Государство
не отвечает по обязательствам Банка
России, а Банк России - по обязательствам
государства, если они не приняли
на себя такие обязательства или
если иное не предусмотрено федеральными
законами. Банк России в пределах полномочий,
предоставленных ему Конституцией
РФ и федеральными законами, независим
в своей деятельности. Федеральные
органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления не имеют права вмешиваться
в деятельность Банка России по реализации
его законодательно закрепленных функций
и полномочий, принимать решения,
противоречащие Федеральному закону о
Банке России.
Для
реализации возложенных на него функций
Банк России взаимодействует с органами
государственной власти. Он участвует
в разработке экономической политики
Правительства РФ. Председатель Банка
России или по его поручению один
из его заместителей участвует в
заседаниях Правительства РФ, а также
может принимать участие в
заседаниях Государственной Думы при
рассмотрении законопроектов, касающихся
вопросов экономической, финансовой, кредитной
и банковской политики Министр финансов
РФ и министр экономического развития
и торговли РФ или по их поручению
по одному из их заместителей участвуют
в заседаниях совета директоров Банка
России с правом совещательного голоса.
Банк
России и Правительство РФ информируют
друг друга о предполагаемых действиях,
имеющих общегосударственное значение,
координируют свою политику, проводят
регулярные взаимные консультации. Банк
России консультирует Министерство
финансов РФ по вопросам графика выпуска
государственных ценных бумаг Российской
Федерации и погашения государственного
долга Российской Федерации с
учетом их воздействия на состояние
банковской системы Российской Федерации
и приоритетов единой государственной
денежно-кредитной политики.
Средства
федерального бюджета и средства
государственных внебюджетных фондов
хранятся в Банке России, если иное
не установлено федеральными законами.
Банк
России без взимания комиссионного
вознаграждения осуществляет операции
со средствами федерального бюджета, средствами
государственных внебюджетных фондов,
средствами бюджетов субъектов Федерации
и средствами местных бюджетов, а
также операции по обслуживанию государственного
долга Российской Федерации и
операции с золотовалютными резервами.
Золотовалютные резервы ЦБ РФ достигли
200 млрд. дол.3
Банк
России может быть ликвидирован только
на основании принятия соответствующего
закона Российской Федерации о поправках
к Конституции РФ.
Специфика
правового статуса ЦБ РФ выражается,
во-первых, в том, что Банку России
поручено решение ряда вопросов, отнесенных
к исключительной компетенции Российской
Федерации. Во-вторых, в рамках названной
компетенции он выполняет возложенные
на него функции и реализует предоставленные
ему полномочия совместно с органами
государственной власти, но независимо
от них. В-третьих, полномочия Банка
России имеют ярко выраженный государственно-властный
характер.
При
этом ни один нормативно-правовой акт
не дает ответа на вопрос о месте
Банка России в отечественной
системе органов государственной
власти и управления (либо относительно
нее). Наконец, организационно-правовая
форма Банка России как юридического
лица действующим законодательством
не определена.
Банк
России подотчетен Государственной
Думе Федерального Собрания Российской
Федерации. Подотчетность Банка
России Государственной Думе выражается
в следующем:
1)
председатель Банка России назначается
на должность и освобождается
от должности Государственной
Думой по представлению Президента
РФ;
2)
члены совета директоров Банка
России назначаются на должность
и освобождаются от должности
Государственной Думой по представлению
Председателя Банка России, согласованному
с Президентом РФ;
3)
Государственная Дума направляет
и отзывает своих представителей
в Национальный банковский совет;
4)
Государственная Дума рассматривает
годовой отчет Банка России
и принимает по нему решение;
5)
Государственная Дума принимает
решение о проверке Счетной
палатой РФ финансово-хозяйственной
деятельности Банка России, его
структурных подразделений и
учреждений. Указанное решение может
быть принято только на основании
предложения Национального банковского
совета;
6)
председатель Банка России представляет
Государственной Думе доклад
о деятельности Банка России (при
представлении годового отчета
и основных направлений единой
государственной денежно-кредитной
политики).
Центральный
банк представляет интересы Российской
Федерации во взаимоотношениях с
центральными банками иностранных
государств, а также в международных
банках и иных международных валютно-финансовых
организациях. Банк России по вопросам,
отнесенным к его компетенции, издает
в форме указаний, положений и инструкций
нормативные акты, обязательные для федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления,
всех юридических и физических лиц. Правила
подготовки нормативных актов Банка России
устанавливая Банком России самостоятельно.
Компетенция
Банка России включает в себя тот
объем полномочий который необходим
для реализации возложенных на него
функций. Основными функциями Банка
России являются следующие:
1)
разработка и проведение единой
государственной денежно-кредитной
политики. Для достижения этой
цели Банк России взаимодействует
с Правительством РФ и выступает
как орган денежно-кредитной политики
государства;
2)
осуществление банковского регулирования
и банковского надзора за деятельностью
кредитных организаций. При реализации
этой функции Банк России является
органом контроля и надзора
за соблюдением требований законодательства
всеми элементами банковской
системы РФ. Регулирующие и надзорные
функции Банка России осуществляются
им через действующий на постоянной
основе орган - Комитет банковского
надзора, объединяющий структурные
подразделения Банка России, обеспечивающие
выполнение его надзорных функций;
3)
обеспечение и поддержание стабильности
в банковской системе РФ Банк
России является центром банковской
системы страны, взаимодействуя
с органами государственной власти,
органами местного самоуправления
и кредитными организациями;
4)
осуществление банковских операций.
В этом случае Банк России
выступает как кредитная организация
и имеет право совершать практически
все банковские операции и
сделки за некоторыми установленными
в законе “О Центральном банке
(Банке России); исключениями.
Компетенция
Банка России как органа денежно-кредитной
политики РФ:
1)
Банк России ежегодно не позднее
26 августа представляет в Государственную
Думу проект основных направлений
единой государственной денежно-кредитной
политики на предстоящий год
и не позднее 1 декабря - основные
направления единой государственной
денежно-кредитной политики на
предстоящий год. Предварительно
проект основных направлений
единой государственной денежно-кредитной
политики представляется Президенту
РФ и в Правительство РФ. Основные
направления единой государственной
денежно-кредитной политики на
предстоящий год включают принципы
проведения такой политики, краткую
характеристику состояния экономики
России, план мероприятий Банка
России на предстоящий год
по совершенствованию банковской
системы РФ, банковского надзора,
финансовых рынков и платежной
системы и т п.;
2)
Банк России без взимания комиссионного
вознаграждения осуществляет операции
с федеральным бюджетом и государственными
внебюджетными фондами, с бюджетами
субъектов Российской Федерации
и местными бюджетами, а также
операции по обслуживанию государственного
долга и операции с золотовалютными
резервами Российской Федерации.
Средства федерального бюджета
и государственных внебюджетных
фондов хранятся в Банке России,
если иное не установлено федеральными
законами;
3)
Банк России монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и организует
их обращение. Для организации
наличного денежного обращения
Банк России: прогнозирует и организует
производство, перевозку и хранение
банкнот и монет; устанавливает правила
хранения, перевозки и инкассации наличных
денег для кредитных организаций; устанавливает
признаки платежеспособности денежных
знаков и порядок замены поврежденных
банкнот и монеты, а также их уничтожения;
определяет порядок ведения кассовых
операций; регулирует общий объем выдаваемых
им кредитов в соответствии с принятыми
ориентирами единой государственной денежно-кредитной
политики; устанавливает одну или несколько
процентных ставок по различным видам
операций или проводить процентную политику
без фиксации процентной ставки. Процентные
ставки Банка России представляют собой
минимальные ставки, по которым Банк России
осуществляет свои операции. Банк России
использует процентную политику для воздействия
на рыночные процентные ставки в целях
укрепления рубля; осуществляет валютные
интервенции, под которыми понимается
купля - продажа Банком России иностранной
валюты на валютном рынке для воздействия
на курс рубля и на суммарный спрос и предложение
денег; от своего имени осуществляет эмиссию
облигаций, размещаемых и обращаемых только
среди кредитных организаций;
4)
ЦБ РФ участвует в разработке
экономической политики Правительства
РФ;
5)
Банк России принимает участие
в разработке прогноза платежного
баланса РФ и организует составление
платежного баланса РФ;
6)
Банк России осуществляет кредитование
Минфина РФ для покрытия разрывов
между годовыми текущими бюджетными
доходами и расходами, приобретение
государственных ценных бумаг
при их первичном размещении.
Банк
России, созданный для осуществления
управленческих функций, имеет три
основных цели деятельности, закрепленные
в Федеральном законе: защита и обеспечение
устойчивости рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным
валютам; развитие и укрепление банковской
системы Российской Федерации; обеспечение
эффективного и бесперебойного функционирования
системы расчетов.
Функции
и полномочия, предоставленные Банку
России для достижения этих целей, превращают
его в орган монетарной власти,
орган банковского регулирования
и надзора и расчетный центр
банковской системы являясь органом монетарной
власти. Банк России осуществляет следующие
функции: разрабатывает и проводит (во
взаимодействии с Правительством РФ) единую
государственную денежно-кредитную политику,
направленную на защиту и обеспечение
устойчивости рубля; осуществляет валютное
регулирование, включая операции по покупке
и продаже иностранной валюты, определяет
порядок осуществления расчетов с иностранными
государствами; организует и осуществляет
валютный контроль как непосредственно,
так и через уполномоченные банки; принимает
участие в разработке прогноза платежного
баланса РФ и организует составление платежного
баланса РФ; проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики РФ в целом и по регионам,
прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых
и ценовых отношений, публикует соответствующие
материалы и статистические данные, реализуя
при этом задачу снижения инфляционных
ожиданий.
2.Содержание
финансовых
отношений
предприятий
и организаций
Поскольку финансы предприятия как отношения
являются частью экономических отношений,
возникающих в процессе хозяйственной
деятельности, принципы их организации
определяются основами хозяйственной
деятельности предприятия. Исходя из этого,
принципы организации финансов можно
сформулировать следующим образом: