Косвенные налоги в составе цены: их величина, динамика, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой.

Работа содержит 1 файл

Косвенные налоги в составе цены их величина, динамика, структура.docx

— 118.18 Кб (Скачать)

     Акцизы  определяет глава 22 (статьи 179-206) НК РФ.

     Статья 181 определяет исчерпывающий список подакцизных товаров. Законодатель выделяет 10 видов подакцизных товаров, которые можно сгруппировать  как:

  • спиртосодержащая продукция
  • табачные изделия
  • автомобили
  • горюче-смазочные материалы

     Налоговая база и налоговая ставка определяются отдельно по каждому виду подакцизных товаров, налоговая ставка ежегодно индексируется.

     Как сообщает журнал «ГлавБух» уже в 2012 году размер акцизов на спирт  и табак вырастет на 20 процентов  от существующих ставок. К 2014 году планируется  повысить их еще в несколько раз: в четыре раза на спирт и более  чем в три раза на табак. 

 

     Таблица3. Анализ изменений законодательства по акцизам

 
     Что изменилось      С 1 января 2011 года      До 1 января 2011 года
     Акцизы
     Перечень  подакцизных товаров  
  
П.1 ст. 181 НК РФ  
  
Изменения внесены Федеральным законом от 27.11.2010 № 306-ФЗ
     Дополнен  перечень подакцизных товаров. В  число подакцизных товаров добавлен спирт коньячный, виноматериалы  и напитки на основе пива. 
Согласно изменениям, не рассматриваются как подакцизные товары парфюмерно-косметической продукции с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитые в емкости до 3 мл включительно. 
Кроме того, в отдельные виды подакцизных товаров выделены автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)
     Ставки  акцизов  
  
П. 1 ст. 193 НК РФ  
  
Изменения внесены Федеральным законом от 27.11.2010 № 306-ФЗ  
  
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов,
      
  
  
  
  
  
  
  
231 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах
      
  
  
  
  
  
  
  
210 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах
     Алкогольная продукция с объемной долей этилового  спирта до 9 процентов включительно      190 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах      158 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах
     Вина  шампанские, игристые, газированные, шипучие      18 руб. за 1 литр      14 руб. за 1 литр
     Пиво  с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового  свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготовляемые  на основе пива, произведенные без  добавления спирта этилового      10 руб. за 1 литр      9 руб. за 1 литр
     Сигары      30 руб. за 1 шт.      25 руб. за 1 шт.
     Сигареты  с фильтром      280 руб. за 1 000 шт. + 7 процентов расчетной  стоимости, исчисляемой исходя  из максимальной розничной цены, но не менее 360 руб. за 1 000шт.      205 руб. за 1 000 шт. + 6,5 процентов расчетной  стоимости, исчисляемой исходя  из максимальной розничной цены, но не менее 250 руб. 
за 1 000 шт.
     Сигареты  без фильтра, папиросы      250 руб. за 1 000 шт. + 7 процентов расчетной  стоимости, исчисляемой исходя  из максимальной розничной цены, но не менее 310 руб. 
за 1 000 шт.
     125 руб. за 1000 шт. + 6,5 процентов расчетной  стоимости, исчисляемой исходя  из максимальной розничной цены, но не менее 155 руб. 
за 1 000 шт.
     Ставка  акциза на этиловый спирт из всех видов  сырья (в том числе спиртсырец) и коньячный спирт  
  
(Вступает в силу с 01.08.2011)
     Ставка  акциза на этиловый спирт из всех видов  сырья (в том числе спиртсырец) и коньячный спирт будет зависеть от того, уплачивается организацией авансовый  платеж акциза или нет. 
Так, при отгрузке или передаче внутри одной организации спирта для производителей алкогольной или спиртосодержащей продукции, уплачивающих авансовый платеж, предусмотрена нулевая ставка акциза. Аналогичные ставки будут применяться производителями парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке
     Не  регламентировано
 
 

     Уровень табачных акцизов в РФ является низким как в относительном (доля акцизов  в розничной цене сигарет), так  и в абсолютном выражении (сумма  акцизного сбора на одну сигарету). Согласно директивам ЕС, доля акцизного  налога в цене сигарет наиболее популярной ценовой категории должна превышать 57%. В России в 2008 году эта доля для  сигарет с фильтром стоимостью 12 рублей за пачку (что соответствовало  средней цене сигарет по данным Росстата) составляла 26%. В 2009 году для пачки  сигарет стоимостью 14 рублей она  составляла 27%, то есть вдвое меньше показателя ЕС. В Украине в июне 2009 года доля акцизов в цене сигарет  с фильтром средней стоимости  составляла 40%. В Китае, еще до повышения  акцизов в мае 2009 года, доля акцизов  в цене составляла 40%.

     Сопоставление разных компонентов акциза в России и соседних странах (Таблица 4), показывает, что нынешние ставки акциза в России меньше, чем в большинстве соседних стран. Интегрированным показателем уровня акциза является уровень поступлений в бюджет с одной сигареты, который рассчитывается путем деления общих поступлений в бюджет от табачных акцизов на количество налогооблагаемых сигарет. Хотя поступления в бюджет РФ с одной налогооблагаемой сигареты в 2001-2008 годах увеличились с 2,4 до 15,8 копеек, эта сумма очень низка по сравнению с другими странами. Согласно Директиве ЕС 2002/10 сумма акциза с одной сигареты наиболее популярной ценовой категории должна быть не менее 0,064 евро, то есть 2,9 рубля. В 2008 году этот показатель в Польше равнялся 2,44 рубля, в 2007 году в Турции – 1,92 рубля. В Китае в 2005 году с 1,7 триллиона сигарет было получено 240 миллиардов юаней, что составляло тогда 0,5 рубля с сигареты. Эти данные показывают, что сумма акциза с одной сигареты в России может быть постепенно повышена не менее чем в 10 раз, хотя период повышения, по опыту новых стран ЕС, должен занять несколько лет.

     В Украине в 2008 году сумма акциза с  одной сигареты составляла 0,028 гривны (= 0,153 рубля), а за первые семь месяцев 2009 года она выросла до 0,067 гривны (= 0,255 рубля). К концу года этот показатель должен увеличиться, так как с мая 2009 года минимальный налог на одну сигарету с фильтром составляет в Украине 0,1 гривны (= 0,38 рубля). В России же ожидаемая сумма акциза с одной сигареты в 2009 году составляет 0,2 рубля.

 
 

     Таблица 4. Ставки акцизного сбора на сигареты с фильтром в России и соседних странах (по состоянию на сентябрь 2009 года)

 
Акциз   Россия Украина Беларусь Казахстан Китай Латвия Литва Эстония Финляндия Польша
Специфический 
(на 1000 штук)
нац. валюта 150 60     3 22,5 132 500 15,1 138,5
рублей 150 228     13 1418 1698 1400 681 1468
Минимальный (на 1000 штук) нац. валюта 177 100 6100 1000           196,2
рублей 177 380 68 210           2079
Адвалорный (%) 6 20     36-56 34,5 20 31 52 31,41
 

     Cтавки акцизов на алкоголь в России невысоки, особенно на крепкие спиртные напитки, даже учитывая различия в покупательной способности населения Европы и России (см. Табл.5). Особенно сильно отличаются акцизы на крепкие спиртные напитки в России от акцизов в странах с проблемно высоким потреблением алкоголя, и высокой долей потребления крепких напитков. Более того, соотношения ставок акцизов на крепкие спиртные напитки и пиво кардинально отличаются от европейских. Ставка акциза на вино сопоставима с винопотребляющими странами Европы. Политика снижения потребления алкоголя требует повышения акцизов на все алкогольные продукты, с кардинально опережающим повышением акцизов на крепкие напитки. Только в этом случае можно надеяться на переключение потребления россиян на менее крепкие напитки с одновременным снижением совокупного потребления алкоголя. Табл. 2 содержит информацию о ставках акцизов на спирт, промежуточные продукты, вино и пиво в странах Европы в 2010 г.

Таблица 5. Ставки акцизов на алкоголь (евро на литр чистого алкоголя), Россия и страны Европы, 2010

     

 
 

         1.3 Таможенные пошлины

     Таможенные  пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

     Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу.

     Таможенной  пошлине присущи все основные элементы налога. Субъектом обложения  таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант - лицо, заявляющее таможне от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Декларантом может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер (посредник).

     Следующим элементом налога является ставка. В соответствии с Законом о  таможенном тарифе (ст. 3) ставки таможенных пошлин в пределах, установленных  данным Законом, определяются Правительством Российской Федерации. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных  Законом о таможенном тарифе.

     Ставки  таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ "О таможенном тарифе" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

     В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

  • Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
  • Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
  • Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

     В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

  • Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;
  • Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;
  • К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

     Однако, ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.

     В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

  • Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.
  • Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
  • Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

     Особые  виды таможенных пошлин:

  • Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
  • Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;
  • Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
  • Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

Информация о работе Косвенные налоги в составе цены: их величина, динамика, структура