиках может осуществляться как на обязательной, так и на добровольной основе. Обязательность требований в данной сфере не должна вступать в противоречие с понятием банковской тайны.
Информация о работе Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки