Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:53, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение кредитного рынка России, анализ методов регулирования данным рынком, а также пути повышения его конкурентоспособности. Исходя из поставленных целей, можно сформулировать следующие задачи: раскрыть теоретические и методологические аспекты кредитного рынка; проанализировать факторы, влияющие на его нормальное функционирование; а также изыскать пути повышения конкурентоспособности российского кредитного рынка.
5) залоговые документы. Они представляют собой оформленное долговое обязательство, обеспечивающее полученный финансовый или коммерческий кредит в форме залога или заклада. В случае нарушения заемщиком условий кредитного соглашения, владелец этого долгового обязательства имеет право продать их в счет погашения его долга или получить оговоренную в нем собственность.
6) прочие финансовые инструменты кредитного рынка. К ним относятся девизы, коносамент и т.п.
Под организационной структурой кредитного рынка понимается совокупность его институциональных участников.
Одной из важных составляющих кредитного рынка является рынок межбанковских кредитов (МБК). Значение рынка МБК состоит в том, что коммерческие банки могут пополнять свои кредитные ресурсы за счет ресурсов других банков. Свободными кредитными ресурсами торгуют устойчивые в финансовом отношении коммерческие банки, у которых всегда есть излишек ресурсов. Чтобы эти ресурсы приносили доход, банки стремятся разместить их в других банках-заемщиках. Кроме солидных, финансово устойчивых банков, свободными кредитными ресурсами обладают банки, находящиеся в стадии развития, так как они пока еще испытывают недостаток в клиентуре.
Сроки возмещения кредитных ресурсов самые различные. В международной практике наиболее распространены депозиты сроком 1, 3 и 6 месяцев. Ставка МБК, как правило, ниже процентных ставок по кредитам, предоставленным хозяйственникам. Причиной привлечения кредитных ресурсов банком-заемщиком из других банков являются удовлетворение потребности своих клиентов в заемных средствах, т.е. расширение своих кредитных вложений, и необходимость регулирования банковской ликвидности.
Межбанковские кредиты начинают играть все большую роль в формировании ресурсов коммерческих банков. Однако у них имеются существенные недостатки - отсутствие оперативности в перераспределении средств, ограниченность в размерах и сроках. Ликвидировать эти недостатки можно благодаря привлечению ресурсов Центрального Банка как кредитора “в последней инстанции” или, как еще говорят, кредитора “последней руки”. Именно этот банк осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики страны и в зависимости от направления кредитной политики строит свои отношения с коммерческими банками. Центральный банк проводит по отношению к коммерческим банкам политику, направленную на расширение или сокращение ими объемов кредитных вложений. При этом используются такие инструменты, как изменение уровня учетной ставки, размера минимальных требований по обязательному резервированию части привлеченных банками ресурсов, объема операций, проводимых на открытом рынке. Использование ЦБ того или иного метода регулирования или же их совокупность зависит от степени развития рыночных отношений в данной стране [15;с.21].
Субъектами кредитного рынка являются основные участники кредитных отношений: кредиторы, заемщики и гаранты. В составе участников кредитного рынка выделяют институциональных участников, к которым относятся юридические лица, и индивидуальных участников, к которым относятся физические лица. Наиболее активными участниками кредитного рынка являются банки и небанковские кредитные учреждения.
Основные участники кредитного рынка — банки — сами входят в инфраструктуры остальных денежных рынков. Поэтому очень трудно обозначить для кредитного рынка элементы инфраструктуры, аналогичные другим рынкам.
Так, кредитные операции (купля-продажа кредитов) осуществляются непосредственно банками, которые для других рынков являются частью внебиржевой системы торговли [3;с.666].
2. Методы регулирования
Пространственный подход к определению стратегии кредитного рынка требует анализа как общероссийской тенденции развития национальной экономики, так и распределения региональных темпов роста. Уровень развития кредитного рынка на отдельных территориях может значительно отличаться: сегодняшний уровень развития инфраструктуры и финансовые возможности кредитных организаций по федеральным округам, по субъектам Российской Федерации весьма различен. Эти различия хотя и определены кредитным потенциалом регионов, но часто не соответствуют их масштабам.
Существующие в экономической литературе подходы к оценке уровня развития кредитного рынка, как правило, основаны на критериях развития банковской системы. Однако не вызывает сомнений, что между отдельными элементами рыночной системы существуют определенные взаимосвязи. С одной стороны, кредитный рынок является механизмом функционирования экономики, с другой стороны – социально – экономическое развитие государства и уровень развития банковской системы являются условиями развития кредитного рынка Поэтому естественно, что основными сферами влияния на развитие кредитного рынка являются социальная, сфера реальной экономики и банковская. Например, уровень привлечения средств на кредитном рынке зависит от доходов населения и уровня их потребления, от целей финансовых результатов предприятий, степени ее концентрации и т.д. [10; с. 60].
На развитие кредитных отношений влияют денежно-кредитная политика государства, уровень развития производства, структура кредитной системы, финансовое состояние хозяйственных субъектов, действующая система налогообложения и пр.[4; с.149].
Собранный и систематизированный массив информации позволяет сформировать типологические группы в системе двух координат «внешнее и внутреннее окружении кредитного рынка – количественное и качественное развитие кредитного рынка».
При анализе выявляется достаточно устойчивый разрыв между эффективным функционированием кредитного рынка и развитием реального сектора, что приводит к фактической независимости первого от второго.
Можно рассмотреть дальнейшее развитие кредитного рынка с помощью следующих методов регулирования:
1) эффективное развитие стимулирует наращивание объемов объемов и интенсивность кредитных операций. Необходимо более глубокое внедрение кредитных организаций с услугами, пользующимися наибольшим спросом у участников кредитного рынка;
2) масштабное развитие позволяет стимулировать развитие кредитного рынка путем совершенствования кредитных услуг и расширения границ их предоставления, ужесточение политики с конкурентами, формирования комплекса мероприятий, стимулирующих спрос и предложение на кредитном рынке;
3) интеграционное развитие подразумевает использовании прогрессивной интеграции путем ужесточения политики контроля за кредитными операциями, осуществление мероприятий с целью снижения риска возможных потерь капитала;
4) диверсификационное развитие способствует освоению совершенно новых кредитных услуг, при этом осуществляется программа действий, направленная на развитие всех сторон деятельности кредитных организаций.
Следовательно, одним из основных условий формирования стратегии кредитного рынка является система комплексного анализа социально-экономического развития и банковской сферы, позволяющая получать объективные оценки важнейших тенденций кредитного рынка и определять потенциал его развития [10; с.62].
Одним из основных факторов обеспечения устойчивости кредитного рынка является наличие эффективного механизма регулирования банковской ликвидности. Причем данный механизм должен включать не только реально работающие инструменты рефинансирования Центрального Банка, а прежде всего четко организованный межбанковский кредитный рынок, поскольку именно межбанковское кредитование является основным способом перераспределения денежных средств между банками.
Основными проблемами взаимодействия банков на межбанковском кредитном рынке являются риск невозврата средств и недоверие банков друг к другу. Поэтому многие банки, перестраховываясь, держат на своих корреспондентских счетах излишние средства. Об осторожной позиции банков к размещению свободных денежных средств на межбанковском кредитном рынке говорит стабильный интерес кредитных организаций к размещению в депозиты Банка России, в то время как процентные ставки по ним ниже ставок межбанковского кредитования. В результате при общей достаточной банковской ликвидности одни банки страдают от ее недостатка, а другие – не могут или по какой-то причине не хотят размещать свободные денежные средства в доходные активы.
Для предотвращения кризисных ситуаций и значительных колебаний процентных ставок на межбанковском рынке необходимо создание действенного механизма для снижения банковских рисков. Примером такого механизма является саратовская региональная модель, действующая с 1999г. в рамках Генерального соглашения «О сотрудничестве на рынке межбанковских кредитов и депозитов». Модель получила поддержку со стороны Банка России и была рекомендована другим регионам для организации межрегионального при осуществлении банками сделок межбанковского кредитования. В 2004 г. Главным управление была разработана межрегиональная модель, в основе которой следующие принципы:
1) бесспорность списания денежных средств с корсчета банка-заемщика в случае неисполнения им обязательств по финансовой сделке;
2) доступность информации о финансовом состоянии банков-контрагентов;
3) оперативность согласования спроса и предложения на межбанковском кредитном рынке [11;с.48].
3. Пути повышения конкурентоспособности кредитного рынка России
В условиях формирования рыночных отношений в России проблема развития конкуренции и повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов во всех отраслях экономики, в том числе в банковской сфере, становится всё более актуальной. В настоящее время рассматриваемая проблематика приобретает особое значение в связи с конкуренцией не только между российскими банками различных масштабов деятельности (национальными, региональными и местными), но также и российскими и иностранными кредитными организациям.
Сложившиеся тенденции определяют необходимость разработки комплексной системы мер, направленных на повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций. Важнейшим механизмом управления конкурентоспособностью банка на микроуровне является конкурентная стратегия.
Под стратегией банка следует понимать комплекс мероприятий по определению основных долгосрочных целей и задач кредитной организации, направленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества на рынке банковских услуг.
Современная теория стратегического менеджмента предполагает различные подходы к классификации конкурентных стратегий в зависимости от их концептуальной направленности. При этом, с точки зрения анализа конкурентного поведения банков, на наш взгляд, особого внимания заслуживает классификация стратегий, которая выделяет три базовые стратегии: лидерство в издержках, дифференциация и фокусирование[20,с.44].
Лидерство в издержках. Реализация данной стратегии может потребовать изменения характера предоставляемых банком услуг, а также крупных предварительных капиталовложений для завоевания необходимой доли рынка. В качестве основных мероприятий в рамках реализации стратегии минимизации издержек на рынке банковских услуг следует отметить следующие.
Использование эффекта масштаба. В банковской деятельности применение эффекта масштаба может проявляться в двух основных формах: слияния и поглощения, а также публичного размещения ценных бумаг. Кредитные организации, функционирующие в среднем и нижнем эшелонах национальной банковской системы, как правило, опираются на другие направления минимизации издержек, рассмотренные ниже.
Применение кривой обучения предполагает снижение уровня накладных затрат банка по мере роста масштабов проводимых операций. Эффект обучения значимо проявляется при банковском обслуживании как физических, так и юридических лиц – в частности, кредитовании корпоративных клиентов.
Оптимизация накладных расходов. Это направление предполагает оптимизацию затрат банка за счет снижения непроцентных расходов, не относящихся прямо к основным банковским операциям.
Рационализация кредитной политики банка предполагает регулирование уровня кредитного риска банка и снижения размера возможных потерь в случае дефолта заемщиков, в частности: ужесточение требований к потенциальным заемщикам; организация мер по совершенствованию кредитной работы банка; пересмотр линейки предоставляемых кредитных продуктов.
Стратегия дифференциации защищает кредитную организацию от конкурентного соперничества за счет формирования лояльности клиентов к продуктам и услугам банка, а также снижает чувствительность к их цене.
На рынке кредитования корпоративных клиентов факторы дифференциации продуктов, по нашему мнению, можно разделить на две основные группы:
1) Факторы, связанные с процедурой рассмотрения кредитной заявки (срок анализа кредитной заявки, объем финансовой и юридической документации, предоставляемой клиентом, а также требования банка к финансовой устойчивости потенциального заемщика и др.);
2) Факторы, отражающие специфику условий кредитования (уровень процентной ставки по ссуде, характер обеспеченности кредита, целевое назначение кредитного продукта, состав прочих обязательств заемщика в рамках кредитного соглашения и др.);
Стратегия фокусирования предполагает фокусирование деятельности банка на обслуживании определенной группы клиентов либо географического сегмента рынка. В основе данной стратегии лежит предположение о том, что кредитная организация с ее помощью способна преследовать узкую стратегическую цель с большей эффективностью, чем ее конкуренты, действующие на более широком пространстве. Применительно к банковской практике стратегию фокусирования можно рассматривать в качестве трех разновидностей.
Фокусирование на клиентуре определенного масштаба бизнеса предполагает концентрацию усилий кредитной организации на обслуживании клиентов определенного масштаба деятельности: малого, среднего или крупного бизнеса. В данном контексте следует особо выделять фокусирование деятельности банка на обслуживании субъектов малого бизнеса, традиционно испытывающих повышенную потребность в заемных банковских ресурсах. В качестве основных предпосылок успешной реализации банком данной стратегии отметим следующие: