Косвенные налоги в составе цены: их величина, динамика, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой.

Работа содержит 1 файл

Косвенные налоги в составе цены их величина, динамика, структура.docx

— 118.18 Кб (Скачать)
 

     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя  перекладывается все большая  часть косвенных налогов.

     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 2. Характеристика косвенных налогов  по видам

 

         2.1 Характеристика НДС

     Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

     Хотя  теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

     Впервые НДС был введен 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит  г-ну Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует  в таких странах, как СШАЯпония, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %.

     В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

     Отдельные категории налогоплательщиков и  отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий  и льгот по НДС в НК РФ более 100. В частности, организации и  индивидуальные предприниматели имеют  право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки за три месяца, предшествующих освобождению, не превысила определённой величины (на 2010 год — 2 млн руб.).

     Максимальная  ставка НДС в Российской Федерации  после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.

     Для некоторых продовольственных товаров  и товаров для детей в настоящее  время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие наупрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

       Порядок расчёта налога.

     Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в  соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при  приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).

     Расчет  налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

     Объект  налогообложения в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплатавансов.

     НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего»  НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое  подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС  в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

     Также налогом на добавленную стоимость  облагается:

  • безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт).
 

      Таблица 2. Налоговые ставки стран ЕС

 
     Страна      Ставка Аббревиатура      Название
Стандартная Сниженная
 Австрия 20 % 12 % или 10 % USt. Umsatzsteuer
 Великобритания 20 % 5 % или 0 % VAT Value Added Tax
 Дания 25 %        moms Merværdiafgift
 Германия 19 % 7 % MwSt./USt. Mehrwertsteuer/Umsatzsteuer
 Испания 18 % 7 % или 4 % IVA Impuesto sobre el valor añadido
 Италия 20 % 10 %, 6 %, или 4 % IVA Imposta sul Valore Aggiunto
 Кипр 15 % 5 % ΦΠΑ Φόρος Προστιθεμένης Αξίας
 Латвия 22 % 12 % PVN Pievienotās vērtības nodoklis
 Люксембург 15 % 12 %, 9 %, 6 %, или 3 % TVA Taxe sur la Valeur Ajoutée
 Франция 19,6 % 5,5 % или 2,1 % TVA Taxe sur la Valeur Ajoutée
 Швеция 25 % 12 % или 6 % Moms      Mervärdesskatt
 

Остальной мир

Страна      Ставка      Местное название
Стандартная Сниженная
 Австралия 10 % 0 % GST (Goods and Services Tax)
 Аргентина 21 % 10,5 % или 0 % IVA (Impuesto al Valor Agregado)
 Беларусь 18 % (с 1 января 2010 — 20 %) 10 % ПДВ (падатак  на дададзеную вартасць)
 Индия4 12,5 % 4 %, 1 % или 0 %       
 КНР 17 % 2,3,4,6,13 %
 Россия 18 % 10 % или 0 % НДС (налог  на добавленную стоимость)
 Швейцария      7,6 % 3,6 % или 2,4 % MWST (Mehrwertsteuer) / TVA (Taxe sur la valeur ajoutée) / IVA (Imposta sul valore aggiunto) / VAT (Value Added Tax)
 ЮАР      14 % 0 % VAT (Valued Added Tax)
 Япония      5 %        Consumption tax (消費税)

         2.2 Акцизы и их характеристика

     Акцизы  – один из самых старых налогов. Этот вид налогов издавна использовался  государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны  и государством (например, правителями  Древнего Рима). В царской России в 1901 г. акцизы давали казне 61% доходов. Акцизы, пожалуй, самая древняя форма  налогообложения, не считая пошлин.

     Акцизы  – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового  потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф.

     В настоящее время акцизы применяются  во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую  роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления  подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и  регулирования спроса и предложения  товаров.

     Акцизы  являются косвенным налогом, который  увеличивает цену товара и поэтому  оплачивается потребителем. В отличие  от НДС этим налогом облагается вся  стоимость товара, включая и материальные затраты. В соответствии с Законом  РФ от 6.12.91 г. № 1993-1 «Об акцизах» (с  учетом изменений и дополнений) и  Инструкцией ГНС РФ от 22.06.96 г. № 43 (9) налогообложению подлежит довольно широкий круг товаров. Начиная с  сентября 1995 года, перечень облагаемых акцизами товаров и особенно ставки этого налога подвергались наиболее частым корректировкам, особенно в  назначении товаров производственного  назначения и сырьевых товаров (нефть, включая газовый конденсат).

     Акциз (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табаквино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. В дореволюционной России акцизы вместе с винной монополией давали (в 1904) 47,5 % общей суммы поступлений в бюджет. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Информация о работе Косвенные налоги в составе цены: их величина, динамика, структура